Сулейменов Олжас Омарович [18.05.1936]

Сулейменов Олжас Омарович
       [18.5.1936, Алма-Ата]
       — казахский поэт, пишущий на русском языке.
       Окончил геологический фультет Казахского унмверситета (1959) и Литературный институт им. А.М.Горького (1961). Печатается с 1959. В 1961 опубликовал поэму «Земля, поклонись человеку!», посвященную космическому полету Ю.Гагарина. Автор книг стихов «Аргамаки» (1961), «Солнечные ночи» (1962), «Ночь-парижанка» (1963), «Доброе время восхода» (1964), «Год обезьяны» (1967), «Глиняная книга» (1969), «Над белыми реками: Стихи и проза» (1970), «Каждый день — утро» (1973), «Определение берега» (1976), «Трансформация огня» (1983), «Преодоление: Стихи и поэмы» (1987), «От января до апреля» (1989) и др. В 1975 в Алма-Ате вышла «книга благонамеренного читателя» «АЗ и Я», посвященная письменным памятникам славянской («Слово о полку Игореве») и тюркской древности. Книга вызвала дискуссию, в ходе которой ее автора обвиняли в дилетантизме, национализме, пантюркизме и антирусских настроениях. (См. Кузьмин А. Точка в круге, из которой вырастает репей // Молодая гвардия. 1975. №12; Дмитриев П.А., Творогов О.В. «Слово о полку Игореве» в интерпретации О.Сулейменова // Русская литература. 1976. №1; Селезнев Ю. Мифы и истины // Москва 1976. №3; Лихачев Д.С. Гипотезы темных мест «Слова о полку Игореве» // Звезда. 1976. №6; отчеты «Обсуждения книги Олжаса Сулейменова» // Вопросы языкознания. 1976. №9; Вопросы истории. 1976. №9). Идеологические «ошибки» Сулейменова были осуждены в специальном постановлении Бюро ЦК Компартии Казахстана от 17 июля 1976; в 1989, в период перестройки, Бюро отменило свое постановление, а книгу Сулейменова было рекомендовано переиздать (См.: «АЗ и Я» // Правда. 1989. №285. 12 окт).
       Становление личности Сулейменов как поэта и мыслителя началось в период хрущевской «оттепели», когда в русской литературе, особенно в поэзии, наблюдался небывалый ранее творческий подъем. Будучи студентом переводческого отделения Литинститута, Сулейменов в это время начинает активно выступать и как русскоязычный поэт; внутренне ему оказались близки такие молодые русские «шестидесятники», как Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Б.Ах-мадулина и др., особенно А.Вознесенский, родственный ему по своему метафорическому, ассоциативно-историческому поэтическому мышлению. На русскоязычные стихи молодого казаха обращают внимание Л.Мартынов и Б.Слуцкий — видные лидеры поэтического возрождения времен оттепели. Л.Мартынов, еще с омского периода своей жизни и творчества хорошо знакомый с литературной жизнью Казахстана, сопроводил своим напутствием подборку стихов Сулейменова в «Литературной газете» (1959) и написал вступительную статью к первой поэтической книге Сулейменова «Аргамаки» (1961). Слуцкому понравились слова молодого Сулейменова: «Ребята, судите по мне о казахах». По воспоминаниям Сулейменова, «Слуцкий прочел и попросил: "Подари мне эту строчку". Я удивился: как же это он использует? А позже прочел в одном из его сборников: "Я о турках сужу по Назыму Хикмету, / Только так и судите народ — по поэту, / Только так и учите язык — по стихам". Я понял, что не мог бы лучше выразить эту идею. Совершенное свое развитие она нашла в строчках Слуцкого. Если стоит добиваться славы, то только во имя этой цели — чтобы вызвать добрые чувства к своему народу» (Литературное обозрение. 1985. №4. С.33).
       Достижению этой цели служит все творчество Сулейменова — и лирическое, тяготеющее к эпике, и эпическое, историко-философское, имеющее глубоко лирический характер. Центральное место в лирическом эпосе Сулейменова занимает своеобразная, необычная по форме и содержанию поэма «Глиняная книга», написанная стихами и прозой, являющаяся, по словам автора, «своего рода научным исследованием, осмысленным поэтически» (Литературная Россия. 1986. №20. 16 мая. С.6), и столь же необычная, своеобразная по жанру книга лирической, историко-философской и лингвистической прозы «АЗ и Я», в которой, опять же по словам автора, увидена «история глазами поэта» (Правда. 1989. №285. 12 окт. С.3). По своему мировосприятию и стилю Сулейменова в этих научно-поэтических книгах и во всем своем творчестве предстает как поэт «высокого романтизма» (А.Блок), устремленный к идеалу всечеловеческого братства и духовного единства, при сохранении связи с национальными корнями. Как поэт романтического склада, Сулейменов считает: «Поэзия должна быть служением идеалу. Мы должны сохранить идеальное, не путая его с идеалистическим, преодолевая натиск материального в духовно-нравственной сфере» (Литературная Россия. 1986. 16 мая. С.6). Устремленность к этому общечеловеческому идеалу началась с постижения глубинных взаимосвязей между казахской и русской словесностью, переросшего в постижение взаимосвязей культур Востока и Запада, тюркской словесности и культуры с праславянской и западно-европейской.
       Учителями Сулейменова на его пути постижения общечеловеческого идеала были, по его собственным свидетельствам, и казахские просветители и писатели (Чокан Валиханов, Абай, Махамбет Утемисов и др.), и поэты национальных советских республик, и русские поэты от Державина до Вознесенского. «Мне нравятся поэты разных стилей и направлений...— говорил Сулейменов — Всех, кого читаю, считаю в той или иной степени своими учителями. Но главные, неизменные спутники — Маяковский и Блок» (Литературное обозрение. 1985. №4. С.34). Каждый из этих двух великих русских поэтов трагического XX столетия был по-своему устремлен к идеалу общечеловеческого братства, ставшего, на свой лад, идеалом и для молодого казахского поэта Сулейменова, пишущего по-русски. Автору «Глиняной книги», «Голубиной книги» и книги «АЗ и Я» Маяковский и Блок близки также своим гиперболическим метафоризмом и метаморфизмом, позволяющим внутренне связывать отдаленные друг от друга во времени и пространстве события и художественно-мифологические образы различных народов, показывать их внутренние превращения и взаимодействия в ходе исторического развития. Блок вдобавок близок Сулейменову своими «Скифами», а также идеей Вечной Женственности, только воспринятой казахским поэтом не в образе мистической Прекрасной Дамы, как у Блока, а в образе мифической древневосточной богини земли и плодородия Иштор, которая позднее превращается в богиню Изиду, а еще позднее — в христианскую Богоматерь. И современной женщины, в восприятии Сулейменова, сохранили бытийную связь с богиней Иштор.
       Постигая научно-поэтическими средствами (главным образом с помощью этимологии) связь современной духовно-культурной жизни человечества с ее древнейшими мифологическими корнями, Сулейменов в сущности создает свою мифологию, свою концепцию дальнейшего духовно-эстетического и культурного развития человечества. В древнейшей Азии, как он считает, существовало религиозно-философское учение — тенгрианство. В юности Сулейменов встретил, по его воспоминаниям, старого казаха, который «по-своему исповедовал тенгрианство — одну из древних философий: то, что получил от предков, передай потомкам, не вмешивайся в гармонию природы — ты на ней такой же гость, как олень или беркут...» Эту древнюю, дожившую до наших дней, типично азиатскую философию, исповедующую пассивное, созерцательное отношение человека к окружающему миру, Сулейменов стремится дополнить европейской и русской (нашедшей, кстати, выражение в поэзии Блока и Маяковского) философией активной личности, устремленной к действенному преобразованию мира. В связи с этим Сулейменов далее говорит: «Я по-прежнему остаюсь преобразователем природы, считая, что ее надо обогащать. Но понимаю и другое. Стоит посадить дерево в степи — и за этим действием последует цепь поступков и превращений: надо напоить дерево, а значит, где-то осушить болото или море... В моем сознании тенгрианство старика соединяется теперь с мировоззрением преобразователя» (Литературная Россия. 1986. 16 мая. С.6).
       Свою мифопоэтическую философию общечеловеческого братства, вырастающую из синтеза древних и новых азиатских и европейских, восточных и западных учений, мифологий и религий, С. развивает в книге «Язык письма...» (1999). О своей утопической идее создания «всемирного правительства и религии атеизма», основанных на учениях Л.Толстого и М.Ганди, Сулейменов рассказал в беседе с О.Осетинским (См.: Литературная газета. 2000. 19-25 янв.). Развиваемая Сулейменов идея глобализации духовно-культурного взаимодействия Востока и Запада является одной из альтернатив научно-экономической и военной глобализации, осуществляемой ныне США.

Соч.:
       Круглая звезда: стихи / предисл. Л.Мартынова. М., 1975;
       Определение берега: Избранные стихи и поэмы / предисл. Л.Мартынова. Алма-Ата, 1979;
       Избранное / вступ. статья Е.Сидорова «На мировом кочевье» (О поэзии Олжаса Сулейменова). М., 1986;
       АЗ и Я: Эссе, публицистика, стихи, поэмы. Алма-Ата, 1989;
       Возвысить степь, не унижая горы: [беседа с О. Сулейменовым Г.Дильдяева] // Правда. 1989. 27 янв.; «АЗ и Я»: [беседа с О.Сулейменовым Г.Дильдяева] // Правда. 1989. 12 окт.;
       Язык письма: Взгляд в доисторию — о происхождении письменности и языка малого человечества. Алматы; Рим, 1999.

Лит.:
       Мартынов Л. Стихи Олжаса Сулейменова // Литературная газета. 1959. 13 июня;
       Каратаев М. Дым отечества // Каратаев М. Мировоззрение и Мастерство. Алма-Ата, 1965;
       Молдавский Дм. Степь, стихи и время // Звезда. 1966. №3;
       Ровенский Н. Олжас Сулейменов // Ровенский Н. Талант и провинциальность. Алма-Ата, [1967];
       Ауэзов Мурат «Предки, в бою поддержите меня...» // Дружба народов. 1968. №7;
       Марченко А. Песнь песней или исторический детектив? // Вопросы литературы. 1970. №9;
       Гусев В. Национальное и общечеловеческое // Гусев. В. В предчувствии нового. М., 1974;
       Аннинский Л. «Пройда сквозь дебри...»: Олжас Сулейменов и его «Глиняная книга» // Аннинский Л. Контакты. Литературно-критические статьи. М., 1982;
       Зульфикаров Т. Послание Олжасу Сулейменову, поэту, мудрецу, послу Казахстана в Италии // Литературная газета. 1996. 13 марта;
       Осетинский О. Кво вадис, айналайн? Человечество выживет, если создаст ВСЕМИРНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО и РЕЛИГИЮ АТЕИЗМА — считает Олжас Сулейменов // Литературная газета. 2000. 19-25 янв.;
       Огнев В. «Великие открытия делают гениальные дилетанты» — так считает Олжас Сулейменов, не впервые бросающий вызов ученым // Литературная газета. 2001. 11-17 апр.

М.Ф.Пьяных

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:41:12 UTC