Соловьёв Леонид Васильевич [19.08.1906-09.04.1962]

Соловьёв Леонид Васильевич
       [6(19).8.1906, Триполи, Ливан — 9.4.1962, Ленинград]
       — прозаик, драматург, киносценарист.
       Родился в семье инспектора русско-арабских школ. Ранние детские впечатления от быта людей Ближнего Востока, от природы, экзотической и яркой, возможно, оказали свое влияние на писательские интересы будущего автора книг о Ходже Насреддине. Когда ребенку было 5 лет, его родители вернулись в Россию, но поселились в местах, напоминавших раннее детство,— в Средней Азии, в Коканде (бывшая столица Кокандского ханства). Подростком Соловьёв видел события, связанные с революцией,— они были ярки, драматичны и имели специфический характер. Ломка многовекового восточного уклада жизни, традиционных, освященных исламом семейных отношений, множество кровавых драм, происходивших на этой почве, поражали воображение и вызывали сюжеты и образы, требовавшие худож. воплощения. В Коканде, городе нарядной красоты, украшенном многочисленными бирюзовыми мечетями, шумном от множества базаров и крика уличных торговцев, С. окончил среднюю школу.
       В 1925-29 он работал в Коканде, преподавая в школе ФЗО (фабрично-заводское обучение).
       Тяга к писательству привела его в газету «Правда Востока» (Ташкент) — он стал специальным корреспондентом по Ферганской обл., печатал корреспонденции, очерки, пробовал свои силы в небольших рассказах и драматических сценах, похожих то ли на пьесы, то ли, по своей фрагментарности, на сценарии.
       В 1930-32 Соловьёв учится на сценарном факультете ВГИКа (Всесоюзный государственный институт кинематографии).
       В 1930 на собранных самим фольклорных материалах Соловьёв издает книгу «Ленин в творчестве народов Востока. Песни и сказания». Тогда же выходит его повесть «Кочевье» (1932), а в 1934 появляется сборник рассказов «Поход "Победителя"» об изменении психологии советских окраин под влиянием революционных событий. По его сценариям были поставлены фильмы «Будьте такими» (1930, в соавт. с И.Пырьевым) и «Конец полустанка» (1935, в соавт. с В.Фёдоровым). Как киносценарист Соловьёв работал плодотворно и в дальнейшие годы: «Иван Никулин — русский матрос» (1944, по одноименной повести), «Я — черноморец» (1944), «Насреддин в Бухаре» и «Похождения Насреддина» (1945-46, в соавт. с В.Витковичем), «Приключения Артемки» (1956, по повести И.Василенко), «На повороте» (1957, в соавт. с А.Сааром), «Люди голубых рек» (1959, в соавт. с О.Саганоол и С.Сарыгоол), «Шинель» (1959, по повести Н.Гоголя), «Анафема» (1961, по рассказу А.Куприна).
       В 1930-е Соловьёв — автор повести «Высокое давление» (1938; в центре ее судьба паровозного машиниста) и рассказов «Цепи», «Солнечный мастер», «Девяносто шестая женщина» и др.
       В годы Великой Отечественной войны Соловьёв служил на кораблях Черноморского флота, печатался во флотских газетах. Тогда им были написаны повести «Иван Никулин — русский матрос» (1943), «Черноморец» (1942), комедия «Веселый грешник» (1944 и 1964), рассказы «Дальнее плавание» (1944), «Могила неизвестного летчика» (1944), цикл рассказов «Севастопольский камень» (1944). К тому времени Соловьёв был уже широко известен как автор популярных повествований о забавных и поучительных похождениях восточного мудреца Ходжи Насреддина. Первая книга этого повествования «Возмутитель спокойствия» была написана в 1940. Она полна искрометного веселья, балагурства, шуток и анекдотов, почерпнутых писателем из многочисленных изустных историй, повсеместно известных как в Коканде, где он провел детство и юность, так и на Ближнем Востоке. В какой-то мере они заменяли ему тогда традиционные русские сказки и потому вошли в плоть и кровь писателя. Словесный наряд «Возмутителя спокойствия» пестр и узорчат, как восточные одежды, в нем много ярких, блещущих красок. Вместе с тем, будучи забавной и имея в себе что-то от игры, от собственно сказки, книга внутренне мудра — той, однако, мудростью, что не выставляет себя напоказ, не риторствует, а приходит к читателю незаметно. Во второй книге повествования о Ходже Насреддине — «Очарованный принц» (1954) народный балагур заметно изменился — это уже не прежний веселый грешник, а истинный мудрец, познавший горечь жизни, и потому в его смехе сквозит порою неожиданная, впрочем, всегда присущая подлинной мудрости печаль. Опосредованно в облике Ходжи Насреддина, в его смехе, проникнутом грустью, сказалась собственная судьба писателя (после войны Соловьёв был незаконно репрессирован).
       Последние годы жизни Соловьёв постоянно жил в Ленинграде, работая над автобиографической книгой, задуманной им в нескольких частях. Он успел закончить лишь первую, названную «Из книги юности» (1963).

Соч.:
       Избранное: в 3 т. Л., 1964;
       Повесть о Ходже Насреддине: в 2 кн. Л., 1964;
       Сахбо: Записки моего приятеля. Л., 1966;
       Повесть о Ходже Насреддине. Иван Никулин — русский матрос. Севастопольский камень. Л., 1971.

Лит.:
       Аннинский Л. Возвращение Ходжи Насреддина // Дружба народов. 1958. №1;
       Калмановский Б. О «Книге юности» и ее авторе: [Послесл.] // Соловьев Л. Из книги юности. М., 1963 С.215-223;
       Соловьева Е. Солнечный мастер. О Леониде Соловьеве // Нева. 1964. №2.

А.И.Павловский

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:41:22 UTC