|
Гроссман Василий (настоящее имя Иосиф) Семёнович
[29.11(12.12).1905, Бердичев-14.9.1964, Москва]
— прозаик, драматург.
Родился в семье инженера-химика и преподавательницы французского языка.
В 1914 поступил в Киевское реальное училище, где учился до 1919, затем — в
Бердичеве в единой трудовой школе.
В 1922 — Киевский институт народного образования, через 2 года перевелся на
химическое отделение физмата МГУ. Начал писать в студенческие годы: небольшие
статьи в газетах. Окончив университет, уехал в Донбасс, где сначала работал
химиком-газоаналитиком на одной из шахт, затем научнным сотрудником в Донецком
областном институте патологии и гигиены труда, а также ассистентом кафедры
неорганической химии в медицинском институте. Опыт общения в преподавательских
и научных кругах впоследствии отразился в романах «За правое дело» и «Жизнь и
судьба». Кроме того, Донбасс дал немало необходимых жизненных знаний о людях
шахтерского труда: он изобразил Донбасс в первых своих рассказах «Запальщик»,
«Инспектор безопасности» и в романе «Степан Кольчугин». Там же, в Донбассе, он
начал работать над первым большим произведением из жизни шахтеров — романом
«Глюкауф» (окончательная редакция по замечаниям М.Горького — 1934).
В 1933 Гроссман переехал в Москву. Его окрылил одобрительный отзыв о 2-й
редакции «Глюкауфа», а также о рассказе «В городе Бердичеве», который был
написан давно, но попался на глаза Горькому, будучи опубликованным в
«Литературной газете». Это рассказ из истории Гражданской войны, отчасти
близкий к «Конармии» Бабеля. Через много лет по рассказу был снят фильм
«Комиссар» (реж. А.Аскольдов, в главной роли Нонна Мордюкова; снят в 1967,
показан в 1987). «Глюкауф» нельзя отнести к достижениям писателя,это типичный
для тех лет «производственный» роман, идущий в одном ряду с «Гидроцентралью»
М.Шагинян, «Время, вперед!» В.Катаева и др. «типовыми» произведениями эпохи
«социалистического строительства».
В 1930-е писатель работает напряженно, выходят один за другим сборник
рассказов: «Счастье» (1935), куда вошли более десяти произведений, «Четыре дня»
(1936), «Рассказы» (1937). Часть включенных в них рассказов посвящена
Гражданской войне, в них, наряду с личными впечатлениями от событий в родном
Бердичеве и в Киеве, чувствуются и литературные влияния, в частности учеба у
И.Бабеля, кое-что роднит его с В.Катаевым, другом его в те годы, и с
А.Платоновым, творчество которого он всегда и неизменно высоко ценил. В других
рассказах, посвященных современности, преломился материал жизненных наблюдений,
почерпнутых в основном в Донбассе и более широко отраженных в «Глюкауфе».
Рассказы 1930-х уже дают возможность говорить о складывающейся индивидуальной
манере писателя. В ней чувствуется достаточно сильное логическое начало:
доказательство какой-либо идеи, которой неукоснительно и несколько жестко
подчиняется художественную ткань, не всегда развертывающаяся вольно и свободно.
Это художник интеллектуальной складки, которого интересует не случай или
событие сами по себе, а их причинно-следственная связь. Рационалистичность
мышления недавнего инженера, привыкшего иметь дело с расчетами и выкладками, не
всегда преодолевалась у него чисто художническим путем. Однако лучшие его
рассказы тех лет являют собой победу художественного начала. Интеллектуальность
прозы Гроссмана — органически присущая ему черта и неотъемлемая особенность его
дарования. С опытом, с накоплением мастерства он начинает добиваться более
естественного соединения логического и эмоционального начал.
В 1936 Гроссман приступает к созданию первого своего крупного произведения —
начинает работать над романом «Степан Кольчугин». Но одновременно с ним пишет
«Повесть о любви», где пробует свои силы в изображении интимного мира души. В
центре повести — ученый и крупный инженер — аскеты, преданные прежде всего
своему делу, работе. Однако один из них неожиданно для самого себя переживает
чувство страстной любви. Идея повести в том, что жизнь складывается из тысячи
очень простых вещей, и пренебрегать ими нельзя. Герой «Степана Кольчугина» —
молодой рабочий, тоже «аскет», преданный делу революции. Гроссман рисует
тяжкую, беспросветную жизнь шахтеров, их нужду, горе, пьянство, массу
достоверных и четких подробностей, которые свидетельствовали о незаурядном
мастерстве писателя-реалиста. Вместе с тем Гроссман высвечивал и черты
человечности, просвечивающие в жизни забитых людей сквозь неприглядную коросту
повседневности. В советской литературе до этого романа не было столь подробного
изображения заводского и шахтерского быта. Гроссман показывает, что именно
проблески человечности толкают униженных рабочих в революцию. Степан Кольчугин
становится активным революционером, полностью изведавшим все трудности и
опасности пути, на который он вступил юношей. В обширном повествовании Гроссман
три главных героя — наряду со Степаном Кольчугиным мы видим профессионального
революционера Бахмутского и интеллигента, ученого, в котором угадываются
автобиографические черты, Сергея Кравченко. Их судьбы, пересекаясь друг с
другом, и образуют художественно-философский мир романа. «Степан Кольчугин»
интересен еще и тем, что в нем писатель с горечью, с чувством тягостного
прозрения говорит о фанатичности революционеров, о непримиримости их к любому
инакомыслию. Эта линия, по-видимому, должна была развернуться в последней
части, но роман из-за начала Великой Отечественной войны, а возможно не только
по этой причине, остался незаконченным.
Перед самой войной Гроссман закончил пьесу «Если верить пифагорейцам...»
(опубл. в 1946). В ней действуют рабочий-стахановец, бывший герой Гражданской
войны, а теперь бюрократ нового типа Монахов, старик Шатавский — поклонник
учения пифагорейцев.
В 1946, после опубликования, автора обвинили в пропаганде вредного
идеалистического учения. Хотя пьесу Гроссмана нельзя отнести к его удачам, но
именно стремление не схоластически истолковать круговорот истории вызвало
нападки ортодоксальной критики. По одному из предположений (А.Бочаров),
причиной обращения к «пифагорейцам» было горестное убеждение Гроссмана в том,
что свергнутая тирания царизма вернулась в жизнь в ином облике, т.е. все
возвратилось на круги своя. Эта мысль, но уже на более высоком уровне, в ином
худож. мире будет проведена писателем в романе «Жизнь и судьба» и в особенности
в повести «Все течет...».
В годы Великой Отечественной войны Гроссман — военный корреспондент газеты
«Красная звезда». Он проделал в рядах армии весь путь отступления, а потом и
всю дорогу наступления — вплоть до Берлина. Писатель публикует очерки
(«Направление главного удара» и др.), рассказы.
В 1942 им была написана и тогда же опубликована (в газете «Красная звезда»)
повесть «Народ бессмертен» — первое крупное произведение о войне, где даны не
только конкретные и правдивые картины боев и военного быта, но и обобщенная
оценка народного подвига. Участник Сталинградской битвы, он пишет несколько
очерков об этом сражении. В очерках Гроссмана совершенно нет патетики, нет ни
одного восклицательного знака — он рисует ад войны деловито и неторопливо как
тяжкую работу солдата, не помышляющего о героизме. Художественное своеобразие
его военных произведений состоит в контрасте между обстоятельностью письма и
интонации и острейшим трагизмом происходящего и описываемого. Замечательны
публицистические очерки Гроссмана «Украина без евреев», «Треблинский ад»,
«Германия» и др. Опыт войны требовал от писателя широкого эпического полотна, и
он приступает сначала к созданию романа «За правое дело», а потом к его
продолжению — роману «Жизнь и судьба». Они образовали собою дилогию, в которой
нашли отражение самые заветные и выношенные мысли писателя, его философия
истории и войны, самостоятельность его взгляда на современность.
Роман «За правое дело», законченный в 1949 и опубликованный в 1953 (отдельным
изданием — 1954), проходил в печать несколько лет именно ввиду
самостоятельности авторской мысли. Писатель вынужден был дорабатывать его по
многочисленным замечаниям, сводившимся к критике философской проблематики и к
требованиям более широкого показа роли партии, в частности политработников в
армии, и т.д. При всех исправлениях и купюрах (впоследствии восстановленных)
роман стал одним из наиболее значительных произведений советской литературы о
войне.
Второй роман, «Жизнь и судьба», не смог быть опубликованным при жизни писателя
— рукописи, машинописи и черновики, даже ленты с пишущих машинок были
конфискованы. Произведение было признано антисоветским из-за прямоты авторских
суждений о характере советского общества, из-за правдивости изображения
нравственно-психологических коллизий, характерных и для годов войны, и для
послевоенного времени. Убедившись в невозможности опубликовать роман, Гроссман
писал его с несравненно большей свободой, чем «замученный» поправками,
вынужденными вставками роман «За правое дело». Критика отмечала, что
беспощадная правда выступила в этом произведении с еще большей силой и
концентрированностью; что следует даже говорить о двух разных романах, лишь в
относительной степени составляющих дилогию.
В повести «Все течет...» (1989) герой, вернувшийся из многолетней ссылки, куда
попал по ложному доносу, не видит принципиальной разницы между недавней тюрьмой
и т.н. свободой. Повесть почти бессюжетна и представляет собою обширное
философское размышление писателя о порочности общества, построенного на
антигуманной основе. Всем ходом рассуждений своего героя писатель проводит
мысль о пагубности тоталитарных систем, будь это социалистическое, как в СССР,
или национал-социалистическое общество в Германии.
Соч.:
СС: в 4 т. М., 1998;
Счастье. М., 1935;
Рассказы. М., 1937;
Повести и рассказы. М., 1950;
За правое дело. М., 1954;
Повести, рассказы, очерки. М., 1958;
Старый учитель: Повести и рассказы. М., 1962;
Добро вам, люди! Жизнь и судьба. М., 1990;
Все течет...: Поздняя проза. М., 1994.
Лит.:
Липкин С. Жизнь и судьба Василия Гроссмана; Берзер Анна. Прощание. М., 1990;
Бочаров А. Василий Гроссман: Жизнь. Творчество. Судьба. М., 1990;
Лазарев Л. Когда свершился суд времени... // Гроссман В. Все течет...: Поздняя
проза. М., 1994. С. 3-8.
А.И.Павловский
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|