Горелов Александр Александрович [25.08.1931]

Горелов Александр Александрович
       [25.8.1931, Ленинград]
       — поэт, прозаик, литературовед.
       Вырос в семье экономиста, выходца из крестьянской среды. Мать — тоже из деревни, окончила медицинский факультет Иркутского университета. Важное значение для определения жизненного пути Горелова имели рассказы деда, потомственного государственного крестьянина; в бытность отходником узнавшего страну от Волги до Харбина, раскулаченного в годы коллективизации, но добившегося восстановления в правах. Горелов вспоминает: «До конца своих долгих дней он оставался удивительно памятливым и красноречивым рассказчиком историй о земляках и предках, устных повестей о волжских силачах, а еще — преданий о кулачных бойцах, о пристанских, заводских богатырях. Весь этот пензенский и поволжский фольклор станет для меня в детские довоенные и в юношеские послевоенные периоды слагаться в родовую сагу, где семейное и национальное сольется в нерасторжимую цельность» (Нечто из биографии. Частное собр.).
       Раннее детство Горелов прошло на набережной реки Мойки, в доме напротив последней квартиры Пушкина, затем — в рабочем районе Выборгской стороны. Научившись читать в 5-летнем возрасте, мальчик увлекся как популярно-исторической литературой («Женщины французской революции» Г.Серебряковой) и приключенческой («Робинзон Крузо», «Принц и нищий»), так и классической (Лермонтов, Некрасов, Л.Толстой).
       Военные годы Горелов провел сначала в Ярославской обл., а затем — в Сибири, в деревне под Курганом, пребывание в которых стало одним из самых впечатляющих периодов детства: произошло приобщение к натуральной деревенской Руси. Там он узнал традиционные русские обряды, самобытное народное творчество, причудливо сочетающееся с приметами нового. В те же годы Горелов открывает для себя историческую прозу, в которую подсознательно включает и «Поднятую целину», и «Как закалялась сталь».
       По возвращении в Ленинград и окончании средней школы Горелов поступил на филологический факультет ЛГУ. Избрав для дипломной работы тему о Шолохове, которым Горелов увлекся еще в военные годы, он сблизился с Фёдором Абрамовым, одобрившим его литературные опыты. При поступлении Горелов в аспирантуру ЛГУ тот рекомендовал его на кафедру советской литературы, но, согласно творческому влечению, Горелов уходит в изучение фольклора.
       На научном поприще Горелов проводит исследование исторических песен о Ермаке (кандидатская диссертация), дает разгадку возникновения «Древних русских стихотворений, собранных Киршей Даниловым». По окончании аспирантуры Горелов предлагают работу литературного редактора журнала. «Нева» (1957), там он приобщается к жанру литературной критики, вступая в полемики по вопросам народности и фольклоризма литературы.
       С 1959 по 1964 Горелов работал в Пушкинском Доме в Отделе народно-поэтического творчества и в журнале «Русская литература», читал лекции в ЛГУ по фольклору, по литературе народов СССР и другим дисциплинам, руководил работой литературного объединения (оттуда вышли В.Кривулин, В.Личутин).
       В 1971 по предложению В.Г.Базанова Горелов становится заведующим Отделом народно-поэтического творчества ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. Участвует в ряде фольклорных экспедиций, редактирует научный сборник «Русский фольклор», «Из истории русской фольклористики», добивается издания «Свода русского фольклора», сотрудничает в журнале «Звезда» и «Русская литература». Сам Горелов признает, что в его жизни есть «"два кита" — наука и литература» и что в его литературной работе, где в основном (через поэмы) он углубляется в легендарно трактуемую историю, всегда есть современность. Может быть, оттого-то поэтические произведения Горелов дошли до читателя с опозданием. Поэма «Скоморохи», основанная на фольклорном материале, была завершена в 1968, а опубликована в 1989. «Сын новгородский», уже сложившиеся к 1978-му,— в 2000. Яркую характеристику им дают и объясняют причины задержки в публикациях видные ученые и поэты нашего времени. «Перечитал с удовольствием Вашу поэму о скоморохах, давно на Руси не появлялось стихов с таким чудесным, чистейшим русским языком. И это не стилизация, не кокетство знанием глубин народного говора... Значение их усиливается еще потому, что в сознании возникают параллели из недавнего прошлого (культ Сталина)» (А.П.Квятковский). «"Скоморохи" — сильная вещь, и даже "веяние" древней Руси чувствуется, но... никто ведь не будет столь наивен, чтобы отнести это и впрямь к Иоанну Грозному...» (Алексей Югов).
       А Арсений Тарковский, когда Горелов ознакомил его со «Скоморохами» и «Сыном новгородским», посетовал: «Хороша наша история!.. Нет, этого нигде не напечатают! Слишком много аллюзий!» А через неделю дал рекомендацию Горелову в СП СССР с обоснованием: «То, что пишет А.А.Горелов,— статьи не только об авторах художественных произведений, они и сами — художественные произведения». Ряд основных поэтических произведений Горелова издан. Ждет очереди его проза. Горелов обещает: «Я надеюсь еще когда-нибудь напечатать свои прозаические вещи начала — середины 60-х годов,— но при условии опережающих публикаций другой, более масштабной прозы, до завершения которой еще не дошли сроки...»

Соч.:
       Соединяя времена. М., 1978;
       Н.С.Лесков и народная культура. Л., 1988;
       Скоморохи: поэма // Звезда. 1989. №8;
       [3 стихотворения] // День русской поэзии: альм. СПб., 1994;
       Стихи // Новый журнал. СПб., 1997. №2;
       Стихи // Новый журнал. СПб., 2000. №3;
       Сын новгородский: поэма. СПб., 2000;
       Горе-государь: поэма. СПб., 2001;
       Червленые корабли: стихи. СПб., 2003;
       Скоморохи: поэма. Сон о Родине: стихи. СПб., 2004;
       Вьюга все вьет: стихи // Новая книга России. 2004. №3.

Лит.:
       Нинов А. Больше требовательности! // Вопросы литературы. 1959. №9;
       Буртин О. О частушках // Новый мир. 1968. №1;
       Холопов Г. Рассказы о современниках // Звезда. 1978. №6;
       Остроухова Л. О связи времен // Звезда. 1979. №8;
       Калугин В. Вышли из фольклора // Север. 1979. №11;
       Литератор. Критика: своеволие и своеобразие // Литературная газета. 1979. №49. 5 дек.;
       Ульяшов П. Гласность без гласа? // Литературная газета. 1989. №45. 8 нояб.;
       Ветловская В. Сын новгородский // Литературный Петербург. 2001. №1;
       Кирьянов С. «Великий кавардак» // Русская провинция. 2003. №1.

Г.В.Филиппов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:32 UTC