|
Шварц Евгений Львович
[9(21).10.1896, Казань — 15.1.1958, Ленинград]
— драматург.
Родился в семье врача. Его отец, принявший христианство еврей, окончил
Казанский университет; принимал участие в деятельности левых
социал-демократических организаций, подлежал гласному надзору полиции; мать,
русская, была талантливой актрисой-любительницей, в юности играла в спектаклях
драматического кружка известного театрального деятеля барона Н.В.Дризена.
Детство Шварца прошло в Майкопе. В своих воспоминаниях писатель говорит об
огромном значении для него «майкопских» лет жизни. Шварц окончил реальное
училище (1905-13).
В 1914 поступил на юридический факультет Московского университета, однако
проучился только до 1916. Весной 1917 Шварц был призван в армию. По некоторым
воспоминаниям, принимал участие в «ледяном походе» Корнилова.
Творческая биография Шварца началась в 1919, когда он стал актером Театральной
мастерской под руководством П.К.Вейсбрема в Ростове-на-Дону.
В 1921 Шварц вместе с Театральной мастерской переехал в Ленинград. Играл в
различных ленинградских театрах, выступал в качестве конферансье, был известен
как остроумный импровизатор и блестящий рассказчик.
С 1923 Шварц начинает сотрудничать в различных журналах и газетах.
В 1923-24 работает в Бахмуте (Артемовск) в журнале «Забой» и газете
«Всероссийская кочегарка». В то время его публикации выходят под псевдонимом
Щур. По возвращении в Ленинград становится секретарем журнала «Ленинград».
В 1924 в журнале «Воробей» появилась написанная в стихах первая сказка Шварца
«Рассказ старой балалайки». Сказка получила одобрение С.Маршака, ее отметил
О.Мандельштам.
С 1925 выходит несколько небольших книжек для детей, в создании которых
принимал участие Шварц — делал стихотворные подписи к рисункам: «Вороненок»,
«Война Петрушки и Степки Растрепки», «Лагерь», «Шарики», «Рынок», «Прятки»,
«Петька-петух — деревенский пастух». Шварц становится детским писателем. Его
охотно печатают в журналах Ленинграда: «Воробей» («Новый Робинзон»), «Советские
ребята», «Октябрята», «Еж» и «Чиж».
С 1925 по 1931 Шварц является редактором детского отдела Госиздата. Шварц
сближается с поэтами-обэриутами, их влияние сказывается на поэтике его
произведений.
Первая пьеса Шварца «Ундервуд» была написана в 1928 и поставлена в
Ленинградском ТЮЗе (Театр юного зрителя) в 1929 А.А.Брянцевым. Спектакль имел
успех у зрителей, однако критика («педологическое» направление) восприняла его
в штыки. Это произведение, посвященное современной жизни, было лишь первым
шагом Шварца к собственному месту в драматургии. Но уже в нем проявились черты,
которые позднее составили существо его зрелого творчества —
писателя-сказочника. Судя по воспоминаниям самого Шварца, сказочная реальность
помимо его воли проникла в пьесу.
В 1933 вышла вторая пьеса Шварц — «Клад». Ее действие разворачивается в горах,
где школьники помогают взрослым найти заброшенные медные рудники. А в 1934 в
журнале «Звезда» была напечатана сатирическая пьеса «Похождения Гогенштауфена»,
рассказывающая о жизни одного из советских учреждений. В основе пьес Шварца
лежали, казалось бы, привычные для современной литературы конфликты, но
трактовки их были далеко не ординарны. Сосуществование правдоподобного и
фантастического становилось все более явным, сочетание сказочной условности с
проблематикой реальной жизни все более нарочитым.
Для стиля ранних пьес Шварца, еще не вполне совершенных, характерно
юмористическое начало. Сказочные ситуации, в которые попадают «реальные» герои,
постоянная игра слов, неожиданное столкновение несовместимых понятий в речи
персонажей, названное критиками «приемом коротких соответствий»
(Е.Калмановский), создают особую, неповторимую ткань драматургического
повествования. В более поздних произведениях юмор сменится иронией.
Помимо общего конфликта, связанного с борьбой добра и зла, уже в этих пьесах
Шварца начинает волновать проблема, которая во весь рост встанет перед ним во
время работы над «Голым королем», «Тенью», «Драконом»,— проблема
взаимоотношений «редкого человека», героя и борца за справедливость, с
обыкновенными людьми.
Пьеса «Голый король» была написана Шварцем в 1934 по просьбе главного режиссера
Ленинградского театра комедии Н.П.Акимова. В самом замысле этого произведения
угадываются своеобразные черты, глубоко характеризующие подход Шварца к
изображению жизни в литературе. С одной стороны, «Голый король» — пьеса о
современности. Одним из главных в ней оказывается образ диктаторского
государства, в котором нетрудно угадать предвоенную Германию. С другой — в
произведении на современную тему Шварц обращается к андерсеновским сюжетам
(«Свинопас», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине»). Действительность
у Шварца вновь оказывается погружена в нарочитую условность поэтического мира
сказки. Произведение перестает быть просто памфлетом на тему дня, пусть даже
чрезвычайно актуальную. Оно выходит за границы узковременного, национального.
Проблемы, поставленные в нем, обретают общечеловеческое звучание. «Голый
король» не был поставлен при жизни драматурга, но именно это произведение
впоследствии принесло автору всемирную известность.
Во второй половине 1930-х Шварц работает очень активно. В 1935-36 написана
пьеса «Брат и сестра». В 1937 состоялась премьера «Красной Шапочки»; 2 года
спустя — показ «Снежной королевы». А в 1940 появилась первая сказка для
взрослых — «Тень».
В «Тени» (в основу которой опять-таки положены андерсеновские мотивы)
продолжается чрезвычайно важная для всей русской литературы нравственная тема
двойничества. «Тень» — олицетворение скрытой, изнаночной стороны души человека.
Она есть в каждом, и именно она становится подспорьем злу, творящемуся вокруг
человека. Противостояние злу всегда оказывается противостоянием не только
внешним обстоятельствам, но прежде всего самому себе.
В начале Великой Отечественной войны Шварц оставался в Ленинграде. Во время
блокады записался в ополчение (приказ о зачислении был отменен, Шварца
направили работать на радио). В тяжелой степени дистрофии эвакуирован в Киров,
затем в Сталинабад. В это время он работает в Кировском областном и
Ленинградском театре комедии. Пишет пьесы «Одна ночь» (1942) об осаде
Ленинграда и «Далекий край» (1942) об эвакуированном из города детском доме.
В 1943 появляется пьеса «Дракон» (окончательный вариант — 1944). Она была
поставлена Н.П.Акимовым, однако после первого же представления признана
«вредной сказкой» (так называлась разгромная статья в газете «Литература и
искусство») и снята. Пьеса «Дракон» — сложное произведение. Авторская позиция,
выраженная в нем, не очевидна. Отвергнув «Дракона», официальная критика как бы
подчеркнула политическое звучание пьесы, негативное по отношению к
существующему положению вещей. Однако сам Шварц утверждал, что в его пьесе нет
политического подтекста, что его сказки не аллегории и персонажи в них говорят
отнюдь не на эзоповом языке. Философская сказка Шварца, в которой ставилась
важнейшая проблема сохранения человеческой личности, противостояния
свободолюбивого героя диктатору, вольно или невольно оказывалась ироническим
зеркалом, отражающим реальность. Сильнейшее звучание приобретает в этой пьесе и
тема «обыкновенного» человека, который оказывается ответственным за то зло, при
котором он соглашается жить. Если вспомнить постоянное стремление Шварца к
соединению в художественном мире условности и действительности, то
неоднозначное восприятие «Дракона» современниками становится понятным. Сказка
Шварца на этот раз оказалась слишком правдива и близка жизни.
В 1944 Шварц работал над пьесой «Медведь» (другое название — «Обыкновенное
чудо»). В ней главное место занимает тема настоящей любви. Это чувство, по
мнению автора, и является «обыкновенным чудом». В произведении фантастическое и
жизненное как бы поменялись местами. Превращение медведя в человека оказывается
менее удивительным событием, чем «обыкновенная» любовь, мешающая человеку вновь
стать зверем. Шварц до конца жизни отличался удивительной работоспособностью.
Последняя пьеса драматурга — «Повесть о молодых супругах» — вышла в 1957. Шварц
создал сценарии к множеству известных кинофильмов (1935 — «Разбудите Леночку»;
1936 — «Леночка и Виноград»; 1947 — «Золушка»; 1954 — «Царь Водокрут»; 1955 —
«Дон Кихот»).
Всю жизнь Шварц вел дневники, ставя перед собой цель «научиться писать правду».
Соч.:
Тень: пьесы. Л., 1972;
Сказки. Повести. Пьесы. Л., 1960;
Живу беспокойно... Из дневников. «П., 1990.
Телефонная книжка / сост. и комм. К.Н.Кириленко. М., 1997;
...Я буду писателем: Дневники и письма. М., 1999.
Лит.:
Цимбал С. Евгений Шварц: критико-биографический очерк. П., 1961;
Мы знали Евгения Шварца. Л.; М., 1966;
Калмановский Е.С. Шварц // Очерки истории русской советской драматургии:
1945-1967. Л., 1968;
Поликовская Л., Виневич Е. Легенда и быль // Житие сказочника. Евгений Шварц.
Из автобиографической прозы. Письма. О Евгении Шварце. М., 1991;
Головчинер В.Е. Эпический театр Евгения Шварца. Томск, 1992;
Виневич Е. На пути к «Дракону» // Нева. 1996. №10;
Кириленко К.И. Архив сказочника // Встречи с прошлым. М., 2000. Вып.9;
Головчинер В.Е. «Обыкновенное чудо» в творческих исканиях Е.Шварца // Драма и
театр. Тверь, 2002. Вып.4;
Харитонов М. «Дракон» Евгения Шварца: победа над Солнцем // Полдень, XXI век.
СПб., 2003. №2. С.251-267;
Холодкова М. Жанр литературной сказки в творчестве Евгения Шварца: [На
материале пьес «Голый король», «Снежная королева», «Тень», «Дракон»,
«Обыкновенное чудо»] // Голоса молодых ученых. М., 2003. Вып.12.
В.Ю.Вьюгин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|