AZ-libr.ру

информационный портал





Чуковский Корней Иванович [31.03.1882-28.10.1969]

Чуковский Корней Иванович (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков)
       [19(31).3.1882, Петербург — 28.10.1969, Кунцево; похоронен в Переделкине]
       — детский поэт, критик, литературовед, переводчик.
       Мать происходила из крестьян Полтавской губ., детство провел с ней в Одессе. Учился в гимназии, занимался самообразованием. В 1901 начал печататься в газете «Одесские новости». В качестве ее корреспондента выехал в Англию, где жил в 1903-04, изучал английскую литературу, писал о ней в русской прессе.
       Затем приехал в Петербург, где сотрудничал в журнале «Весы». В 1905 организовал сатирический журнал «Сигнал», который подвергся правительственным репрессиям. Публиковал в периодике очерки о совр. русских писателях, содержательные и острые, затем они составили книги «От Чехова до наших дней», «Нат Пинкертон и современная литература» (обе — 1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски», «Книга о современных писателях» (обе — 1914). Со временем совокупность статей и книг Чуковского о русских писателях составила как бы целый обширный курс истории русской литературы XX в.
       Раскрывается энциклопедическая широта творческих интересов, возможностей и свершений Чуковского. В 1907 выходит 1-е издание его переводов американского поэта Уолта Уитмена, в 1914 переиздано под названием «Поэзия грядущей демократии», уничтожено по приговору цензуры, вновь вышло в 1918 Чуковский сближается с интересными людьми своего времени — А.Ф.Кони, И.Е.Репиным, А.И.Куприным, В.Г.Короленко; изучает творчество Н.А.Некрасова, редактирует «Журнал для детей» (1917). В 1911 выходит книга Чуковского «Матерям о детских журналах», в 1916 М.Горький приглашает его руководить детским отделом издательства «Парус».
       Стихотворная сказка Чуковского «Крокодил», написанная в 1916, ознаменовала начало энергичной, сосредоточенной и целенаправленной работы автора в области детской литры. Описательности прежней детской поэзии Чуковский противопоставил в «Крокодиле» действенность, динамику ситуаций, слащавости — драматизм повествования, пассивности прежних персонажей — активность своего героя Вани, который побеждает Крокодила, спасает жителей большого города. Изданная в 1917 массовым тиражом, сказка-поэма пользовалась «небывалой популярностью среди детей, которые, невзирая на недовольство некоторых педагогов и родителей, захлебываясь, декламируют ее наизусть во всех уголках нашей обширной родины» (Калмыкова А. Что читать детям // Новая книга. 1923. №7-8. С.18).
       Широко известные книги Чуковского для детей обычно заслоняют другие его работы. Литературная деятельность Чуковский отличалась уникальным многообразием; писатель достигал успехов в самых разных областях творчества, которым был предан одинаково самоотверженно. «Человек этот был окружен как бы вихрями.. По трудоспособности трудно было найти ему равного. Но какой это был мучительный труд! На столе у него лежало не менее двух-трех-четырех работ... Он страдал бессонницей. Спал урывками» (Шварц Е. Живу беспокойно. Из дневников. Л., 1990. С.270-271).
       В 1918 Чуковский возглавил англо-американский отдел издательства «Всемирная литература» в Петрограде. Много и плодотворно работал над переводами с английского, среди переведенных им выдающихся писателей Англии и США — У.Уитмен, Марк Твен, О.Генри, Г.Лонгфелло, Р.Киплинг, Г.Филдинг, Оскар Уайльд, Г.К.Честертон, А.К.Дойл. Чуковский пересказал для детей ряд книг Д.Дефо, Р.Распе, Дж.Гринвуда, писал об Уитмене и Уайльде, в 1922 вышла книга Чуковского «Оскар Уайльд». Искусство художественного перевода стало для него предметом специального теоретико-литературоведческого изучения, издал несколько книг на эту тему: «Принципы художественного перевода» (1919), «Искусство перевода» (1930 и 1936), «Высокое искусство» (1941, 1964, 1968).
       В начале 1920-х в Петрограде при Доме искусств начинает работать литературная студия, общее руководство ее литературным отделом было поручено Чуковскому. Курсы и практические занятия с начинающими писателями вели Андрей Белый, Н.Гумилев, Б.Эйхенбаум, Чуковский. и др., работали с увлечением. Чуковский сообщал в одном из писем зимой 1921: «Работа в Доме искусств и Всемирной Литературы поглощает все мое время» (ИРЛИ. Ф.134); в другом письме осенью того же года: «...я по целым неделям не вижу своих детей, хотя и живу с ними в одной квартире... читаю лекции в семи учреждениях. День мой каторжный, а ночь — без сна» (Там же).
       В 1924 издает книгу «Александр Блок как человек и поэт». Этюды, посвященные А.Дружинину, Н.Успенскому, В.Слепцову, вошли в сборнике «Люди и книги шестидесятых годов» (1934), который был переиздан в 1958. Под редакцией и с предисловием Чуковского вышли воспоминания А.Панаевой и И.Репина, с которым он был знаком и дружен, также соч. А.Кони, А.Куприна, В.Слепцова, О.Уайльда, А.К. Дойла и др. В разные годы Чуковский опубликовал работы об Анне Ахматовой, И.Бунине, Б.Пастернаке, М.Зощенко, Б.Житкове, Л.Квитко и др. Творчески своеобразен подход Чуковского к специфике науки о литературе: «Литературоведение не только наука, но в значительной мере искусство» (Чуковский К. Живой как жизнь. М., 1962. С.143). В 1940 вышла книга воспоминаний Чуковского «Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания».
       Особой заслугой Чуковский явилась его работа по изучению творчества Н.А.Некрасова. По его предложению в 1920 вышло наиболее полное СС Н.А.Некрасова, в него были включены несколько десятков стих, и отрывков, прежде исключенных из читательского обихода. Благодаря Чуковскому стихотворное наследие Некрасова было реально увеличено в полтора раза. Главным трудом своей жизни Чуковский считал научно прокомментированное «Полное собраний стихотворений» Н.А.Некрасова, которое вышло в 1927. Публичные лекции составили книгу Чуковского «Некрасов как художник» (1922). В 1930 Чуковский издал книгу «Рассказы о Некрасове». Творческая лаборатория великого поэта детально раскрыта в книге Чуковского «Мастерство Некрасова», вышедшей уже после войны (1962). «Если книгу "Мастерство Некрасова" не прочитал или не прочитает каждый учитель средней школы, то беда здесь будет двойная: учитель много потеряет, а еще больше потеряют его воспитанники» (Баруздин С. Заметки о детской литературе. М., 1975. С.118).
       Чуковский стал одним из ведущих детских писателей XX в., создав после революции целый ряд новых оригинальных книг для детей, ставших широко популярными. Это классика детской литературы. В 1923 были изданы «Мойдодыр» и «Тараканище», в 1924 — «Чудо-дерево», «Путаница», «Муха-цокотуха», в 1925 — «Бармалей», в 1926 — «Телефон», «Федорино горе», в 1929 — «Айболит». Все сказки остроконфликтны, в них добро борется со злом и в упорной борьбе побеждает. Нет навязчивой морали, но самые перипетии изображаемой автором борьбы персонажей дают читателю позитивный нравственный заряд. Развертывая фантастические сюжеты, автор стремится достичь вполне реальной педагогической цели: «воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою» (СС: Т.1. С.171). Всемирно известной становится книга Чуковского о детях «От двух до пяти», на протяжении десятилетий она выдержала более 20 изд.
       Во время Великой Отечественной войны Чуковский вел большую патриотическую работу. В зарубежной прессе постоянно публикуются его статьи и очерки «Плечом к плечу», «Книги и бомбы», «Дети великой эпохи», «Госпиталь прифронтовой полосы», «Старинная дружба», «Русско-американские связи». В 1942 вышла книга Чуковского «Дети и война». Во время войны погиб сын писателя Борис, но и в Москве, и в эвакуации Чуковский продолжал заботиться о людях. В годы войны «множество добрых дел, не прекращая ни на один день углубленной творческой работы, успевал сделать этот удивительный человек. Тут позаботиться о ребенке, потерявшем родителей, там выхлопотать пособие вдове погибшего на войне или просто умершего незнакомца, устроить эвакуированному какую-нибудь работу или обыкновенный кров над головой...» (Воспоминания о Корнее Чуковском. С.225).
       После войны немолодой уже поэт по-прежнему в центре лит.-общественной жизни. «Людей в доме всегда было много. И друзья, и гости, и сотрудники разных издательств, редакций. И молодые, начинающие, жаждущие советов и помощи. И для всех у Корнея Ивановича находилось время, улыбка, ободряющее слово...» (Таратута Е.— С.173-174). Чуковский продолжал энергично работать над новыми книгами — «Из воспоминаний» (1959), «Современники» (1962), «О Чехове» (1967). Только в 1969 издал 2 книги о своих давних героях — «Илья Репин» и «Мой Уитмен» (2-е изд.).
       Различные стороны творческого облика Чуковского раскрываются в работах многих авторов: «От первого к третьему» И.Андроникова (Известия. 1962. 27 янв.), «Искусство быть самим собой» Ст.Рассадина (Новый мир. 1967. №7), «Сюжетное мастерство критика» Е.Добина (Новый мир. 1970. №3), в книгах А.Абуашвили, С.Дангулова, А.Дымшица и многие другие. В книге В.Саппака «Телевидение и мы» Чуковский предстает как замечательный актер телевидения.
       Более 800 отечественных изданий книг Чуковского вышло общим тиражом свыше 120 млн. экземпляров. Многие его произведения переведены на языки других народов, ему было присвоено почетное звание доктора литературы Оксфордского университета. Воспоминания Чуковского о М.Горьком, А.Блоке, М.Зощенко, Б.Пастернаке и других под общим названием «Из дневника» публиковались в периодике 1990-х, затем «Дневник» вышел отдельным изданием: «Дневник (1901-1929)» (1991) и «Дневник (1930-1969)» (1995). Воспоминания о Чуковском опубликованы в статьях и книгах М.Алигер, А.Кондратовича, Е.Шварца и других современников, в книге Н.Ильиной «Дороги и судьбы» (1991), в «Заметках о детской литературе» С.Баруздина, который предрекает: «Книжки "дедушки Корнея", наверное, будут читать долго-долго. И "взрослого" Чуковского будут читать долго» (С.221).

Соч.:
       СС: в 6 т. М., 1965-69;
       Соч.: в 2 т. М., 1990;
       СС: в 9 т. М., 2001-2005;
       Высокое искусство. М., 1988;
       «Я люблю Ленинград любовью писателя...» // Звезда. 1972. №8;
       Чукоккала: рукописный альманах Корнея Чуковского / комм, и вступ. К.Чуковского; предисл. И.Андроникова. М., 1979;
       Живой как жизнь: О русском языке. М., 1982;
       Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993. С.263-285;
       Чукоккала: рукописный альм. Корнея Чуковского / предисл. К.Чуковского; подгот. текста и примеч. Е.Чуковской. М., 1999;
       Приключения Бибигона: сказка. М., 2001, и др. изд.;
       Айболит. М., 2001, и др. изд.;
       Муха-цокотуха и другие сказки. М., 2002;
       Телефон. М., 2003;
       Айболит и другие сказки. М., 2003;
       Айболит. Бармалей. Сказки в стихах. М., 2003;
       Мойдодыр. Федорино горе. М., 2003.

Лит.:
       Петровский М. Книга о Корнее Чуковском. М., 1966;
       Жизнь и творчество Корнея Чуковского. М., 1978;
       Алигер М. Тропинка во ржи. М., 1980. С.254-279;
       Воспоминания о Корнее Чуковском. М., 1983;
       Таратута Е. Драгоценные автографы. М., 1986. С.171-180;
       Слонимский М. Завтра: Проза. Воспоминания. Л., 1987. С.502-523;
       Карлова Т. К.Чуковский — журналист и литературный критик. Казань, 1988;
       Сатуновский Я. Корнеева строфа: Заметки о творчестве К.Чуковского // Детская литература. 1995. №1-2;
       Банк И. «Еже писах, писах»: К.И.Чуковский в сатирической печати первой русской революции // Нева. 1996. №2;
       Берман Д.А. Корней Иванович Чуковский: биобибл. указатель. М., 1999;
       Коган Г. Полотняный завод — Переделкино // Знамя. 2000. №10;
       Чуковская Л.К. Памяти детства: Воспоминания о К.Чуковском. М., 2000, и др. изд.;
       Лавров А. Хорошо забытый Корней Чуковский // Новое литературное обозрение. 2003. №60;
       Корней Чуковский. Лидия Чуковская. Переписка: 1912-1969. М., 2003;
       Чуковский и Жаботинский. История взаимоотношений в текстах и комментариях / сост. Евг.Иванова М., 2005.

В.А.Шошин



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:40:44 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"