|
Зульфикаров Тимур Касимович
[17.8. 1936, Душанбе]
— поэт, прозаик, драматург.
Отец — таджик, был народным комиссаром в Бухаре, в 1937 подвергся государственному террору; мать — русская, профессор языкознания.
С 1956 в течение двух лет Зульфикаров учился на философском факультете ЛГУ. Окончил Литературный институт им. М.Горького.
С 1962 — сценарист на киностудии «Таджикфильм». Член СП России. Был членом редколлегии журнала «Советская литра». Член общественного совета журнала «Звезда Востока», редсовета журнала «Юность». Лауреат английской премии «Коллетс» за «Лучший роман Европы — 1993».
В 2000 номинирован на Нобелевскую премию в области литературы.
Живет в Москве.
Печатался в газете «Завтра», в журнале «Московский вестник», «Аврора», «Арион», «Москва», «Юность», «Знамя». Пишет с 1961. О собственном творчестве Зульфикаров говорит как об «иконе в слове», указывая на единение слова и живописного знака в своих творениях и определяя принадлежность своего творчества по языку — русской культуре, а по методу — культуре православной. На Западе Зульфикарова называют «Данте современной русской литературы». Ряд критиков высказывает убеждение (поддерживаемое и самим Зульфикаровыс) о том, что Зульфикаров является третьим реформатором русской поэзии после Пушкина и Хлебникова. Приоритеты Зульфикарова в сфере высокого искусства были определены с ранних лет: Леонардо да Винчи, Бах, Данте, Шекспир, Хафиз, Саади, Толстой. Настольной книгой стал Толковый словарь В.И.Даля. Началом своего творчества сам Зульфикаров считает «Смерть Амира Тимура» (1971) — произведение лиро-эпического характера. Первые сборники — «Две легенды о любви» (1980) и «Поэмы странствий» (1980). Книга «Поэмы странствий» была высоко оценена Л.Озеровым, который объясняет кажущуюся необычность того обстоятельства, что проза, в данной книге представленная четырьмя повестями, в заглавии получает статус «поэмы»: «Художник работает на стыке жанров и видов литературы, решая зачастую сложные пограничные конфликты, возникающие между прозой и стихами...» Более того, «в манере автора схлестнулись» не только стихии поэзии и прозы, но и «стихия кино (она в умении "монтировать кадры"), стихия музыки, стихия живописи» (Озеров Л.— С.6-7).
Корни творчества Зульфикаров лежат в широком спектре разновременных литературных явлений: русские былины, персидская поэтическая классика, «Песнь песней», поэзия Велимира Хлебникова и Андрея Белого. Одна из повестей, представленных в книге, рассказывает о детстве народного таджикского мудреца и поэта, жившего в XVI в.,— Мушфики; две другие посвящены легендарному Ходже Насреддину (Зульфикаров разрушает здесь устоявшийся стереотип восприятия мифологического образа веселого острослова: его Насреддин становится героем нового фольклора — печальным суфийским мудрецом); последняя повесть воссоздает образ реального исторического лица — великого ученого и поэта Омара Хайяма.
Эти же произведения, а также ряд новых сочинений автора («Поэма о князе Михаиле Черниговском», «Таттабубу», «Абхазская баллада») соединились в сб. «Мудрецы, цари, поэты» (1983). П.Мовчан в послесл. к этой книге указал на то обстоятельство, что герои Зульфикарова — «люди, в судьбах которых обозначены главные, переломные моменты: встреча-разлука, странствие-возвращение, любовь-ненависть,— в антиномической зависимости. Конкретные черты героев предстают не рельефно-выпуклыми, а скульптурно-декоративными. <...> Тут автор применяет строенную, счетверенную оптику, благодаря чему он может разглядеть и цвет звука, и линию движения, и вкус цвета» (Мовчан П.— С.426). Рассуждая о поэтике Зульфикарова, Мовчан отмечает ее нацеленность на «языковую цветистость» при общем тяготении языка к архаике, к библейскому слову. Новаторство Зульфикарова заключается в создании оригинальной формы, представляющей собой «поэзо-поэтический ряд», «где рифма заменена повтором, а ассоциативные ряды метафоры синонимическими гнездами, где интонация является доминантой» (Там же. С.429).
Необычный язык, яркая метафоричность, эмоциональная образность, особые авторские синтаксис и пунктуация характерны как для стилизованной под старину ритмической прозы, так и для лирической поэзии Зульфикарова «И майский Ангел на холме Федосьином стоял/И майский первый Ангел на холме Федосьином стоял / И холм струился солнечный и Русь далеко-далеко чиста ясна была / И стоял Ангел на холме и Русь по-птичьи далеко обозревал / И струились зыбкие смиренные сложённые блаженные лучистые пречистые всеталые его крыла крыла крыла» («Андрей Рублев»).
Самое горячее обсуждение вызвала появившаяся в 1990 поэма «Земные и небесные странствия поэта», в которой Зульфикаров создал пограничное между сном и реальностью художественное бытие, проследив судьбу поэта современности на фоне тысячелетней истории Руси. По словам М.Кудимовой, в своей поэме Зульфикаров представляет особый тип литературы «эйфорического, или наркотического сознания», которое является порождением «визуальной культуры, кино, а не книги», сознания, которое своим эклектизмом губит подлинную поэзию, которое боится содержания и формы (Кудимова М.— С.13). Противоположное мнение высказал Т.Успенский, заявивший, что «экстатически-наркотический» стиль, созданный Зульфикарова, является беспрецедентным в мировой литературе, и назвавший поэму Зульфикарова «Земные и небесные странствия поэта», наряду с «Тихим Доном» Шолохова,— «великим русским творением» XX в. (Успенский Т.— С.3-4). Сам Зульфикаров на страницах «Литературной газеты» комментирует необычность своего произведения и определяет главный его замысел: «Я избрал для поэмы жанр средневековых хождений в загробье, в иной мир <...> Мой герой поэт Тимур-Тимофей трижды погибает в поэме <...>
Поэтому мы видим его земные и загробные странствия, когда, накурившись златой анаши вместе со своей безумной возлюбленной цыганкой Марией-Динарией, они витают в небесах над Русью и Азией... Главная героиня поэмы — Анастасия-Русь, мать Тимура-Тимофея. Погибла ли навек Анастасия-Русь? Ушла ли навек она со кровавых русских дорог на небесные пути, где, по слову Монахов, "нет земной пыли? Жива ли Русь?" <...> Тут главный замысел поэмы» (Инструментарий дантиста — лопата // Литературная газета. 1991. №49. С.13). «Земные и небесные странствия поэта» породили множество различных толкований и интересных исследовательских решений. Так, Б.Коркин, обращаясь к содержанию поэмы, интерпретировал ее как «историю разорванного сердца, смятенного сознания человека конца XX в., который жаждет обрести цельность ценой любых испытаний» (Коркин В. — С.13).
В 1991 выходит новая книга Зульфикарова «Лазоревый странник на золотой дороге», объединившая стихотворения, поэмы, притчи 1962-88. Книга имеет подзаголовок «Песнопения Руси и Азии». Лирический герой «Песнопений» — поэт-дервиш — свободно преодолевает пространственно-временные границы вселенной. Русь эпохи раннего христианства и государство Тамерлана — лишь две точки в многомерных перемещениях героя. По словам самого Зульфикарова, «Песнопения» — это книга о странствиях души. Цивилизации Руси и Азии всегда томили и притягивали поэта. «Отсюда блужданья, странствия двоякой двурубежной неприкаянной веселой русско-таджикской души-музы» (От автора // Лазоревый странник на золотой дороге. С.13-14).
Тематика книги определяет и ее поэтическую яркость. По словам В.Личутина, в поэзии Зульфикарова «есть все многообразные оттенки, что невольно возникают при удачном слиянии многомудрого, скрытного и жаркого Востока и простодушного, доверчивого, созерцательного Севера» (Личутин В. 1991. С.5).
Зульфикаров является не только известным писателем, но и талантливым драматургом. Свою драматургию он относит к дионисийскому театру Эсхила и Еврипида. По пьесам Зульфикарова поставлены пять спектаклей: «Первая любовь Ходжи Насреддина», «Сон бабочки», «Созвездие Омара Хайяма», «Клетка с кекликом», моноспектакль «Исповедь Ивана Грозного».
Зульфикаров — автор сценариев к фильмам «Белый рояль» (1968), «Человек уходит за птицами» (1975), «Черная курица, или Подземные жители» (1980), «Миражи любви» (1986), «Возвращение Ходжи Насреддина» (1989), «Официант с золотым подносом» (1992).
Одним из любимых жанров Зульфикаров является романс, прочно вошедший в его творчество. В создаваемых им музыкальных сочинений, которые знали и любили В.Высоцкий, А.Тарковский, В.Шукшин, присутствуют также жанры народной песни, молитвы, цыганской песни. Песни на слова и музыку поэта исполняет актриса И.Дмитриева-Ванн (диски «Последняя лошадь в России» и «Вселенский блудный сын»).
В книгах «Алый цыган!.. Малиновый конь!..» (1999), «Горькая беседа двух мудрецов-златоустов в диких медвяных травах» (2000, где воссоздан мифологизированный образ «деда Стрижа» — православного писателя А.Н.Стрижева), «Суфийский декамерон» (2002), «Золотые притчи Ходжи Насреддина» (2004) Зульфикаров размышляет о любви и овеянной поэзией эротике, о Боге, мучительные поиски которого не оставляют людей во все времена, о мире, в котором прошлое, настоящее и будущее, меняясь местами, затягивают человека в вечный поток превращений: «В необъятном потоке вселенских времен и народов / Среди царств ушедших и грядущих / Всяк человек на земле / Был или будет великим царем иль рабом / Был или будет великим мудрецом иль глупцом <...>/ Ибо всяк человек на земле был когда-то Адамом иль Евой» («Превращения»).
Соч.:
Две легенды о любви. Душанбе, 1980;
Поэмы странствий: повести. М., 1980;
Мудрецы, цари, поэты: Книга поэм. М., 1983;
Таттабубу: поэмы. М., 1984;
Первая любовь Ходжи Насреддина: повести. Душанбе, 1985;
Охота царя Бахрам-Гура Сасанида: поэмы, стихотворения. Душанбе, 1986;
Возвращение Ходжи Насреддина: стихи и поэмы. Душанбе, 1987;
Земные и небесные странствия поэта: поэмы. М., 1990;
Любовь, мудрость, смерть дервиша: Книга поэм. Душанбе, 1990;
Лазоревый странник на золотой дороге...: Песнопения Руси и Азии: стихотворения, поэмы, притчи, 1962-1988. М., 1991;
Избранное. М., 1992;
Алый цыган!.. Малиновый конь!.. Золотая Русь!.. Умирающий поэт!.. Прощайте!..: поэмы, стихотворения, притчи, песни. М., 1999;
Горькая беседа двух мудрецов-златоустов в диких медвяных травах // Роман-ж. XXI в. 2000. №3; Суфийский декамерон. Ташкент; М., 2000;
Лазоревый странник: Песнопения Руси и Азии: стих., поэмы, притчи. М., 2002;
Золотые притчи Ходжи Насреддина. Алмазы мудрости и изумруды поэзии в золотом песке эротики. Новосибирск, 2004.
Лит.:
Озеров Л. Проза поэта // Поэмы странствий: повести. М., 1980. С.6-12;
Мовчан П. Пыльца времени на плоскости слова // Мудрецы, цари, поэты: Книга поэм. М., 1983. С.425-431;
Личутин В. Мир сновидений и открытий // Литература в школе. М., 1990. №5. С.71-76;
Личутин В. Мир сновидений и открытий // Зульфикаров Т. Лазоревый странник на золотой дороге. М., 1991. С.5-10;
Кудимова М. Пытка чтением // Литературная газета. 1991. №41. С.13;
Коркин В. Попытка — не пытка // Литературная газета. 1991. №41. С.13;
Мамытбекова Ч.3. Жанровое своеобразие книги «Мудрецы, цари, поэты» Тимура Зульфикарова // Реализм: жанр, стиль. Фрунзе, 1990. С.129-138;
Османова 3.Г. Литература путешествий как духовное самопознание личности. Тимур Зульфикаров: земные и запредельные странствия поэта // История национальных литератур: Перечитывая и переосмысливая. М., 1996. Вып.2. С.132-149;
Канон — это золотая клетка / беседу вела Горлова Н. // Литературная Россия. 1996. №31. С.8-9;
Литература питается грехом: Т.Зульфикаров в беседе с обозревателем Б.Евсеевым // Литературная газета. 1997. №23. С.13;
Успенский Т. О творчестве Тимура Зульфикарова // Зульфикаров Т. Алый цыган!.. М., 1999. С.3-4;
Россия полюбила спать с тиранами / беседа Н.Горловой с Т.Зульфикаровым// Книжное обозрение. 1999. №32. С.5;
Самарин Ю. Посланец Евразии // Москва. 2001. №4. С.192-194.
М.В.Педысо
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|