|
Степанцов Вадим Юрьевич
[9.9.1960, Тула]
— поэт, прозаик, драматург.
Детство провел на ст.Узловая Тульской обл. Окончил три курса Московского
технологического института мясной и молочной промышленности и Литературный
институт им. М.Горького (1988; отделение поэзии; диплом с отличием). Уже на
первом курсе стихотворений «Бухгалтер Иванов» (1984), мгновенно ставшее
шлягером, принесло Степанцову подлинно всенародную славу. Представленный в
качестве дипломного сочинения сборник стихов «Убей меня, красотка, на заре, или
Вторая Империя. 1980-1988» председатель экзаменационной комиссии С.В.Михалков
потребовал уничтожить за безнравственность, а отличника Степанцова — выгнать из
Литинститута; после 3-недельного конфликта в бессрочный отпуск был отправлен
сам Михалков, а Степанцов в начале 1990-х вел курс поэтического мастерства в
ЦДКЖ.
15 дек. 1988 вместе с однокурсником Б.И.Пеленягрэ Степанцов создал Орден
куртуазных маньеристов, к которому неделей спустя присоединились А.В.Добрынин и
К.В.Григорьев. Великий Магистр Степанцов участвовал во всех сборниках ОКМ за 15
лет его существования: «Волшебный яд любви», (1989), «Любимый шут принцессы
Грезы» (1992), «Пленники Афродиты» (1992, тираж уничтожен), «Езда в остров
Любви» (1993), «Красная книга маркизы» (1995), «Отстойник вечности», «Клиенты
Афродиты» (1999), «Услады киборгов» (2001), «Песни сложных устройств» (2003).
Роман Степанцова «Отстойник вечности» (Юность. 1992. №4-5; журнальный вариант)
является первым опытом историографии ОКМ и содержит уникальные сведения о
начальном этапе существования. Степанцов принадлежит авторство обоих вариантов
литературного манифеста Ордена — «Манифест куртуазного маньеризма» (в сб.
«Волшебный яд любви») и «Российская Эрато и куртуазный маньеризм» (в сб.
«Любимый шут принцессы Грезы»).
С весны 1989 в сопровождении Григорьева (гитара) на Арбате Степанцов пел песни
собственного сочинения; осенью того же года они создали рок-группу
«Бахыт-компот» с ориентацией на экспрессивные хард и поп-рок; группа выступала
под девизом: «Поимеем всех, кого догоним» и имела шумный успех. Первый концерт
группы состоялся в 1990 в Череповце, после чего солист Степанцов был задержан
милицией за произнесение со сцены нецензурных слов и отпущен под подписку о
пожизненном невъезде в Череповец. Начиная с дебютного альбома «Девочка по имени
Бибигуль» (1990; др. заглавие — «Кисло») «Бахыт-компот» начал стремительное
восхождение к вершине музыкальной славы, чему немало способствовал сам
Степанцов, не упускающий никакой возможности показаться на телеэкране. Второй
альбом «Охота на самку человека» (1992) и победа в 1993 на фестивале
«Поколение» (приз — автомобиль и набор электроинструментов) сделали Степанцова
одним из секс-символов эпохи, а заглавная песнь третьего альбома —
«Пьяная-помятая пионервожатая» стала гимном постсоветской молодежи. «Нежным
Гитлером русской поэзии / Называли адепты меня... / Мной в те годы все девушки
грезили, / Отдавались, серьгами звеня».
В 1993 по рекомендации Б.Ш.Окуджавы был принят в члены Союза российских
писателей.
В 1994 Степанцов выиграл конкурс на лучшее сочинений о собственной поломанной
пьянством жизни, объявленный Ассоциацией анонимных алкоголиков (ААА), и месяц
провел в США для излечения от алкоголизма, которым никогда не страдал.
Известность побудила Степанцов заняться политической деятельностью; в 1995 он
был кандидатом в члены Государственной думы от партии любителей пива по
Чукотско-Корякскому избирательному округу. За неимением времени Степанцов к
избирателям не поехал, послал вместо себя записи трех альбомов «Бахыт-компота»,
однако по итогам голосования занял второе место,— пропустив вперед лишь
ставленника местной администрации и обогнав коммуниста и жириновца.
Прогрессирующий радикализм в дальнейшем сблизил его с НБП; не будучи ее членом,
Степанцов считает своим нравственным долгом принимать участие в ее концертной
деятельности; нацбол Еблон является главным героем драматических опытов
Степанцова. Шоу-бизнес служит естественным продолжением поэтической
деятельности Степанцова; в 1996 он был номинирован на премию «Овация» с
альбомом «Король оранжевого листа», где песни Степанцова помимо «Бахыт-компота»
исполняли также «Лига блюза», «На-на» и др. рок-группы. В том же 1996 Степанцов
выпустил два альбома: «Урки правят миром» (с группой «Лосьон») и «Раздень меня
по телефону»: в 1998 — альбом «Страшнее бабы зверя нет»; до 2003 Степанцов
опубликовал еще четыре альбома.
Лирике Степанцов были поначалу чужды гражданские мотивы — так, он писал про
«недоворот» августа 1991: «Я женщинами бойко торговал / На улицах Москвы и
Ленинграда, / Пока народ кругом митинговал, / Под танки лез и строил баррикады.
/ Способствовал я счастию одних, / Пока другие за него боролись. / На что они,
бедняги, напоролись? / Все так же злы и хмуры лица их» («Продавец
наслаждений»).
Поначалу в поэзии Степанцова преобладала куртуазная лирика, порой
предназначенная для чисто утилитарных одноразовых целей — но, несмотря на ее
очевидно окказиональный характер, заботливо включаемая Степанцовым в сборники.
На любовной лирике Степанцова поначалу держалась поэтическая составляющая ОКМ.
«Его лирика задает тон всему направлению: он герой и мученик куртуазной идеи,
исходивший легкой ямбической стопой все закоулки обширного Острова Любви. Ничто
не могло явиться преградой его взору и пылкому чувству: ни возраст объекта, ни
его национальная, расовая или социальная принадлежность, ни обстоятельства
места, времени и действия. Он все преодолел, все испытал и все воспел... Он
щедро черпает из прошлого, настоящего и будущего, чтобы поразить наше
воображение и заставить поверить в действительность мечты и химеры» (Боклерк
Ф.— С.281). С середины 1990-х тема разрушенной и поруганной Империи становится
одной из главенствующих в творчестве Степанцова (особенно в ретроспективных
циклах). Созданные Степанцовым отталкивающие образы киборгов, зоо- и педофилов,
маньяков, а также современных российских политических деятелей призваны
показать бесповоротное крушение всех нравственных ценностей, на которых
держался старый порядок. Одним из следствий глобального пересмотра этических
норм явилось употребление Степанцовым в стихах ранее табуированной лексики —
однако после выступления на Центральном телевидении министра культуры РФ
М.Е.Швыдкого с разъяснениями о допустимости и едва ли не полезности матерщины
Степанцов стал оценивать свою лирику как вклад в общегосударственное дело.
В 2001 стихотворение «История с гимном» получило приз «Серебряная калоша» за
то, что в 10 строфах Степанцов разместил 25 различных ранее непечатных слов в
неповторяющихся комбинациях, не только поставив тем самым непревзойденный
рекорд в отечественной словесности, но и создав исключительно выразительный
текст, наглядно показывающий столь знакомые Степанцову нравы музыкального
сообщества. Успех двух последних сборников Степанцова «Неприличные стихи» (М.,
2002; М., 2003 — не совпадают по составу), 3- и 5-тысячные тиражи которых были
полностью распроданы за несколько дней, наглядно свидетельствуют о том, что
некогда напугавший Михалкова I'enfant terrible спустя полтора десятилетия стал
одним из столпов постсоветской литературы.
Соч.:
Баллады и стансы. Узловая, 1994.
Лит.:
Орден Куртуазных Маньеристов. Хроники Ордена (Канцлер вспоминает). М., 1995;
Боклерк Ф. Избранники судьбы // Орден Куртуазных Маньеристов. Красная книга
маркизы. Венок на могилу всемирной литературы. М., 1995;
Ордена и прочие причуды Вадима Степанцова / беседовал Д.Московский //
Петровский курьер. Санкт-Петербург. 2004. №37. 15 нояб. С.1,5.
М.П.Лепехин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|