|
Курочкин Виктор Александрович
[23.12.1923, д.Кушниково Тверской губ,— 10.11.1976, Ленинград; похоронен в пос.
Комарово]
— прозаик.
В 1930 родители Курочкина перебрались в г.Павловск Ленинградской обл. Мать
Курочкина работала на промкомбинате, отец — управдомом.
В 1941 Курочкин окончил 9 классов средней школы. «Началась война,— писал
Курочкин в автобиографии,— сестра с матерью эвакуировались к родственникам в
г.Ярославль. Я с отцом остался в осажденном Ленинграде. Работал на заводе
шлифовщиком. Работа у меня была несложная: обтачивал зенитные снаряды. В конце
янв. 1942 умерли отец и тетка, у которой мы жили. Я остался один».
Весной 1942 Курочкин в тяжелом состоянии был эвакуирован через Ладогу в
Ярославскую обл., до июня 1942 находился в больнице, после чего был зачислен
курсантом 1-го Ульяновского танкового училища, а затем 2-го Киевского
артиллерийского училища, находившегося в Саратове, которое Курочкин закончил в
звании лейтенанта, командира самоходной артиллерийской установки.
Летом 1943 Курочкин прибыл на фронт: «На Курской дуге воевал пятнадцать минут»
(из автобиографии). В дальнейшем боевой путь Курочкин вобрал в себя
освобождение Киева, форсирование Днепра, Вислы, Одера. 31 янв. 1945 при
переправе через Одер Курочкин был тяжело ранен. День Победы Курочкин встретил в
госпитале.
Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны и медалями.
После госпиталя Курочкин был направлен в Ленинград в военное училище, окончив
которое он решил уйти из армии. В автобиографии при вступлении в СП (1965)
Курочкин писал: «Демобилизовавшись, вернулся в город Павловск. Первое время
работал где придется и одновременно учился в 10-м классе вечерней средней
школы. Получив аттестат зрелости, поступил учиться в Ленинградскую юридическую
школу. Получил диплом юриста.
С 1948 по 1952 работал народным судьей в Уторгошском районе Новгородской
области.
В 1952 вернулся в Павловск и стал работать в газете: сначала в павловской
районной газете, затем в пушкинской, потом в "Ленинградской правде".
С 1952 начал печататься.
С 1956 стал заниматься литературным трудом.
В 1969 окончил Литературный институт им. А.М.Горького при СП СССР, заочное
отделение» (Ленинградские писатели-фронтовики / сост. В.С.Бахтин. Л., 1987.
С.219).
В первом рассказе «Пастух» (1952) Курочкин предстал перед читателем как
сложившийся художник, поэтика которого во многом ориентирована на чеховскую
традицию (краткость фразы, напоминающая авторские ремарки к пьесе; свобода от
декларативных высказываний, долгой описательности, идеализации героев).
Неустроенность, послевоенное сиротство и «неуслышанность» деревни конца
1940-50-х становятся главной темой писателя. Курочкин во многом предварил то, о
чем деревенская проза заговорила годы спустя. Повесть «Заколоченный дом» (1958)
в этом отношении наиболее яркое произведение писателя. Герой повести Василий
Ильич Овсов мучается вопросами: «Зачем все это? Разве нельзя жить без машин,
соревнований, без собраний?», иными словами, имеет ли право человек жить своим
трудом на своей земле? Коллективизация, выпавшая на юность Василия Овсова,
выбросила его в город, оставив в душе неизбывную любовь к сельскому труду;
теперь Овсов старательно обихаживает и возделывает суглинистый клочок земли на
городском пустыре. Мимоходом автор отметил, что Овсов воевал, был ранен,
потерял одного из сыновей и, вернувшись с войны, с новой силой взялся за
благоустройство своего «городского» огорода. Решение вернуться в родную
деревню, в заколоченный отчий дом, пришло к Василию Ильичу после того, как
огород-пустырь, служивший ощутимым подспорьем в жизни жителей окраины, был
уничтожен (место предназначалось под новостройки). Герой Курочкина, для
которого после этого «все потеряло смысл и значение», возвращается в родной
деревенский дом. Переезд в деревню заставил Овсова подчиниться тем законам,
которые не согласовались с его мечтой о самостоятельной жизни: обязательность
вступления в колхоз, низкие заработки, необходимость ограничения собственной
свободы — все это привело героя Курочкина к новому разочарованию и возвращению
в город. Критика того времени увидела в повести Курочкина обличение
индивидуализма, собственничества и т.д., оставив без внимания вопрос о праве
крестьянина на свободный труд, на свои «земляничные сны». Курочкин одним из
первых показал драматическую ситуацию, в которой оказывается человек,
оторванный от своей малой родины, попавший в мучительное положение — между
городом и деревней. Внимание писателя останавливается прежде всего на людях с
несложившимися судьбами, неудачниках, чья душевная неустроенность зависела от
того, какой ответ удавалось им найти на вечные вопросы: жизнь — смерть, долг —
предательство, талант — бездарность («Наденька из Апалева», 1961; «Последняя
весна», 1962; «Урод», 1964).
Анастас Засухин («Последняя весна») — полубезумный старик, брошенный сыном на
попечение соседей, встречает свою последнюю весну с радостью исполненного
долга: в короткий период ясности рассудка он успел написать и заверить
завещание, рассказать о своей мечте — разведении карпа. Но все задуманное
стариком не увидело жизни: завещание осталось в подкладке парадного пиджака, в
котором похоронили Анастаса, а его путаный рассказ о разведении рыбы никто из
колхозного начальства всерьез не принял. В повести неразрывно слиты прошлое и
настоящее героя, мотивы смерти и старости предстают в единстве с изображением
рождения новой жизни, весны, юности, детства. Рядом с умирающим Анастасом
девочка «пеленала котят и укладывала их в тесный ящик стола. Кошка желтыми
глазищами смотрела на Липочку, жалобно мяукала, стучала по полу хвостом. <...>
Почувствовав, что смерть подкрадывается к нему без тех страшных мук и
издевательств, которых он ждал и опасался, Анастас лежал тихо, не шевелясь,
притаив дыхание, словно боясь спугнуть ее».
В повести «Урод» Курочкин обращается к теме творчества и ответственности
художника перед самим собой. Красивый и неглупый человек, но бездарный
киноактер Отелков утвержден на главную роль в снимающемся известным режиссером
фильме. Эту роль он получает благодаря своей искалеченной собаке, проявившей
удивительные актерские способности. Сам же Отелков прекрасно осознает свои
творческие возможности и унизительное положение, в котором он находится, однако
что-либо изменить этот герой Курочкина не в силах: слишком велик соблазн после
выхода картины на экраны быть замеченным кинокритикой и режиссерами. На
торжествах после премьеры фильма, как и опасался Отелков, его никто не
вспомнил, более того, один из «представителей Управления» «к ужасу Ивана
Алексеевича его роль приписал другому, известному всем киноактеру». Курочкин
постоянно и пристально всматривается в своих произведениях в соотносительные
категории необходимости и случайности.
Курочкин одним из первых посмотрел на войну с будничной, «негероической» точки
зрения. Именно это стало главной темой повести «На войне как на войне» (1965).
Война в изображении Курочкина прежде всего тяжелая работа, состоящая из
многокилометровых переходов, бессонных недель, постоянного и томительного
ожидания встречи с врагом. 3 дня из жизни 19-летнего младшего лейтенанта,
командира самоходной установки Сани Малешкина, его мечты, его подвиг, его
победа в первом бою и случайная гибель легли в основу повествования. Казалось
бы, ряд случайностей выводит в первом Санином бою его машину в тыл к немцам, и
он, недавно выпущенный из училища, плохо, по ускоренной программе обученный
командир, уничтожает два фашистских танка, благодаря чему полк с наименьшими
потерями выполнил свою боевую задачу. В то же время победа Малешкина
закономерна: за скромностью, даже застенчивостью Сани были скрыты беззаветная
верность своему воинскому долгу, храбрость и мужество. Собственно бою, который
экипаж Малешкина ведет с превосходящим и по численности и по боевому опыту
врагом, в повести уделено в сравнении с остальным объемом немного места: всего
несколько страниц. Остальное пространство произведения занимает рассказ о
переживаниях главного героя, о том, как он становится командиром своим
подчиненным — взрослым людям и опытным воинам, как Саня терпеливо и не зло
сносит насмешки офицеров и скрытую иронию экипажа. Читатель узнает вкратце о
жизни Малешкина до войны, вместе с ним радуется письму из дома и от незнакомой
девушки.
В повести «На войне как на войне» Курочкин снова (тема «Последней весны»)
подчеркивает мысль о том, что трагически поздно приходит к человеку все лучшее,
заветное. Следуя толстовской традиции, автор осознает постоянное присутствие
войны в человеческой истории, поэтому и французская поговорка, легшая в
название повести, придает войне вневременность и даже обыденность. А.Яшин в
восторженном письме к автору по выходе повести отметил близость Пети Ростова из
«Войны и мира» и Сани Малешкина. Опубликованная в августовской книжке за 1965
журнале «Молодая гвардия», повесть «На войне как на войне» сразу привлекла к
себе внимание критики, причем грубой и несправедливой по отношению к Курочкину.
Критика не приняла на взлете «оттепели» иной, недогматической правды о войне.
«Очень странный экипаж» (Литературная газета. 1965. 7 сент.) — так называлась
первая статья, в которой были высказаны презрение к главному герою и неприятие
повести в целом: «сборник солдатских анекдотов, записанных нетребовательной
рукой, без отбора» (А.Елкин). В том же высокомерном тоне говорили В.Камянов и
В.Щербина.
«Записки народного судьи Семёна Бузыкина» (1963) полностью увидели свет спустя
четверть века после написания. По идеологическим причинам 11 новелл о жизни
послевоенной колхозной деревни стали доступны читателю вкупе с т.н.
«возвращенной» литературой. В основе повести сельская жизнь, какой ее увидел
Курочкин в бытность свою народным судьей: разрушенные войной, голодные,
задавленные непосильными налогами деревни окончательно разваливаются глупостью
местных властей, действия которых оставались тем не менее безнаказанными.
Сатира Курочкина беспощадна, вместе с тем она лишена нарочитой гротесковости, в
ней обличительная сторона повествования сочетается со сдержанным и точным
лиризмом.
Последним крупным произведением Курочкина стала первая книга повести «Железный
дождь. Двенадцать подвигов солдата» (1968). Главный герой этого произведения —
танкист Богдан Сократилин проходит все мыслимые и немыслимые испытания, какие
может послать человеку война. Однако воплотить свой замысел до конца писателю
не удалось: вследствие тяжелого заболевания он 8 последних лет жизни был лишен
возможности работать — не мог ни писать, ни говорить.
Соч.:
Осиновый край: Повести, рассказы / сост. и послесл. Г.Е.Нестеровой-Курочкиной.
Л., 1990;
Избранное / сост., вступ. статья Г.Горышина. М., 1986;
Короткое детство: повесть. Л., 1970;
Товарищи офицеры / публ. Г.Е.Нестеровой-Курочкиной // Аврора. 1977. №12.
Лит.:
Семин Л. С главного входа // Нева. 1958. №19;
Дементьев В. Заинтересованность в жизни // Октябрь. 1958. №9;
Горышин Г. Обычная жизнь. Заметки о повестях В.Курочкина // Аврора. 1971. №4;
Горышин Г. Пробиться к человеческим душам // Аврора. 1977. №12;
Конецкий В. Памяти товарища // Аврора. 1977. №12;
Шкловский Евг. Закон среды // Литературное обозрение. 1988. №12.
В.А.Прокофьев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|