|
Кручёных Алексей Елисеевич (псевдоним Александр Кручёных)
[9(21).2.1886, пос.Оливское (по др. данным — дер. Олевка) Вавиловской волости
Херсонской губ.— 17.6.1968, Москва]
— поэт, критик, теоретик футуризма, издатель.
Родился в крестьянской семье, отец — выходец из Сибири, мать — полька.
С 1894 жил в Херсоне, окончил Одесское художественное училище (1906) с дипломом
учителя графического искусства. В Одессе Кручёных познакомился с Д.Д.Бурлюком,
а осенью 1907 переехал в Москву и вскоре начал печататься в одесских газетах
(статьи о кубизме в живописи). Первая из ныне известных публикаций
художественных произведений — рассказ «Кровавые люди», в котором Кручёных
цитирует собственные стихи (газета «Родной край». Херсон. 1909. 13-24 нояб.;
подпись А.Горелин).
В февр. 1912 Бурлюк познакомил Кручёных с В.В.Маяковским; немногим позже он
близко сошелся с В.Хлебниковым, несомненно оказавшим большое влияние на раннее
творчество Кручёных. Примкнув к кубофутуристам и целиком отдавшись литературной
работе, весной 1912 Кручёных совместно с Хлебниковым написал поэму «Игра в аду»
(упомянутую Маяковским в стихотворении «Лиличка!»: «Комната — / глава в
кручёныховском аде» // ПСС. М., 1955. Т.1. С.107). В этом же году вышел
полупародийный сборник стихотворений «Старинная любовь».
В 1913-14 Кручёных участвовал в футуристических акциях в Москве и Петербурге.
В 1913 выступил одним из авторов программной декларации футуристов «Пощечина
общественному вкусу», печатался в футуристических сборниках «Дохлая луна»,
«Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас», «Стрелец, I».
В 1913 вышли его книги «Взорваль», «Поросята» (написанная «вместе с Зиной В.,
11 лет»), «Возропщем», «Две поэмы. Пустынники. Пустынница», «Полуживой», общие
с Хлебниковым сборники «Мирсконца», «Бух лесинный», программная декларация
«Слово как таковое». В янв. этого же года на сцене театра «Луна-парк» в
Петербурге была поставлена (вместе с трагедией Маяковского «Владимир
Маяковский») пьеса-опера Кручёных «Победа над солнцем» (пролог Хлебникова,
музыка М.В.Матюшина, декорации и эскизы костюмов К.С.Малевича). В сборнике
«Помада» (1913) Кручёных впервые включил 3 стихотворения, написанные по
предложению Бурлюка, «на собственном языке». Начальная строка пятистишия «Дыр,
бул, щыл» стала хрестоматийным примером бессмысленной поэзии.
В 1914 Кручёных жил в Петербурге, где вышли его новые книги: «Тэ ли лэ»
(совместно с Хлебниковым), «Собственные рассказы и рисунки детей. Собрал
А.Крученых», а также «выпыт» «Стихи В.Маяковского» — первое отдельное
исследование о творчестве поэта.
В конце 1914 Кручёных уехал на Кавказ, чтобы избежать мобилизации; летом
приезжал в Москву и Петроград, готовил к изданию книги «Заумная книга», «Война»
(обе — 1916) и др.
В марте 1916 был призван на военную службу чертежником на строительство военной
Эрзерумской железной дороги. По пути провел около месяца в Тифлисе, где стал
признанным вождем футуризма, пропагандируя его вместе с В.В.Каменским и
И.М.Зданевичем.
В 1916-20 издал свыше 70 брошюр.
В 1917-18 являлся организатором и участником футуристических групп.
В 1919 работал на строительстве Черноморской железной дороги, в 1920 — на
железной дороге в Баку. Заведовал отделом Бакинского РОСТА.
С осени 1921 в Москве, сотрудничал в журнале «ЛЕФ», издал «уголовные романы» в
стихах «Разбойник Ванька-Каин и Сонька-маникюрщица» (1925) и «Дунька-Рубиха»
(1926), книгу «15 лет русского футуризма» (1928), сборник любовной лирики
«Ирониада» и «Рубиниада» (оба — 1930). В дальнейшем занимался
литературно-музейной работой: составлением библ. справочников «Книги
Б.Пастернака за 20 лет» (М., 1933); «Книги Н.Асеева за 20 лет» (М., 1934),
изданием литературного наследия — «Неизданный Хлебников» (М., 1928-33), «Турнир
поэтов» (М., 1928-34). После 1934 нигде не печатался.
Кручёных был дерзким поэтическим новатором, оригинальным критиком, одним из
зачинателей русского и мирового литературного авангарда. Поэтическое искусство
он рассматривал как высвобождение скрытых возможностей «самоценного» слова (его
фонетической стороны, этимологии и морфологической структуры). Собственное
литературное творчество было для Кручёных своеобразной иллюстрацией к
теоретической программе, изложенной им во множестве статей и деклараций,
наиболее подробно — в сборнике «Слово как таковое» и в статье «Новые пути
слова» (коллективный сборник «Трое», СПб., [1913]). Теория футуризма
разрабатывалась Кручёных в книгах: «Чорт и речетворцы» (1913), «Тайные пороки
академиков» (1916), «Сдвигология русского стиха» (1922), «Фактура слова»,
«Апокалипсис в русской литературе» (обе — 1923) и др. Кручёных пытался
изобрести новый поэтический язык — заумь («Декларация заумного языка», 1921),
он называл себя родоначальником новой литературной школы в России — заумников.
Происхождение заумного языка Кручёных возводил к народным заговорам и
заклинаниям, молитвам сектантов (ср. у Маяковского: «орущие, как хлысты на
радении / Дыр, бул, щыл» // ПСС. М., 1955. Т.1. С.314), праязыку, детской речи
(см. сб. «Поросята»). В произведениях Кручёных, написанных заумным языком,
внимание поглощается звукообразом, звукописью; для них характерны смешение
поэтической и прозаической речи, отсутствие знаков препинания, применение
шрифтов различной величины и т.п. В сборнике «Ирониада» он пытался ввести в
поэзию джазовые ритмы. Кручёных придавал большое значение интонированию,
виртуозно читал собственные стихи.
Уже в 1910-е Кручёных воспринимали как заумника, «футуристического иезуита
слова» (Маяковский), «буку русской поэзии». Сложность отношения к Кручёных
отражают высказывания о его творчестве поэтов-современников. Маяковский писал о
стихах Кручёных: «...аллитерация, диссонанс, целевая установка — помощь
грядущим поэтам» (ПСС. М., 1959. Т.12. С.88). О.Э.Мандельштам призывал
«откинуть совершенно несостоятельного и невразумительного Крученых, и вовсе не
потому, что он левый и крайний, а потому, что есть же на свете просто ерунда»,
хотя и отмечал, что, «несмотря на это, у Крученых безусловно патетическое и
напряженное отношение к поэзии, что делает его интересным как личность»
(Россия. 1922. № 3. С.27).
Подавляющее большинство своих сборников Кручёных издавал на собственные
средства литографическим способом, при поддержке художников Н.С.Гончаровой,
М.Ф.Ларионова, Малевича, П.Н.Филонова, В.Е.Татлина и др. Кручёных «рисовал»
тексты своих книг, поскольку придавал «значение словам по их начертательной и
звуковой характеристике» (Садок судей! СПб., 1913). Сейчас все малотиражные
брошюры Кручёных — библиографическая редкость.
Соч.:
Четыре фонетических романа / предисл. Б.Несмелова. М., 1990. (Репринтное изд.
1927);
Кукиш прошлякам: Фактура слова. Сдвигология русского языка. Апокалипсис в
русской литературе / вступ. статья Г.Н.Айги. М.; Таллинн, 1992. (Репринтное
изд. 1922,1923);
Наш выход: К истории русского футуризма. М., 1996;
Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера. СПб., 2001.
Лит.:
Чуковский К. Лица и маски. СПб., 1914. С.93-136;
Бука русской литературы: Сб. статей. М., 1923;
Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Л., 1989;
Алексей Крученых в свидетельствах современников. Munchen, 1994;
Красицкий С.Р. О Крученых // Крученых А. Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера.
СПб., 2001. С.5-40.
В.Г.Макашина
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|