|
Кузнецов Анатолий Васильевич
[18.8.1929, Киев — 13.6.1979, Лондон]
— прозаик.
Подростком пережил фашистскую оккупацию на Украине. Писательскую деятельность
начал с 14 лет. Первые рассказы были опубликованы в киевских пионерских газетах
«Юный ленинец» и «Зiрка». Позже рассказы Кузнецова напечатала «Пионерская
правда», а в 1946 он получил первую премию на конкурсе ЦК ЛКСМ Украины и вторую
на всесоюзном конкурсе.
В 1952 работал на строительстве ГЭС в Новой Каховке, с 1954 по 1960 учился в
Литературном институте.
Летом 1956 по командировке журнал «Юность» работал бетонщиком на строительстве
Иркутской ГЭС, что нашло отражение в написанной тогда же повести «Продолжение
легенды».
Повесть стала одним из первых произведений т.н. исповедальной прозы.
Повествование ведет главный герой, выпускник средней школы Анатолий, который,
не сумев поступить в вуз, отправляется на строительство ГЭС в Сибирь. Первый же
приобретенный опыт убеждает молодого человека: почти все, чему его учили книги
и учителя,— «розовая легенда», мало общего имеющая с реальностью. Кузнецов
открыто ведет полемику с казенно-официальной ложью, с оптимизмом газетных
передовиц, стремясь изображать реальные проблемы и трудности тогдашней
советской жизни. Однако резкая критика не затрагивает основ господствующей
идеологии; отрицая пропагандистские мифы, главный герой повести горячо
отстаивает коммунистические идеалы от мещанского цинизма. В «Продолжении
легенды» спор ведется одновременно и с лакировкой жизни, и с низменной логикой
обывателя, который отвергает духовные ценности и преследует лишь меркантильные
цели. По ходу сюжета герой, отталкиваясь от «розовой легенды», окунается в
реальную жизнь, которая сурова и доводит его до отчаяния. Но в последних частях
повести все проблемы благополучно разрешаются. Анатолий, выдержав испытания и
закалившись в борьбе, дает отповедь обывателям: «Мы будем вас уничтожать...»
Повесть потому и названа «Продолжение легенды», что подлинная «легенда», т.е.
коммунистический идеал, в финале торжествует, очистившись от сталинской лжи.
Основная коллизия первой повести Кузнецов оказывается и в центре большинства
его рассказов, где на одном полюсе утопия, «легенда», а на другом — логика
обывателя, который «живет, чтобы есть».
Следующее крупное произведение Кузнецов — повесть «У себя дома» (1963). Речь
идет о судьбе девушки Гали, которая, не попав в институт, едет работать дояркой
в отдаленный колхоз. Там она вступает в борьбу с бюрократами и расхитителями и
с помощью передового парторга одерживает в финале победу. Наибольший интерес
представляет не производственный сюжет, изобилующий штампами, а фон, на котором
он разворачивается: изображение русской деревни, страшные своей обыденностью
картины нищеты и одичания.
В это время в мировоззрении Кузнецова происходит резкий перелом, превративший
преуспевающего советского писателя, секретаря партийной организации писателей
Тулы в непримиримого диссидента.
К середине 1960-х Кузнецов заканчивает роман «Бабий Яр». Речь в нем идет об
известном преступлении фашистов в Киеве, но замысел автора гораздо шире; на
документальном материале он исследует природу тоталитарного режима. Почвой
всякого тоталитаризма Кузнецов считает утопические иллюзии масс. Диктаторы (их
Кузнецов вслед за Е.Замятиным называет «благодетелями») всегда эксплуатируют
наивную веру людей в возможность райского блаженства на земле. В этом смысле
«Бабий Яр» стал для Кузнецов сведением счетов с собственными заблуждениями,
здесь он обличает утопию так же яростно, как десятью годами раньше, в 4-й части
«Продолжения легенды», ее воспевал. В романе предложена историософская схема,
раскрывающая механизм формирования тоталитарной власти: «Мир плох. Является
благодетель с планом преобразований. По этому плану сегодня нужны жертвы, зато
на финише гарантирован всеобщий рай. Несколько зажигательных слов, пуля в
затылок недоверчивым — и вот уже миллионные толпы охвачены порывом». Здесь
важен прежде всего исходный пункт: «Мир плох». Это ядро мироощущения Кузнецов,
раскрывшееся по-настоящему только в «Бабьем Яре». Жизнь для Кузнецов жестока и
несовершенна при любом общественном строе, а человек — всегда несчастное
существо, вынужденное вести борьбу за выживание. От ужасов реальной жизни
человек и ищет спасения в утопии.
В «Бабьем Яре» Кузнецов уже не спешит, как прежде, осуждать биологические,
эгоистические инстинкты человека. Он явно колеблется в оценке позиции деда
героя-рассказчика — Федора Власовича, который олицетворяет обывательский
«здравый смысл» и стремление есть досыта, не думая об остальном. При всех
минусах сознание деда обладает спасительным иммунитетом против любой утопии —
коммунистической или фашистской. Федор Власович подчеркнуто противопоставлен в
романе своему ровеснику Ленину, утописту и «благодетелю».
Особое место в идейной структуре романа занимает образ бабушки главного героя —
Марфы Ефимовны. Бабушка религиозна, но не фанатична. Она не верит в сказочные
посулы земных властей, заявляя, что «рай на небе», а «на земле его никогда не
было». Но сознавая, что земная жизнь жестока, а человек грешен и несовершенен,
Марфа Ефимовна проявляет к людям терпимость, бескорыстно помогает ближнему.
Именно в этом образе наиболее полно воплотилась положительная программа
Кузнецова. В СССР роман был опубликован в 1966 (Юность. № 8-10) в сокращенном
примерно на четверть виде.
В июле 1969 Кузнецов, став «невозвращенцем», поселился в Англии. Чтобы побег
осуществился, Кузнецов, по его признанию, стал агентом КГБ и доносил на
некоторых писателей. Для подтверждения своей лояльности Кузнецов также
опубликовал перед отъездом на Запад заведомо лакировочный роман «Ожог». Получив
политическое убежище в Англии, Кузнецов публично отрекся от всего ранее
напечатанного под его именем. Переиздал без цензурных купюр «Бабий Яр» под
псевдонимом А.Анатолий. В дальнейшем не занимался писательской деятельностью,
работая на радио «Свобода».
Соч.:
Биение жизни. М., 1961;
Селенга. М., 1961;
Продолжение легенды. М., 1962;
У себя дома. М., 1964;
Бабий Яр. М., 1967;
Бабий Яр. Нью-Йорк, 1986.
Лит.:
Лев Ф. Экзамен на будущее // Москва. 1958. №4;
Макогоненко Г. Современная тема и традиции русского реализма // Вопросы
литературы. 1958. №9;
Манн Ю. В поисках юного героя // Вопросы литературы. 1958. №5;
Аннинский Л. Ядро ореха. М., 1965;
Минутко И. Возвращение Анатолия Кузнецова // Вопросы литературы. 1995. №4.
А.О.Большев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|