AZ-libr.ру

информационный портал





Блинов Борис Николаевич [29.07.1940]

Блинов Борис Николаевич
       [29.7.1940, г. Сураж Орловской обл.]
       — прозаик, публицист.
       Родился в семье судовых механиков (мать — первая в Советском Союзе женщина — судовой механик). Окончил Ленинградский электротехнический институт (1958-63) и заочно — Литературный институт им. А.М.Горького (1969-75, семинар Г.Бакланова). Жизнь в моряцкой семье, в портовом городе наложила отпечаток на судьбу будущего писателя. Еще учась в ЛЭТИ, он на каникулах уходил в море. К окончанию института набрал плавательный ценз электромеханика.
       С 1965 по 2005 работал в «Севрыбхолодфлоте». Член СП СССР (1978, с 1991 — Союза российских писателей).
       В 1991, после распада Союза советских писателей, был делегатом учредительного съезда Союза российских писателей, избран в его правление.
       В 1992-2000 возглавлял Мурманское отделение Союза российских писателей. Инициатор создания и главный редактор областного литературно-художественного альманаха «Мурманский берег», который начал выходить с 1993. Почетный председатель областного отделения Союза российских писателей.
       По инициативе Блинова в Мурманской области создана Ассоциация творческих союзов (2002), включающая в свой состав все местные отделения российских творческих союзов: художников, писателей, театральных деятелей, архитекторов и фотожурналистов. Блинов был избран председателем Ассоциации.
       Первый рассказ Блинова «Вершина Ян-Майена» увидел свет в 1969 в журнале «Север». Дебютная книга с тем же названием вышла в Мурманске в 1972.
       Как отмечал А.Миланов, «письмо молодого Блинова акварельно, непретенциозно, исполнено юношеского целомудрия и почти детской веры в человеческую доброту и желание сделать добро, пусть только для двух сокурсниц, смертельно измотанных работой на строительстве школы в глухой казахстанской степи», как в рассказе «Три килограмма яблок» (Миланов А.— С. 3).
       Однако за первую книгу автору довелось услышать и немало нелестных слов. По мнению А.Горловского «удивительно однообразны, похожи друг на друга Мишка Кононов, главный герой повести "Ищу вчерашний день", и студент Юрка из рассказа "Три килограмма яблок", и даже совсем уже не молодой человек, моряк из рассказа "Вершина Ян-Майена"». Критик отмечал, что в сборнике немало «явных пустот», ощущение необязательности, вторичности усиливают и в изобилии рассыпанные в книге языковые изыски: дорога, похожая на сытого удава, копеечные листочки берез и другие (Горловский А.- С. 58).
       Молодые герои книги, считает Т.Рябинина, «кажутся младшими братьями "звездных мальчиков" Аксенова. Однако позднее в творческой манере писателя все явственнее проявляются особенности художественного стиля А.Битова, А.Кима, А.Маканина...» Рябинина Т.— С. 60). Творчески и жизненно залог тому — многолетняя дружба) близок Блинову и В.Конецкий. Произведения, составившие первый сборник Б.,— это маринистика, но с особым психологическим подтекстом.
       «В морских рассказах Борис Блинов достоверен и естествен, как рассказчик-очевидец, участник событий: будь то встреча русской плавбазы с американским тунцеловом, у команды которого кончились сигареты ("Между вахтами"). Или... когда наше судно принимает SOS от "иностранца", якобы терпящего бедствие... но акция "иностранца" оказывается... блефом ("На встречных курсах")» (Миланов А.— С.3).
       Рассказ «Вершина Ян-Майена», по всеобщему признанию, был лучшим в дебютной книге Блинова. Это внутренний монолог старика пенсионера, бывшего капитана, до беспамятства влюбленного в море. Писатель здесь предельно лаконичен и точен. «Порой автору достаточно двух-трех фраз, чтобы ввести нас в типичную атмосферу отдела кадров плавсостава, передать тоску долгого ожидания свидания с берегом,— писал Е.Баханов.— Автор не приукрашивает трудности моряцкой жизни... не романтизирует море и его тружеников...» (Баханов Е,— С.3). Рассказ получился грустный, но, по словам А.Миланова, «не пессимистический», «он заставляет задумываться о ценностях мнимых и истинных, о том, что человеческая судьба неповторима, а старость достойна лучшей участи...» (Миланов А.— С.3).
       В 1977 в журнал «Север» увидела свет повесть Блинова «Личное дело». Судьба этой вещи сложилась непросто — книгой повесть стала лишь через 7 лет после журнальной публикации и явилась для автора этапным, значимым произведением. Тема — научно-техническая революция, ее влияние на человека. Писатель показывает ситуацию, когда плоды НТР, внедряемые на судах рыбопромыслового флота (автоматизация, новые методы работы), оборачиваются для конкретного человека — механика Павла Воропаева — жизненным неустройством, потрясением. Как отмечал критик В.Бондаренко, «"Личное дело" — повесть производственная. Производственная в том лучшем ее смысле, в котором можно так назвать книгу о любимом деле, полностью захватывающем человека... Наиболее напряженными в произведении оказываются страницы не о внерабочей сфере жизни человека... а сами производственные отношения» (Бондаренко В.— С.8). Действительно, судьба перестройки одного из отделов порта захватывает читателя больше, чем любовный конфликт, о котором рассказывает нам автор.
       Высокую оценку «Личному делу» дал учитель Блинова по Литературному институту Г.Бакланов, считавший, что «повесть написана интересно, с хорошим знанием жизни и людей...» (Бакланов Г.— С.3). «Повесть содержит немало весомого жизненного материала...» — писал В.Тимофеев. Но автор, по его мнению, «остерегается правдиво (да без красивостей!) выписать характеры, вскрыть пружины поступков...» (Тимофеев В.— С.3).
       В 1980-е одна за другой следуют новые повести: «Сбой», «Камбузная жизнь», «Судовая роль», «Вдоль большой дороги». Безусловной удачей в этот период творчества Блинова явилась повесть «Последний бич». Главный герой Веня Егоров — парень из псковской глубинки, мечтавший о дальних плаваниях, приехал в Мурманск и по собственной наивности оказывается в местном порту без денег, документов и одежды. Это пронзительная история мурманского бича, жизнь которого прошла в рыбном порту, где он знал всех и вся, почему и называли его в шутку «капитаном порта». Как отмечал В.Береснев, «повесть изобилует множеством характерных деталей, частностей бичевского бытия», но «не стоит замыкать эту вещь в узкие рамки маринистики. Блинову, в принципе, удается в своих книгах уйти от предметов исключительно флотских к общечеловеческим...» (Береснев В.— С.4).
       Жизнь Вени — пример стоического противостояния судьбе, неблагоприятным жизненным обстоятельствам, в ходе которого герою удается отстоять себя, остаться человеком.
       В последнее десятилетие XX в. Блинов создал ряд произведений за рамками главной для себя темы. Повести «Эти теплые дни» (1993), «Ищите женщину» (1995), «Ой те» (2001) — не о море. Писатель осваивает в них новые жизненные пространства. Как небезосновательно отмечала критик Т.Рябинина, первые главы повести «Эти теплые дни» «сильно смахивают на "комсомольскую хемингуэевщину". Та же вера в справедливость мироустройства, в дружбу и любовь, то же традиционное обращение "старик"» (Рябинина Т. — С.60). Но все это для главного героя, Вада Ширяева, внезапно рушится. Попытка защитить несправедливо обиженного друга-еврея оборачивается угрозой исключения из вуза и комсомола, друзья предают, любимая девушка выходит замуж за другого.
       «Исследование человеческой души в момент катастрофы,— считает Т.Рябинина,— сильная сторона творчества Бориса Блинова... Состояние смятенного, потрясенного сознания Вада автор раскрывает через алогичный, захлебывающийся внутренний монолог героя...» (Рябинина Т.— С.61). Но оптимистичный финал повести заставляет вновь вспомнить писателей-шестидесятников с их неистребимой верой в человека.
       В 2004 увидела свет книга публицистики Блинова «Как воды наполняются морем», в которую вошли работы разных лет. Это и исполненный сыновней любви очерк о родном для писателя Мурманске «Мой город» (1996), и очерки о знаменитых капитанах «Севрыбхолодфлота» — Георгии Бородулине, Станиславе Лазареве и др., и воспоминания о многолетнем друге и коллеге — писателе Викторе Конецком.
       Блинов печатался в журнале «Знамя», «Октябрь», «Север». Переведен на польский язык и языки стран Баренц-региона: шведский, финский, норвежский.
       Лауреат премии администрации Мурманской обл. (2003).

Соч.:
       Вершина Ян-Майена: повесть и рассказы. Мурманск, 1972;
       На встречных курсах: рассказы. М., 1977;
       Личное дело: повести, рассказы. Мурманск, 1984;
       Личное дело: повести. М., 1985;
       Порт: повести. М., 1989;
       В начале было море: повести. Мурманск, 1990;
       Вдоль большой дороги: повести и рассказы. Мурманск, 2000;
       Как воды наполняются морем: очерки. Мурманск, 2004.

Лит.:
       Горловский А. Одних впечатлений мало... // Литературное обозрение. 1973. №2. С.58-59;
       Харчев В. Так и будем жить? // Север 1973. №7. С.124-126;
       Баханов Е. У каждого своя вершина // Водный транспорт. 1978. 14 марта;
       Харчев В. Деловой человек на Севере // Север. 1979. №3. С.112;
       Горловский А. Прикосновение к истине // Литературное обозрение. 1978. №8. С.12-16;
       Бондаренко В. Люди и судьбы // Литературная Россия. 1978. №11. С.8;
       Бакланов Г. Время мужать // Правда. 1979. 7 сент. С.3;
       Соколов В. Вкус к жизни: [послесл.] // Блинов Б. Личное дело. М., 1985. С.274-278;
       Миланов А. Возвращаясь к первой вершине // Мурманский вестник. 1994. 18 нояб. С.3;
       Рябинина Т. Сад ветвящихся дорожек // Мурманский берег: альм. №4. С.59-63;
       Береснев В. Для чего стоит жить // Мурманский вестник. 2000. 29 июня. С.4.

Д.В.Коржов



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:33 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"