|
Гельман Александр Исаакович
[25.10.1933, пос. Дондюшаны, Молдавия]
— драматург.
Во время Великой Отечественной войны Гельман потерял всех близких в фашистском гетто. Из большой семьи, в которой было 11 человек, в живых остался только он один. С 14 лет работал — фрезеровщиком на Кишиневском заводе «Электроприбор», помощником мастера на Львовской чулочной фабрике, прорабом, диспетчером, инженером, а затем секретарем парткома на строительстве нефтеперерабатывающего завода под Ленинградом. Служил в армии — на Камчатке и в Севастополе.
В 1960-1963 учился в Кишиневском университете.
Литературную деятельность начал с корреспонденции, опубликованных в газете «Строительный рабочий». В качестве драматурга дебютировал в 1975 пьесой «Заседание парткома» («Протокол одного заседания»). Спектакли по этой пьесе с успехом прошли в большинстве театров страны, включая МХАТ и Ленинградский БДТ. Широкую известность приобрел и фильм «Премия», созданный на основе пьесы.
«Заседание парткома» — публицистическая пьеса, в которой полностью отсутствуют семейно-любовные коллизии, характерные для «производственной» литературы того времени. Бригада строителей отказалась от премии, которую трест получил за успешное выполнение плана. Это становится предметом разбирательства на заседании парткома, куда приглашен бригадир Потапов. Пьеса выстроена с большой изобретательностью. Действие как бы расширяется концентрическими кругами, захватывая все новые и новые стороны дела. Поначалу речь идет о частном случае, однако ситуация последовательно универсализуется, высвечивая важнейшие общие экономические и нравственные проблемы. Сначала кажется, что рабочие-сдельщики таким образом протестуют против вынужденных простоев, которые лишают их заработка. Затем обнаруживается, что они считают премию незаконной, «липовой», т.к. план, за выполнение которого ее получил трест, был заниженным, необоснованно скорректированным. Свои выводы Потапов подтверждает расчетами, сделанными под руководством опытнейшего экономиста Милениной. В конце концов выясняется, что все неурядицы, лихорадящие трест,— результат компромисса, на который пошел в свое время управляющий Батарцев. Поддавшись давлению сверху, он начал стройку с грубейшими нарушениями технологии.
В «Заседании парткома», как и во всех последующих пьесах, Гельман не касается тех объективных причин производственных сбоев, которые характерны для плановой социалистической экономики. Такой подход объясняется не столько цензурными соображениями драматурга, сколько его последовательным стремлением акцентировать личную роль героев в развязке событий, проблему личной вины, конкретной ответственности. «...Во всем винить обстоятельства — безнравственно, преступно... <...> У человека всегда большая свобода выбора, чем ему кажется»,— подчеркивал Гельман. Начиная с «Заседания», позитивную программу драматурга чаще всего воплощают персонажи, подобные Потапову,— абсолютно самостоятельные личности, не желающие признавать себя жертвами обстоятельств, пассивными объектами претерпеваемой судьбы. В ситуациях, которые представляются безнадежными, продолжают борьбу Леонид Сакулин в пьесе «Обратная связь» (1977), Леня Шиндин в пьесе «Мы, нижеподписавшиеся...» (1980), Зина в пьесе «Чокнутая (Зинуля)» (1984). В последнем произведении особенно отчетливо раскрывается проходящая через всю драматургию Гельман мысль о том, что, подчиняясь обстоятельствам, человек утрачивает индивидуальность, перестает быть собой.
Главная героиня, бескомпромиссная Зинуля, ведет борьбу с беспорядками на стройке. Опытный и умный Федор Иванович объясняет ей, что бессмысленно бороться со следствиями, не устранив причин. Он справедливо подчеркивает, что приписки и халтура порождены глубинными социально-экономическими факторами. Но Зинуля, в основном соглашаясь с ним, тем не менее продолжает стоять на своем: «...Я должна своего добиться! Должна! Иначе я стану другой».
Наряду с образом бескомпромиссного борца важное место в творчестве Гельмана занимает представленная практически во всех его пьесах фигура человека субъективно честного, но уступившего напору обстоятельств, не сумевшего пойти наперекор. Таковы Батарцев («Заседание парткома»), Нурков («Обратная связь»), Голубев («Наедине со всеми», 1982), Федор Иванович («Чокнутая»).
Первые пьесы Гельмана — «Заседание парткома» и «Обратная связь» — открыто публицистичны. Здесь очевидно стремление к нравоописательной ясности, автор постоянно вкладывает в уста позитивных персонажей собственные суждения об экономике и морали, рассчитанные на соответствующую реакцию зрительного зала.
В дальнейшем Гельман сознательно избегает декларативности и определенности, не стремится давать на поставленные вопросы однозначные ответы.
Соч.:
Пьесы. М., 1985;
Чокнутая (Зинуля). М., 1986.
Лит.:
Волчек Ю. Гипотезы становятся истиной // Театр. 1976. №6;
Кузьменко Ю. Горизонты производственной темы // Октябрь. 1979. №2;
Вишневская И. Лицом к лицу // Театр. 1982. №4;
Медовой В. Пегас стучится на студию, или С кого начинается кино. М., 1986.
А.О.Большев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|