|
Соловьёв Леонид Васильевич
[6(19).8.1906, Триполи, Ливан — 9.4.1962, Ленинград]
— прозаик, драматург, киносценарист.
Родился в семье инспектора русско-арабских школ. Ранние детские впечатления от
быта людей Ближнего Востока, от природы, экзотической и яркой, возможно,
оказали свое влияние на писательские интересы будущего автора книг о Ходже
Насреддине. Когда ребенку было 5 лет, его родители вернулись в Россию, но
поселились в местах, напоминавших раннее детство,— в Средней Азии, в Коканде
(бывшая столица Кокандского ханства). Подростком Соловьёв видел события,
связанные с революцией,— они были ярки, драматичны и имели специфический
характер. Ломка многовекового восточного уклада жизни, традиционных, освященных
исламом семейных отношений, множество кровавых драм, происходивших на этой
почве, поражали воображение и вызывали сюжеты и образы, требовавшие худож.
воплощения. В Коканде, городе нарядной красоты, украшенном многочисленными
бирюзовыми мечетями, шумном от множества базаров и крика уличных торговцев, С.
окончил среднюю школу.
В 1925-29 он работал в Коканде, преподавая в школе ФЗО (фабрично-заводское
обучение).
Тяга к писательству привела его в газету «Правда Востока» (Ташкент) — он стал
специальным корреспондентом по Ферганской обл., печатал корреспонденции,
очерки, пробовал свои силы в небольших рассказах и драматических сценах,
похожих то ли на пьесы, то ли, по своей фрагментарности, на сценарии.
В 1930-32 Соловьёв учится на сценарном факультете ВГИКа (Всесоюзный
государственный институт кинематографии).
В 1930 на собранных самим фольклорных материалах Соловьёв издает книгу «Ленин в
творчестве народов Востока. Песни и сказания». Тогда же выходит его повесть
«Кочевье» (1932), а в 1934 появляется сборник рассказов «Поход "Победителя"» об
изменении психологии советских окраин под влиянием революционных событий. По
его сценариям были поставлены фильмы «Будьте такими» (1930, в соавт. с
И.Пырьевым) и «Конец полустанка» (1935, в соавт. с В.Фёдоровым). Как
киносценарист Соловьёв работал плодотворно и в дальнейшие годы: «Иван Никулин —
русский матрос» (1944, по одноименной повести), «Я — черноморец» (1944),
«Насреддин в Бухаре» и «Похождения Насреддина» (1945-46, в соавт. с
В.Витковичем), «Приключения Артемки» (1956, по повести И.Василенко), «На
повороте» (1957, в соавт. с А.Сааром), «Люди голубых рек» (1959, в соавт. с
О.Саганоол и С.Сарыгоол), «Шинель» (1959, по повести Н.Гоголя), «Анафема»
(1961, по рассказу А.Куприна).
В 1930-е Соловьёв — автор повести «Высокое давление» (1938; в центре ее судьба
паровозного машиниста) и рассказов «Цепи», «Солнечный мастер», «Девяносто
шестая женщина» и др.
В годы Великой Отечественной войны Соловьёв служил на кораблях Черноморского
флота, печатался во флотских газетах. Тогда им были написаны повести «Иван
Никулин — русский матрос» (1943), «Черноморец» (1942), комедия «Веселый
грешник» (1944 и 1964), рассказы «Дальнее плавание» (1944), «Могила
неизвестного летчика» (1944), цикл рассказов «Севастопольский камень» (1944). К
тому времени Соловьёв был уже широко известен как автор популярных
повествований о забавных и поучительных похождениях восточного мудреца Ходжи
Насреддина. Первая книга этого повествования «Возмутитель спокойствия» была
написана в 1940. Она полна искрометного веселья, балагурства, шуток и
анекдотов, почерпнутых писателем из многочисленных изустных историй,
повсеместно известных как в Коканде, где он провел детство и юность, так и на
Ближнем Востоке. В какой-то мере они заменяли ему тогда традиционные русские
сказки и потому вошли в плоть и кровь писателя. Словесный наряд «Возмутителя
спокойствия» пестр и узорчат, как восточные одежды, в нем много ярких, блещущих
красок. Вместе с тем, будучи забавной и имея в себе что-то от игры, от
собственно сказки, книга внутренне мудра — той, однако, мудростью, что не
выставляет себя напоказ, не риторствует, а приходит к читателю незаметно. Во
второй книге повествования о Ходже Насреддине — «Очарованный принц» (1954)
народный балагур заметно изменился — это уже не прежний веселый грешник, а
истинный мудрец, познавший горечь жизни, и потому в его смехе сквозит порою
неожиданная, впрочем, всегда присущая подлинной мудрости печаль. Опосредованно
в облике Ходжи Насреддина, в его смехе, проникнутом грустью, сказалась
собственная судьба писателя (после войны Соловьёв был незаконно репрессирован).
Последние годы жизни Соловьёв постоянно жил в Ленинграде, работая над
автобиографической книгой, задуманной им в нескольких частях. Он успел
закончить лишь первую, названную «Из книги юности» (1963).
Соч.:
Избранное: в 3 т. Л., 1964;
Повесть о Ходже Насреддине: в 2 кн. Л., 1964;
Сахбо: Записки моего приятеля. Л., 1966;
Повесть о Ходже Насреддине. Иван Никулин — русский матрос. Севастопольский
камень. Л., 1971.
Лит.:
Аннинский Л. Возвращение Ходжи Насреддина // Дружба народов. 1958. №1;
Калмановский Б. О «Книге юности» и ее авторе: [Послесл.] // Соловьев Л. Из
книги юности. М., 1963 С.215-223;
Соловьева Е. Солнечный мастер. О Леониде Соловьеве // Нева. 1964. №2.
А.И.Павловский
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|