AZ-libr.ру

информационный портал





Кузнецов Анатолий Васильевич [18.08.1929-13.06.1979]

Кузнецов Анатолий Васильевич
       [18.8.1929, Киев — 13.6.1979, Лондон]
       — прозаик.
       Подростком пережил фашистскую оккупацию на Украине. Писательскую деятельность начал с 14 лет. Первые рассказы были опубликованы в киевских пионерских газетах «Юный ленинец» и «Зiрка». Позже рассказы Кузнецова напечатала «Пионерская правда», а в 1946 он получил первую премию на конкурсе ЦК ЛКСМ Украины и вторую на всесоюзном конкурсе.
       В 1952 работал на строительстве ГЭС в Новой Каховке, с 1954 по 1960 учился в Литературном институте.
       Летом 1956 по командировке журнал «Юность» работал бетонщиком на строительстве Иркутской ГЭС, что нашло отражение в написанной тогда же повести «Продолжение легенды».
       Повесть стала одним из первых произведений т.н. исповедальной прозы. Повествование ведет главный герой, выпускник средней школы Анатолий, который, не сумев поступить в вуз, отправляется на строительство ГЭС в Сибирь. Первый же приобретенный опыт убеждает молодого человека: почти все, чему его учили книги и учителя,— «розовая легенда», мало общего имеющая с реальностью. Кузнецов открыто ведет полемику с казенно-официальной ложью, с оптимизмом газетных передовиц, стремясь изображать реальные проблемы и трудности тогдашней советской жизни. Однако резкая критика не затрагивает основ господствующей идеологии; отрицая пропагандистские мифы, главный герой повести горячо отстаивает коммунистические идеалы от мещанского цинизма. В «Продолжении легенды» спор ведется одновременно и с лакировкой жизни, и с низменной логикой обывателя, который отвергает духовные ценности и преследует лишь меркантильные цели. По ходу сюжета герой, отталкиваясь от «розовой легенды», окунается в реальную жизнь, которая сурова и доводит его до отчаяния. Но в последних частях повести все проблемы благополучно разрешаются. Анатолий, выдержав испытания и закалившись в борьбе, дает отповедь обывателям: «Мы будем вас уничтожать...» Повесть потому и названа «Продолжение легенды», что подлинная «легенда», т.е. коммунистический идеал, в финале торжествует, очистившись от сталинской лжи. Основная коллизия первой повести Кузнецов оказывается и в центре большинства его рассказов, где на одном полюсе утопия, «легенда», а на другом — логика обывателя, который «живет, чтобы есть».
       Следующее крупное произведение Кузнецов — повесть «У себя дома» (1963). Речь идет о судьбе девушки Гали, которая, не попав в институт, едет работать дояркой в отдаленный колхоз. Там она вступает в борьбу с бюрократами и расхитителями и с помощью передового парторга одерживает в финале победу. Наибольший интерес представляет не производственный сюжет, изобилующий штампами, а фон, на котором он разворачивается: изображение русской деревни, страшные своей обыденностью картины нищеты и одичания.
       В это время в мировоззрении Кузнецова происходит резкий перелом, превративший преуспевающего советского писателя, секретаря партийной организации писателей Тулы в непримиримого диссидента.
       К середине 1960-х Кузнецов заканчивает роман «Бабий Яр». Речь в нем идет об известном преступлении фашистов в Киеве, но замысел автора гораздо шире; на документальном материале он исследует природу тоталитарного режима. Почвой всякого тоталитаризма Кузнецов считает утопические иллюзии масс. Диктаторы (их Кузнецов вслед за Е.Замятиным называет «благодетелями») всегда эксплуатируют наивную веру людей в возможность райского блаженства на земле. В этом смысле «Бабий Яр» стал для Кузнецов сведением счетов с собственными заблуждениями, здесь он обличает утопию так же яростно, как десятью годами раньше, в 4-й части «Продолжения легенды», ее воспевал. В романе предложена историософская схема, раскрывающая механизм формирования тоталитарной власти: «Мир плох. Является благодетель с планом преобразований. По этому плану сегодня нужны жертвы, зато на финише гарантирован всеобщий рай. Несколько зажигательных слов, пуля в затылок недоверчивым — и вот уже миллионные толпы охвачены порывом». Здесь важен прежде всего исходный пункт: «Мир плох». Это ядро мироощущения Кузнецов, раскрывшееся по-настоящему только в «Бабьем Яре». Жизнь для Кузнецов жестока и несовершенна при любом общественном строе, а человек — всегда несчастное существо, вынужденное вести борьбу за выживание. От ужасов реальной жизни человек и ищет спасения в утопии.
       В «Бабьем Яре» Кузнецов уже не спешит, как прежде, осуждать биологические, эгоистические инстинкты человека. Он явно колеблется в оценке позиции деда героя-рассказчика — Федора Власовича, который олицетворяет обывательский «здравый смысл» и стремление есть досыта, не думая об остальном. При всех минусах сознание деда обладает спасительным иммунитетом против любой утопии — коммунистической или фашистской. Федор Власович подчеркнуто противопоставлен в романе своему ровеснику Ленину, утописту и «благодетелю».
       Особое место в идейной структуре романа занимает образ бабушки главного героя — Марфы Ефимовны. Бабушка религиозна, но не фанатична. Она не верит в сказочные посулы земных властей, заявляя, что «рай на небе», а «на земле его никогда не было». Но сознавая, что земная жизнь жестока, а человек грешен и несовершенен, Марфа Ефимовна проявляет к людям терпимость, бескорыстно помогает ближнему. Именно в этом образе наиболее полно воплотилась положительная программа Кузнецова. В СССР роман был опубликован в 1966 (Юность. № 8-10) в сокращенном примерно на четверть виде.
       В июле 1969 Кузнецов, став «невозвращенцем», поселился в Англии. Чтобы побег осуществился, Кузнецов, по его признанию, стал агентом КГБ и доносил на некоторых писателей. Для подтверждения своей лояльности Кузнецов также опубликовал перед отъездом на Запад заведомо лакировочный роман «Ожог». Получив политическое убежище в Англии, Кузнецов публично отрекся от всего ранее напечатанного под его именем. Переиздал без цензурных купюр «Бабий Яр» под псевдонимом А.Анатолий. В дальнейшем не занимался писательской деятельностью, работая на радио «Свобода».

Соч.:
       Биение жизни. М., 1961;
       Селенга. М., 1961;
       Продолжение легенды. М., 1962;
       У себя дома. М., 1964;
       Бабий Яр. М., 1967;
       Бабий Яр. Нью-Йорк, 1986.

Лит.:
       Лев Ф. Экзамен на будущее // Москва. 1958. №4;
       Макогоненко Г. Современная тема и традиции русского реализма // Вопросы литературы. 1958. №9;
       Манн Ю. В поисках юного героя // Вопросы литературы. 1958. №5;
       Аннинский Л. Ядро ореха. М., 1965;
       Минутко И. Возвращение Анатолия Кузнецова // Вопросы литературы. 1995. №4.

А.О.Большев



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:31 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"