|
Ефимов Игорь Маркович (псевдоним Андрей Московит)
[8.8.1937, Москва]
— прозаик.
Родился в семье военного, репрессированного в год рождения сына. После войны поселился с матерью в Ленинграде, в 1960 окончил Ленинградский политехнический институт, работал инженером в НИИ по исследованию газовых турбин, преподавал в институте.
Печататься начал в 1962, сначала как детский прозаик — повести «Взрывы на уроках» (1965) и «Таврический сад» (1966).
В 1965 после выхода романа «Смотрите, кто пришел!» принят в СП СССР.
В это же время Ефимов — участник возглавлявшейся Б.Б.Бахтиным литературной группы «Горожане» (в нее входили также прозаики Владимир Губин и Владимир Марамзин), чьи сборники принципиально отвергаются ленинградскими издательствами. По сравнению с остальными «горожанами» Ефимов придерживался более традиционных эстетических установок, ориентируясь на глубину психологической разработки характеров персонажей и внятное описание подробностей жизни и быта своих современников.
Философские аспекты прозы интригуют Ефимова больше, чем языковые, и в конце концов в 1970-е он начинает писать и публиковать на Западе под псевдонимом Андрей Московит работы чисто философского свойства «Практическая метафизика» (1973) и «Метаполитика» (1978). Экзистенциальная проблема «выбора» оказывается центральной и в прозе Ефимова. Человек стоит в ней между «ведением» и «неведением», между «я хочу» и «я могу». Вполне значаща фамилия главного героя Ефимова из оставшегося в рукописи романа «Зрелища» (1967) — Троеверов. По опубликованным фрагментам, выделенным в самостоятельные повести — «Лаборантка» (1975), «Как одна плоть» (1981), «Зрелища» (Звезда. 1997. №7), понятно, что типичный для «городской» прозы 1960-70-х рефлектирующий молодой интеллигент интересен писателю прежде всего как неповторимая личность, формирующая и раскрывающая свое сознание в определенной исторической ситуации.
В прозе Ефимова идет толстовским путем — через самоанализ к уяснению внешней картины мира. Этот путь соблазняет Ефимова на «уход из литературы» — в толстовском же духе. От художественные исследования «диалектики души» Ефимов движется к исследованию «диалектики свободы» — в историческом и философском аспектах. В одни и те же годы он пишет повествование «Свергнуть всякое иго» (1977) — о революционном английском движении левеллеров во главе с Джоном Лилберном и работу о «нашем выборе и истории» — «Метаполитика». В ней общую для его художественных, исторических и философских взглядов проблему Ефимов сформулировал так: «Каждая человеческая душа — крохотное поле боя, маленький эпизод в гигантской войне, которую веденье и неведенье вечно ведут между собой. И хотя война эта продолжается при любом правительстве и при любом способе правления, мы можем точно сказать: покуда силы веденья имеют в государстве перевес, оно управляется демократически; переход к единовластию есть верный знак торжества неведенья в политической сфере...»
В 1978 Ефимов эмигрировал в США. В написанных на Западе романах «Архивы Страшного суда» (1982) и «Седьмая жена» (1990) прозаик старые проблемы решает, используя авантюрную фабулу, тем самым приближая тексты к «массовому читателю», в чем также чувствуется отголосок толстовских идей. В книге «Без буржуев» (1979) Ефимов подвергает анализу советскую экономику — опять же сообразуясь с нравственной установкой на изначально заданную его худож. прозой тему. В то же время и сам Ефимов не избежал серьезной критики с точки зрения нравственного обоснования писателя использовать «чужой» материал, которым он широко воспользовался в книге «Эпистолярный роман: Переписка с Довла-товым» (2001). Историософские проблемы, занимающие Ефимов всю жизнь, получили художественно концентрированное выражение в другом эпистолярном романе — «Новгородский толмач» (2003).
В 1981 Ефимов основал в США издательство «Эрмитаж», директором и редактором которого является до настоящего времени. издательство выпускает некоммерческую литературу на русском языке: прозу, поэзию, литературоведческие, исторические, культурологические исследования. Ефимов постоянно выступает с лекциями и преподает русскую литературу в колледжах и университетах США. Его книги переведены на английский, а в 1990-е большая их часть издана также в России.
Соч.:
Высоко на крыше. Л., 1964;
Плюс, минус и Тимоша. Л., 1971;
Пурга над карточным домиком. П., 1975;
Кеннеди, Освальд, Кастро, Хрущев. Tenafly, 1987;
Кто убил президента Кеннеди. М., 1991;
Архивы Страшного суда. П., 1991;
Седьмая жена. Л., 1991;
Метаполитика. Л., 1991;
Светляки: Афоризмы. Tenafly, 1991;
Бремя добра: Статьи о литературе. Tenafly, 1993;
Не мир, но меч // Звезда. 1996. №9-10;
Пелагий Британец. М., 1999;
Стыдная тайна неравенства. Tenafly, 1999;
Суд да дело // Звезда. 2001. №7-9; Эпистолярный роман: Переписка с Довлатовым. М., 2001;
Новгородский толмач // Звезда. 2003. №9-11.
Лит.:
Есин Н. Школа человечности // Нева. 1965. №9;
Кудрова И. Высоко на крыше // Звезда. 1970. №5;
Редлих Р. Философами рождаются // Грани. 1973. №87-88;
Носов С. Современный волюнтаризм // Звезда. 1993. №2;
Найман А. Один, двое, трое // Новый мир. 1996. №11;
Панн Л. Две одиссеи Игоря Ефимова // Звезда. 1997. №8;
Козырев А. Оправдан ли Пелагий? // Новый мир. 1997. №11;
Либерман А. Стыдливая тайна неравенства: [рец.] // Новый журнал. Нью-Йорк. 2001. Кн. 222.
А.Ю.Арьев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|