|
Большаков Константин Аристархович
[14(26).5.1895, Москва — 21.4.1938 или 28.1.1940, в заключении]
— поэт, прозаик.
Отец, Аристарх Иванович Большаков, окончивший естественный факультет
Московского университета и ставший судебно-медицинским экспертом, имел чин
статского советника. Мать — Наталья Францевна, урожденная Гризен. Выросший на
окраине Москвы и проникшийся ее провинциальным духом, Большаков после окончания
7-й московской гимназии поступил на юридический факультет Московского
университета. К тому времени он уже писал стихи и получил напутствие В.Брюсова.
В ранних поэтических опытах Большакова счастливо уживались тенденции
кубофутуристов (прежде всего Маяковского) и эгофутуриста Игоря Северянина. А
первый сборник стихов и прозы Большакова «Мозаика» одобрил Н.Гумилев (Аполлон.
1911. №6).
В 1913 Большаков опубликовал поэму «Lefutur» («Будущее») с иллюстрациями
«лучистое» Н.Гончаровой и М.Ларионова, которая указом императора была
конфискована «за безнравственность».
В творческом развитии Большаков сказался и акмеистический опыт М.Кузмина с его
культом «мелочей прелестных». Такой симбиоз разнородных художественных течений
воплотился в сборнике Большакова «Сердце в перчатке» (М., 1913). В этом году
Большаков вошел в состав литературной группировки «Мезонин поэзии», где
соседствовали и будущий имажинист Вадим Шершеневич, и бывший символист Валерий
Брюсов. Эклектизм поэзии Большаков, им не скрываемый, наглядно предстал в его
дальнейших публикациях — в альманахе футуристов и «Центрифуги», где наряду с
ним публиковались Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Бобров. И тем не менее Большаков
выделялся среди других. Б.Пастернак, в «Охранной грамоте» все проверявший
гением юного Маяковского, отмечал: «Из множества поэтов, которых я видел рядом
с ним, Большаков был единственным, кого я совмещал с ним без всякой натяжки.
Обоих можно было слушать в любой последовательности, не насилуя слуха. В
обществе Большакова за Маяковского не болело сердце, он был в соответствии с
собой и не ронял себя».
Вырвала Большакова из литературной беспутницы Первая мировая война. Он бросает
университет, поступает в Николаевское кавалерийское училище, получает звание
корнета. Его направляют в действующую армию. О дальнейшей своей судьбе
Большаков рассказал коротко: «За царской армией непосредственно следовала
Красная, демобилизация постигла меня, двадцатишестилетнего начальника штаба
приморской крепости "Севастополь", только в 1922 году».
Тогда же произошло расставание Большакова с поэзией. «Расставшись с литературой
поэтом, возвращался к ней прозаиком, возвращался довольно тяжким и не слишком
интересным путем — через работу в газете, однодневку-статью, через
подкармливавшую, но не обогащающую ничем и никак "халтуру"».
Пройдя этот путь, Большаков обратился к художественной прозе.
В 1928 вышел его роман о Лермонтове «Бегство пленных...», где своеобразно (не
поэтапно, а пунктирно) была отражена судьба великого поэта, а отражение его
жизни не уступало в повествовании по значимости пейзажным зарисовкам,
портретным характеристикам минувшей эпохи. Сам писатель объяснял свою задачу
так: «Я ставил для себя проблему написания психологического, не биографического
романа на материале абсолютных исторических фактов. В пути к разрешению одной,
и конечной, задачи, которую я ставил себе, этот эксперимент играл немалую роль»
(Литературная газета. 1932. 17 авг.). В то же время в романе обнаруживались
опасные в политическом режиме тех лет аллюзии. Тем не менее книга выдержала
несколько изданий. Но появившийся в 1936 году роман автобиографического
характера «Маршал сто пятого дня», рассказывавший о вхождении в литературу
самого Большакова, о поре его становления как поэта, в обстановке
ужесточившейся идейной борьбы вызвать одобрения в официальной критике не мог.
В 1938 Большаков был репрессирован.
Соч.:
СС. Т. 2-4. М., 1928;
Повести и рассказы. М., 1961;
Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного
полка Михаила Лермонтова. Роман. Стихотворения. М., 1991.
Лит.:
Выгодский Д. Стихи «Центрифуги» // Новая жизнь. 1917. 21 мая;
Козьмин Б.П. Писатели. Автобиографии и портреты современных русских прозаиков.
М., 1928;
Гальперин Ю.М. Большаков Константин Аристархович // Русские писатели 1800-1917:
биографический словарь. Т.1 М.1989;
Богомолов Н.А. [Предисл.] // Большаков К. Бегство пленных... М., 1991;
Немзер А.С. Лермонтов и его эпоха в изображении К.А.Большакова // Большаков К.
Бегство пленных... М., 1991.
Г.В.Филиппов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|