|
Чиннов Игорь Владимирович
[12(25).9.1909, под Ригой — 21.5.1996, Порт Оранж, Флорида]
— поэт, эссеист, мемуарист.
Отец его был судьей, с детства привил сыну интерес к мировой поэзии. С 1914 по 1922 Чиннов жил с родителями в России, затем в Латвии. Окончил юридический факультет Рижского университета, работал правоведом в частных компаниях. Начал сочинять стихи еще будучи студентом. Первые публикации — в 1933-34 в парижских сборниках «Числа».
В 1944 покидает Латвию и до 1947 живет в Западной Германии, затем переезжает во Францию, в Париж, где сближается с поэтами «парижской ноты», принимая их аскетическую, сдержанную эстетику. Ю.Иваск отмечает особую утешительную теплоту его стихов. Первая книга, выдержанная в духе этой «ноты»,— «Монолого (1950) — вышла в Париже благодаря С.Маковскому и Г.Иванову. Это событие приветствовал Г.Адамович, увидевший в стихах Чиннова «беспощадно промытые крупицы золота», «явление в нашей поэзии, действительно достойное внимания», и позднее включивший похвальную характеристику Чиннова в свою лучшую книгу о литературе «Комментарии».
В 1953 Чиннов возвращается в Германию, его стихи регулярно появляются в нью-йоркском «Новом журнале», «Гранях»; издательство «Рифма» выпускает его вторую книгу «Линии» (Париж, 1960).
С 1962 Чиннов переселяется в США, где становится профессором-славистом Канзасского университета. Его стихи включаются во многие антологии, их печатают в большинстве эмигрантских журналов, особенно много в «Новом журнале» (в 94 номерах), членом редколлегии которого он был до смерти. Третья книга «Метафоры» (Нью-Йорк, 1968), включающая, наряду с рифмованными стихами, верлибры, вновь вызывает приветствие маститых критиков эмиграции. Г.Адамович пленяется «едва уловимыми, тончайшими, будто перламутровыми переливами оттенков»; В.Вейдле отмечает «звуковую убедительность и насыщенность» стихов Чиннова; Ю.Иваск называет их «сияющей радугой щемящих воздыханий и резвых радостей».
В 1968 Чиннов приглашает Вандербильдский университет в Нэшвилле, штат Теннесси, где он работает до пенсии (1976), после чего поселяется во Флориде. Более поздние книги Чиннова отличает гротескная образность, в них обостряется ирония, на заднем плане почти непременно присутствует какой-либо из знаков смерти. Поэт остается мастером тонких словесных нюансов и точных эпитетов. Ход мысли в стихотворении бывает парадоксален и остроумен. Чиннов много путешествует, образы иных культур и экзотические пейзажи делают его стихи еще более многокрасочными.
С 1991 Чиннов бывает в России и много печатается в отечественной периодике. В 1989 воспоминания Чиннова «О себе» и стихи «Был освещен торжественный фасад...» появляются в журнале «Даугава»; в том же году «Новый мир» печатает подборку под названием «Голубые дельфины» (предисл. Е.Витковского). Последняя книга его стихов «Эмпиреи» вышла в Москве (1995).
Соч.:
Партитура. Нью-Йорк, 1970;
Композиция. Париж, 1972;
Пасторали. Париж, 1976;
Антитеза / предисл. Д.Глэд и В.Террас. Колледж Парк, 1979;
Автограф. Холиок, 1984.
Лит.:
Плюханов Б. Игорь Чиннов // Даугава. 1989. №7;
Крепе М. Поэтика гротеска Игоря Чиннова // Новый журнал 1990. №181;
Пасквинелли А. «Метафоры и метаморфозы...» // Новый журнал. 1991. №183;
Бобышев Д. Метафоры-мутанты, или Memento mori (о стихах Игоря Чиннова)//Звезда. 1992. №3.
Д.В.Бобышев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|