|
Кузнецов Юрий Поликарпович
[11.11.1941, ст. Ленинградская Краснодарского края — 17.11.2003, Москва]
— поэт.
Кузнецов родился в семье кадрового военного и учительницы. Отец, оказавшийся на
фронте в самом начале войны, погиб в 1944. Детство и ранняя юность Кузнецова
прошли в Тихорецке. В школе Кузнецов, судя по собственной характеристике,
«считался способным, но рассеянным и ленивым учеником»; в его характере
«уживались застенчивость с порывами удальства». Поэт вспоминает особое
созерцательное отношение к окружающему миру, свойственное ему с самого раннего
детства и развившееся впоследствии в «ощущение единого пространства души и
природы». Кузнецов проучился 1 год в Кубанском университете (Краснодар). Служил
в армии. Во время Карибского кризиса 2 года (1961-63) был на Кубе.
В 1966 поступил в Московский литературный институт им. М.Горького, после
окончания которого в 1970 поселился в Москве.
Первые стихи Кузнецова написал в 9 лет; писал с тех пор постоянно, постепенно
осознавая, что это главное в его жизни.
В 1958 в Краснодаре вышел первый сборник поэта «Гроза». По замечанию одного из
критиков, он представлял стихи, «достаточно обычные для молодежной поэзии тех
лет». Второй сборник Кузнецова «Во мне и рядом — даль», в названии которого
воплощено единство личностного и мирового начал, увидел светлишь спустя
десятилетие. В нем Кузнецов неожиданно заявил о себе как об одном из ведущих
поэтов 1970-х. Яркая индивидуальность Кузнецова, не укладывавшаяся в парадигму
типичных представлений о современной поэзии, заставляла говорить о нем как о
«странном поэте». Кузнецов сразу оказался в центре критической дискуссии.
Диапазон оценок его творчества простирался от резко отрицательных до
восторженных.
Поэтические сборники Кузнецов стали выходить достаточно регулярно, с
периодичностью в 1-2 года: «Край света — за первым углом» (1976), «Выходя на
дорогу, душа оглянулась», «Стихи» (оба — 1978), «Отпущу свою душу на волю»
(1981) и др. Поэзия Кузнецова не отличается яркостью звукописи,
экспериментальной новизной ритма и рифмовки. И тем не менее его лирика, точно
так же, как и его поэмы, считается сложным чтением. Особая образность стиха,
иносказательность, насыщенность метафорами усложняют понимание его
произведений, но одновременно дают возможность предельно расширить их смысл,
подняться до осмысления бытийных проблем, свойственных философской поэзии. В
этом смысле творчество Кузнецов связывают с тютчевской традицией. Среди
современников Кузнецова ставят в один ряд с Н.Рубцовым, Н.Тряпкиным,
А.Жигулиным, В.Казанцевым. С одной стороны, лирический герой Кузнецова —
личность, осознающая свою абсолютную исключительность и одиночество («Я в
поколенье друга не нашел...», поэма «Золотая гора», ряд стих, о назначении
поэта и поэзии), с другой — в его произведения проникают фольклорные мотивы и
мотивации, образы коллективной памяти русского народа («Посох», «Посещение»,
«Ты не стой, гора, на моем пути...»). Идея исключительности переносится
Кузнецовым и на уровень национального существования: его важнейшая книга,
вобравшая лучшие произведения предшествующих лет, названа «Русский узел»
(1983). Кузнецов стремится понять судьбу России, противопоставляя ее как судьбе
Запада, так и Востока («Завижу ли облако в небе высоком...», «Повернувшись на
запад спиной...», «Двойник», «Посещение»). Но в той же мере, в какой Кузнецова
интересует русский национальный характер («И снился мне кондовый сон
России...», «Тайна славян»), ему важно понять законы всеобщей истории. Проблема
взаимоотношений человека и природы, бессмысленного познания, взрывающего
окружающий мир, отразилась в таких стихотворениях Кузнецов, как «Атомная
сказка», «Грибы», «Стоящий на вершине».
Кузнецов из того поколения поэтов, которые не принимали участия в сражениях
Великой Отечественной войны. Однако это не мешает ему считать память о войне
одним из главных мотивов своего творчества. Личное — воспоминания об отце —
здесь снова переплетается с общественно значимым («Возвращение», «Четыреста»).
Война приобретает в поэзии Кузнецова апокалипсическое звучание, осмысляется во
вселенских категориях (поэма «Дом», стих. «Связь», «Простота милосердия»).
В конце 1980-х — начале 1990-х в творчество Кузнецова все больше проникают
мысли, связанные с европейской культурной традицией. Его сборник «После вечного
боя» (1989) завершает цикл стихотворений, отсылающих к творчеству Байрона,
Китса, Рембо, Мицкевича.
Сборник Кузнецова «До последнего края: Стихотворения и поэмы» (2001)
представляет собой хронику творческого пути поэта, отраженную в его стихах. Он
открывается произведениями, написанными в 1960-е, и завершается текстами самого
последнего времени. Поэт подводит неутешительный итог своим размышлениям о
мире: «Туман остался от России...» («Призыв») — и в поиске «высоты духа»
обращается к древнерусской христианской лит. традиции. Завершается сборник
своеобразным переложением — «Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона:
сотворение со старославянского».
В 2001 выходит отдельным изданием поэма Кузнецова «Путь Христа».
Соч.:
Стихи. М., 1978;
Русский узел: Стихотворения и поэмы. М., 1983;
Золотая гора: Стихотворения и поэмы разных лет. М., 1989;
Стихотворения. М., 1990;
Избранное: Стихотворения и поэмы. М., 1990;
До последнего края: Стихотворения и поэмы. М., 2001;
Путь Христа: поэма. М., 2001;
Любовная лирика. Пермь, 2002.
Лит.:
Асанов Л. Одухотворенное пространство // Сверстники. М., 1977;
Кожинов В.В. О поэтическом мире Юрия Кузнецова // Кожинов В.В. Статьи о
современной литературе. М., 1982;
Шайтанов И. Странный поэт // Взгляд: Критика. Полемика. Публикации. М., 1988;
Редькин В.А. Эпический мир ассоциативно-метафорической поэмы Ю.Кузнецова // О
жанре и стиле советской литературы: Сб. научных трудов. Тверь, 1992;
Анкудинов К.И., Бараков В.Н. Юрий Кузнецов: Очерк творчества. М.; Вологда,
1996.
В.Ю.Вьюгин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|