Кочетков Олег Владимирович [05.01.1947]

Кочетков Олег Владимирович
       [5.1.1947, г.Коломна Московской обл.]
       — поэт.
       Родился в рабочей семье, родовые корни его тесно связаны с крестьянством — деды и бабки его жили в Ряжском р-не Рязанской обл. После семилетки пошел работать на Коломенский тепловозостроительный завод, где приобщился к токарному и слесарному делу. После армейской службы в Германии возвращается на завод, где работает слесарем, бетонщиком.
       В 1975 поступил в Литературный институт, тогда же оказался в числе участников VI Всесоюзного совещания молодых писателей (семинары М.Дудина и Ст.Куняева).
       Первая публикация состоялась в 1972 в журнале «Советские профсоюзы», но настоящим творческим дебютом стала подборка стихов в №1 журнала «Юность» за 1974.
       Кочетков печатался во многих изданиях советского и постсоветского времени. На протяжении нескольких лет работал ответственным секретарем творческого объединения поэтов Московской организации СП. За эти годы Кочетков приобрел значительный авторитет среди собратьев по перу.
       Авторская манера Кочетков проста, задушевна. Он далек от литературного экспериментирования и в сущности продолжает линию «тихой лирики», следует в русле поэзии Н.Рубцова, Н.Тряпкина, Ю.Кузнецова, А.Передреева. Стихи Кочеткова всегда звучат свежо, оригинально и современно. Обращаясь к традиционным темам, он находит новые нюансы и оттенки переживаний: «Подкатили чуть свет / К голубому крыльцу. / Беспокойный наш дед — / Сразу резать овцу /<...>/ Я тогда по летам / Понял истину зла — / Не приехать бы нам, / И овца бы жила...» («Время настало». С. 7.)
       Перестройка и распад СССР, резко повлияли на судьбу Кочеткова. Долгое время ему пришлось работать в должностях, далеких от литературы,— сторожем, охранником, что было отражено в его стих. «Метаморфоза»: «Радикальные веянья новы: / Из антихристов — в богословы! / Из писателей — в робу вахтеров. / В гардеробщики — из актеров! / И ни удержу, и ни меры: / Из банкирского лобби — в премьеры!..» («Ау, Россия!». М., 1999. С.42. Далее цит. это издание).
       В 1990-е Кочетков много размышляет об истории родины, проблемах веры. Его отношение к общественно-политическим событиям XX в. диалектично, оно отразилось в стих. «Происхождение кожанки», «Смерть красноармейца», «Расстрел белогвардейца», «Террористка», «Гимн», «Октябрь, 1993 г.», «А что, если вправду Россия...», «Горькое», «Высоковольтные мачты», «Три богомолки». Раздумья эти напряженны, мучительно тяжелы и подчас приводят к горьким и парадоксальным сомнениям: «А что, если вправду Россия — / Та бездна, где сходится зло, / Где тучи его обложные / Над жизнью ползут тяжело. / Где разве лишь в вещих просветах / Порою возникнет на миг: / Пресветлейший лик Пересветов, / Сверкающий пушкинский стих...» (С.22).
       Поэт не старается «разложить по полочкам» глубинные вопросы бытия; для его стихов характерны скрытый, мерцающий смысл, недоговоренность, намек. Таково стих. «Три богомолки», увидевшее свет в буклете «У слез на отшибе» (1992): «Стоял этот дом чуть на взгорке, / Где миру открытая весть. / И жили в нем три богомолки: / Жалость, свобода и честь!.. / Когда где-то рядом галдели — / Мол, гласность с каких уже пор! — / Они очень грустно глядели / И прятали молча свой взор... / Стучали колеса на стыках, / Россия текла за окном, / Молчали три светлые лика, / И мы с тобой знаем — о чем!..».
       Книга стихотворений «Ау, Россия!» (1999) обозначила особый этап в творчестве Кочеткова, продемонстрировала зрелость и глубину его поэтического дарования. Став взрослее, мудрее, он отнюдь не отказался от заявленных еще в молодости нравственных постулатов. Стилистика стала более выверенной и точной. В стихах слышна неизбывная боль за страну, за народ, подвергшийся тяжелым и предельно унизительным испытаниям.
       Симпатии Кочетков к реалиям утраченного мира — это не ностальгия по дворянским усадьбам, не бунинская тоска, не набоковский сарказм, это скорее скорбь по красоте, которая погибает не только в ходе революций и войн, но под давлением неумолимого течения времени: «Заросший пруд, осока да куга, / Развалины старинного поместья. / В дрожащей поволоке берега, / Расплавленно сверкает поднебесье... / Гляди, гляди с душой почти пустой, / Дитя материализма и застоя, / Как шмель над камнем кружит золотой, / Отыскивая время золотое...» (С.3).
       В предисловии к сборнику Вл.Гусев причислил стихи Кочеткова к корневой традиции отечественной поэзии: «Это именно серьезный голос серьезного человека; это главная традиция большого стиля русской литературы» (С.3).
       Кочетков — лауреат премий «Традиция» (2000) и им. С.А.Есенина (2003).

Соч.:
       Время настало. М., 1977;
       Травяная дорога. М., 1978;
       Родное лицо. М., 1983;
       Надеждой ранят. М., 1989;
       Покатилась подкова. М., 1990, 1991;
       Ныне и присно. М., 1991;
       У слез на отшибе. М., 1992;
       Нету родного печальней. М., 1993;
       Ау, Россия! М., 1999.

Лит.:
       Кунаев Ст. Новое имя // Смена. 1975. №10;
       Козин В. Притяжение к истокам // Литературная Россия. 1978. №11;
       Озеров Л. Поиск и риск // Новый мир. 1978. №10;
       Куняев Ст. Высокая любовь // Смена. 1979. №6;
       Кунаев Ст. Узнаю тебя, жизнь! // Правда. 1982. №37. 6 февр.;
       Осетров Б. Стихи и поэзия // Правда. 1985. №215. 3 авг;
       Соколкин С. До полынных, до наших кровей... // День. 1992. №3;
       Котенко Н. Наша бессмертная... // Литературная Россия. 1992. №25. 19 июня;
       Гусев Вл. [Предисл. к стихам О.Кочеткова] // Завтра. 1997. №2;
       Казначеев С. Кровь не лжет никогда... // Коломенский альм. 2002. №6.

С.М.Казначеев

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:33 UTC