|
Зарудин Николай Николаевич
[1(13).10.1899, Пятигорск — 1937, погиб в заключении]
— поэт, прозаик, публицист.
Из обрусевших немцев. Отец Зарудин, Николай Эдгардович Эйхельман,— горный инженер, в 1914 сменил фамилию. Годы отрочества и юности Зарудина прошли в Нижнем Новгороде. В гимназии вместе с А.Формозовым, будущим известным биологом и художником-анималистом, издавал рукописный журнал, где печатались их первые литературные опыты. Это были пейзажные зарисовки, в которых проявились любовь и интерес к природе — характерная особенность личности и таланта Зарудина. Гимназию он окончил в 1917.
В годы Гражданской войны (ее окончание застало Зарудин на Западном фронте) служил комиссаром, за приверженность к троцкизму был впоследствии исключен из партии. Демобилизовавшись, Зарудин приехал в Смоленск, работал в редакции городской комсомольской газеты. Стихи его, опубликованные в губернской газете «Рабочий путь» и местном альманахе «Красная новь», были замечены в литературных кругах. При содействии А.К.Воронского Зарудин переезжает в Москву и активно включается в общественно-литературную жизнь столицы: вступает в литературную группу «Перевал» и становится одним из ее лидеров. Подвергался резким нападкам ВАППа и РАППа. Называя себя «содружеством писателей революции», перевальцы выдвинули лозунг «органического искусства», в котором идейным ориентиром является «революционная совесть». Зарудин разделял творческую программу «Перевала», утверждая искусство естественных начал бытия: «Только поэт, понявший "неясный запах", захочет, чтобы то же чувствовал читатель... Не нам ли, молодой Спарте героической эпохи, принадлежит право первыми услышать "подземное пламя", опалившее лицо Данту? Надо стремиться со всей любовью и преданностью, чтобы наш читатель уловил тот "запах трав неясный", то "пламя подземное", что первым услышит в своем времени человек и художник» (Музей восковых фигур // Перевал. 1926. №4. С.150).
Начинал Зарудин как поэт. Первый его сборник «Снег вишенный» (1923) составили стихотворение, печатавшиеся в смоленских изданиях. Их тематика навеяна событиями революции и Гражданской войны («Война», «Матрос», «Большевики пришли»). Многие стихи сборника подражательны и эклектичны. Стремление показать реалии новой жизни вступало в противоречие с расхожей поэтической лексикой и образностью («зеленая комета», «черный палантин», «бесстрастье страстное», «жемчуга, атласы и кораллы»). Подражательность раннего Зарудина наглядно проявилась в стихотворении «В городе роз», сюжетно созвучном «Незнакомке» А.Блока.
В 1928 выходит вторая книга стихов «Полем-юностью», где проявились разработанные в символизме поэтика переходов и полупереходов, сближение отдаленных и контрастных явлений действительности, движение от единичного факта ко всеобщему смыслу. Расширяется круг художественных исканий. Появляются стихи с открыто социальной тематикой («9 Января», «Нашей партии», «На смерть вождя»), по своей образности близкие к пролетарской поэзии с ее явственной публицистичностью. Наиболее зримо самобытность Зарудина-поэта проявилась в пейзажной лирике («На волжских горах», «Прилет вальдшнепов», «Песнь о лосе»). Природные зарисовки наполняются философским смыслом, образ подснежника, расцветшего на полях сражений, становится символом поколения («Мой цветок»).
Важным моментом общественной и творческой биографии Зарудина явилось его участие в журнале «Наши достижения», где публиковались его очерки и критические статьи, навеянные поездками по стране и событиями литературной жизни. В эту пору происходит переосмысление и преодоление Зарудиным установок «Перевала» на «интуитивизм», «подсознательность» искусства, оставивших заметный след в его новеллистическом творчестве («Из могилы», «В жар», «Уездный вечер»). Программно звучали названия его статей в журнале «Наши достижения»: «Поэзия как человечность», «Критерий жизненности», «Талант взгляда и сердца»: «Никогда еще художники не имели перед глазами такого сложного и драматического содержания. Нашей литературе теперь предстоит настоящая работа поисков драгоценного частного, поисков, где каждый обязан стать скромным землекопом жизни» («Мертвая и живая вода» — машинопись статьи «Критерий жизненности») (ЦГАЛИ. Ф.617). Сложившаяся творческая концепция Зарудина наиболее полное выражение нашла в его прозе конца 1920-30-х. Верность факту и романтическая окрыленность в изображении действительности определяют тональность и стилистическое своеобразие его произведений. Зарудин утверждал гуманизм как критерий оценки действительности.
Естественно-природное и социально-культурное начала в его эстетике нерасторжимы. Проблемы гуманизма и революции, поиски гармонии социального и природного в человеке определяют содержание и пафос рассказов и повестей конца 1920-30-х: «Закон яблока» (1929), «Ночная сирень» (1933), документально-философского романа «Тридцать ночей на винограднике» (1932), в котором образы-символы (Профессор, Поджигатель, Лирик...) выступают в реальной обстановке винодельческого совхоза Абрау-Дюрсо. Возникают романические коллизии, ведутся философские споры о сущности и предназначении человека в обновляющемся революцией мире. Принцип «от факта ко всеобщему смыслу» получает художественно убедительную реализацию. Поджигатель усматривает счастье в борьбе. Лирик же считает, что революция не отменяет права на личное счастье, а мир — это согретый и освещенный солнцем дом, а не казарма. По своим жанровым приметам роман «Тридцать ночей на винограднике» предвосхищает лирическую прозу послевоенных лет — «Владимирские проселки» В.Солоухина, «Дневные звезды» О.Берггольц, «Северный дневник» Ю.Казакова.
В 1930-е Зарудин много ездил по стране, посетил Поволжье, Кубань, Чувашию, Армению. Созданные им в эту пору очерки, рассказы воспринимаются как лирико-философский репортаж об увиденном, осмысленном и пережитом («Путь в страну смысла», 1931; «Снежное племя», 1931; «Наш друг Оваким Петросян», «Старина Арбат», оба — 1934).
Последней прижизненной публикацией 3. была повесть «В народном лесу» (1936), в которой русская современная деревня предстала в достоверности социально-бытовых реалий, связанных с началом коллективизации. Уже не образы-символы, а реалистические характеры (дядя Алексей, Анна, Сенков) создают живое представление о сложной и противоречивой действительности, о народной жизни на крутом социально-историческом переломе. Повесть «В народном лесу» была своеобразным итогом художественных исканий и началом нового этапа творческой биографии писателя.
В 1937 Зарудин был арестован и стал одной из жертв происходивших в стране репрессий. Посмертно был реабилитирован в середине 1950-х.
Соч.:
Страна смысла: Повести молодого времени. М., 1934;
На трех поворотах ручья // Охотничьи просторы: альм. М., 1957. Кн.8. С.57-61;
Наш друг Оваким Петросян // Глазами друзей: сб. Ереван, 1967. С.242-269;
Полем-юностью. М., 1970;
Закон яблока: рассказы / предисл. В.Дынника. М., 1966;
В народном лесу: повести, рассказы / предисл. В.Дынника. М., 1970;
Тридцать ночей на винограднике: роман в 8 повестях / предисл. Н.Атарова. М., 1976;
Путь в страну смысла / вступ. статья В.Кривцова. М., 1983.
Лит.:
Ток А.И. Незабываемые годы молодости: Воспоминания. Йошкар-Ола, 1970. С.75-82;
Замостик Ч.А. Где жизнь — движенье: Проблематика и поэтика рассказа Н.Зарудина «Закон яблока» // Анализ отдельного художественного произведения: сб. Л., 1976;
Замостик Ч.А. Сюжетные поиски Н.Зарудина // Вопросы сюжетостроения. Рига, 1978. Вып.5. С.67-79.
А.И.Хватов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|