Ефимов Игорь Маркович [08.08.1937]

Ефимов Игорь Маркович (псевдоним Андрей Московит)
       [8.8.1937, Москва]
       — прозаик.
       Родился в семье военного, репрессированного в год рождения сына. После войны поселился с матерью в Ленинграде, в 1960 окончил Ленинградский политехнический институт, работал инженером в НИИ по исследованию газовых турбин, преподавал в институте.
       Печататься начал в 1962, сначала как детский прозаик — повести «Взрывы на уроках» (1965) и «Таврический сад» (1966).
       В 1965 после выхода романа «Смотрите, кто пришел!» принят в СП СССР.
       В это же время Ефимов — участник возглавлявшейся Б.Б.Бахтиным литературной группы «Горожане» (в нее входили также прозаики Владимир Губин и Владимир Марамзин), чьи сборники принципиально отвергаются ленинградскими издательствами. По сравнению с остальными «горожанами» Ефимов придерживался более традиционных эстетических установок, ориентируясь на глубину психологической разработки характеров персонажей и внятное описание подробностей жизни и быта своих современников.
       Философские аспекты прозы интригуют Ефимова больше, чем языковые, и в конце концов в 1970-е он начинает писать и публиковать на Западе под псевдонимом Андрей Московит работы чисто философского свойства «Практическая метафизика» (1973) и «Метаполитика» (1978). Экзистенциальная проблема «выбора» оказывается центральной и в прозе Ефимова. Человек стоит в ней между «ведением» и «неведением», между «я хочу» и «я могу». Вполне значаща фамилия главного героя Ефимова из оставшегося в рукописи романа «Зрелища» (1967) — Троеверов. По опубликованным фрагментам, выделенным в самостоятельные повести — «Лаборантка» (1975), «Как одна плоть» (1981), «Зрелища» (Звезда. 1997. №7), понятно, что типичный для «городской» прозы 1960-70-х рефлектирующий молодой интеллигент интересен писателю прежде всего как неповторимая личность, формирующая и раскрывающая свое сознание в определенной исторической ситуации.
       В прозе Ефимова идет толстовским путем — через самоанализ к уяснению внешней картины мира. Этот путь соблазняет Ефимова на «уход из литературы» — в толстовском же духе. От художественные исследования «диалектики души» Ефимов движется к исследованию «диалектики свободы» — в историческом и философском аспектах. В одни и те же годы он пишет повествование «Свергнуть всякое иго» (1977) — о революционном английском движении левеллеров во главе с Джоном Лилберном и работу о «нашем выборе и истории» — «Метаполитика». В ней общую для его художественных, исторических и философских взглядов проблему Ефимов сформулировал так: «Каждая человеческая душа — крохотное поле боя, маленький эпизод в гигантской войне, которую веденье и неведенье вечно ведут между собой. И хотя война эта продолжается при любом правительстве и при любом способе правления, мы можем точно сказать: покуда силы веденья имеют в государстве перевес, оно управляется демократически; переход к единовластию есть верный знак торжества неведенья в политической сфере...»
       В 1978 Ефимов эмигрировал в США. В написанных на Западе романах «Архивы Страшного суда» (1982) и «Седьмая жена» (1990) прозаик старые проблемы решает, используя авантюрную фабулу, тем самым приближая тексты к «массовому читателю», в чем также чувствуется отголосок толстовских идей. В книге «Без буржуев» (1979) Ефимов подвергает анализу советскую экономику — опять же сообразуясь с нравственной установкой на изначально заданную его худож. прозой тему. В то же время и сам Ефимов не избежал серьезной критики с точки зрения нравственного обоснования писателя использовать «чужой» материал, которым он широко воспользовался в книге «Эпистолярный роман: Переписка с Довла-товым» (2001). Историософские проблемы, занимающие Ефимов всю жизнь, получили художественно концентрированное выражение в другом эпистолярном романе — «Новгородский толмач» (2003).
       В 1981 Ефимов основал в США издательство «Эрмитаж», директором и редактором которого является до настоящего времени. издательство выпускает некоммерческую литературу на русском языке: прозу, поэзию, литературоведческие, исторические, культурологические исследования. Ефимов постоянно выступает с лекциями и преподает русскую литературу в колледжах и университетах США. Его книги переведены на английский, а в 1990-е большая их часть издана также в России.

Соч.:
       Высоко на крыше. Л., 1964;
       Плюс, минус и Тимоша. Л., 1971;
       Пурга над карточным домиком. П., 1975;
       Кеннеди, Освальд, Кастро, Хрущев. Tenafly, 1987;
       Кто убил президента Кеннеди. М., 1991;
       Архивы Страшного суда. П., 1991;
       Седьмая жена. Л., 1991;
       Метаполитика. Л., 1991;
       Светляки: Афоризмы. Tenafly, 1991;
       Бремя добра: Статьи о литературе. Tenafly, 1993;
       Не мир, но меч // Звезда. 1996. №9-10;
       Пелагий Британец. М., 1999;
       Стыдная тайна неравенства. Tenafly, 1999;
       Суд да дело // Звезда. 2001. №7-9; Эпистолярный роман: Переписка с Довлатовым. М., 2001;
       Новгородский толмач // Звезда. 2003. №9-11.

Лит.:
       Есин Н. Школа человечности // Нева. 1965. №9;
       Кудрова И. Высоко на крыше // Звезда. 1970. №5;
       Редлих Р. Философами рождаются // Грани. 1973. №87-88;
       Носов С. Современный волюнтаризм // Звезда. 1993. №2;
       Найман А. Один, двое, трое // Новый мир. 1996. №11;
       Панн Л. Две одиссеи Игоря Ефимова // Звезда. 1997. №8;
       Козырев А. Оправдан ли Пелагий? // Новый мир. 1997. №11;
       Либерман А. Стыдливая тайна неравенства: [рец.] // Новый журнал. Нью-Йорк. 2001. Кн. 222.

А.Ю.Арьев

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:34 UTC