Аросев Александр Яковлевич [25.05.1890-10.02.1938]

Аросев Александр Яковлевич
       [13(25).5.1890, Казань — 10.2.1938, в заключении]
       — прозаик.
       Родился в семье портного. В юношеском возрасте включился в революцию 1905, сначала как эсер, а затем под влиянием своего друга Вячеслава Скрябина (Молотова) стал большевиком. После поражения революции Аросев отбывал ссылку и в конце 1909 бежал за границу.
       В 1910-11 Аросев учился на факультете философии и литературы Льежского университета.
       1917 Аросев встретил профессиональным революционером, в марте в Твери был избран председателем Совета, в октябрьские дни стал членом Московского военно-революционного комитета и командующим войсками Московского военного округа.
       События и впечатления революционной молодости легли в основу большинства произведений писателя. К сочинительству Аросев пристрастился рано, в годы ссылки в Тотьме. Там он написал поэму, повесть об интеллигенте-революционере, роман, но все рукописи попали в руки жандармов и безвозвратно пропали. Лишь незадолго до революции в печати появились первые произведения Аросева — рассказ «Плотники», поэма «Белошвейка» (1916) и др.
       В 1917 Аросев написал рассказы «Провокатор», «Год назад», «Любовь неторопливая», опубликованные в журнале «Творчество».
       В 1919 Аросев стал редактором губернской газете «Знамя революции», где печатал свои рассказы и очерки, а в 1920 в Харькове вышел первый сборник рассказов Аросева «Революционные наброски». В 1921 появляются новые книги Аросев — «Страда. Записки Терентия Забытого», «Недавние дни», «Председатель». В этих бесхитростных повествованиях о том, что автор видел и пережил, преобладала очерковая форма, в них почти не было сюжета. «Записки Терентия Забытого» были воистину «записками», как бы наспех набросанными, связанными лишь авторским мироощущением и отданными в печать без тщательной отделки.
       Попавший с начала революции на высокие партийные посты и удержавшийся на них, Аросев обладал по сравнению с другими писателями одним преимуществом — доскональным знанием жизни верхов страны, почти неограниченным доступом к широкой и разнообразной информации, чем неизменно пользовался и что немедленно было подмечено критикой.
       В 1922 Аросев Воронский писал: «За последние месяцы наметилась совершенно явственная тенденция к подробному освещению внутренней жизни коммунистической партии активными ее членами. Начало положил Аросев» (Воронский А. Литературно-критические статьи. М., 1963. С.120).
       Герои Аросева, «мемуариста внутрипартийной жизни», противостояли «кожаным людям в кожаных куртках» Б.Пильняка, чекисту Николаю Курбову И.Эренбурга и др. персонажам «попутчиков», что делало творчество Аросева весьма привлекательным для властей предержащих. В силу своего высокого служебного положения А. имел возможность помогать писателям в издании их произведений. Так произошло с романами И.Эренбурга «Трест Д.Е.», «Жизнь и гибель Николая Курбова» и др. Аросев стал инициатором и покровителем выпуска альманаха «Круг» и создания одноименного издательства, специально предназначенного для публикации сочинений тех, кого не признавали «пролетарскими писателями» и кому ограничивали допуск в государственные издательства. Аросев был и среди инициаторов коллективного фантастического романа «Большие огни», печатавшегося в «Огоньке» в 1927, где каждую главу писал новый автор. В основном это были те же не особо поощряемые властями «попутчики» — А.Грин, М.Зощенко, А.Толстой и др. Одну главу для этого романа написал и Аросев.
       Однако как писатель Аросев не менял ни своих партийных позиций, ни тематики произведений, ни авторской манеры. В его сб. рассказов «Белая лестница» (1923), в пьесе «На перекрестке» (1924) и повестях «Недавние дни» (1924) (о первых днях деятельности Моссовета) и «Никита Шорнев» (1924) (о революционном движении в Казани) по-прежнему не было четких фигур героев, внешней изобразительности, преобладала передача настроений, душевных движений. «Недавние дни» — это отрывочные наброски разных сторон революционной жизни России, дающие тем не менее достаточно яркие картины недавнего прошлого и являющиеся достаточно цельным произведением.
       В своих повестях и рассказах, в большинстве автобиографичных, Аросев обходится почти без вымысла, без придуманной фабулы, в поведении основных персонажей (подобно автору они были стойкими коммунистами, хотя и глядели на окружающее несколько мрачно) Аросев искал прежде всего отражение внутренних противоречий, пытался отобразить духовный мир человека. По мнению критики, «Аросев слишком сосредоточивается на сомнениях, усталости, раздвоенности в душах партийных деятелей между слишком человеческими чувствами и суровой необходимостью борьбы... Аросев односторонне выдвигает на первый план наиболее уставших и ослабевших товарищей. Конечно, и Аросев, и его главные герои присутствия духа и веры в победу не теряют. Но и они, и автор слишком много жалеют и себя и друг друга, товарищей и обывателей, слишком много тоскуют и сомневаются» (Горбачев Г. Очерки современной русской литературы. Л., 1925. С.78). По сравнению с более ранними произведениями Аросев в середине 1920-х несколько усилил беллетристические элементы, а попытки худож. обработки фактов и характеров делали рассказы и повести этого периода более полнокровными.
       В мае 1921 Аросев начал работать в институте истории партии и революции, а в 1924 стал заместителем директора института Ленина. Это подтолкнуло его к написанию нескольких работ о вожде революции — «По следам Ленина» (1924), «Материалы к биографии В.И.Ленина» (1925), «О Владимире Ильиче» (1926).
       Долгие годы Аросев находился на дипломатической работе в Латвии, Швеции, Франции и др. странах. Во время его пребывания в Париже состоялось признание Францией Советского Союза и установление дипломатических отношений, в знак чего 14 дек. 1924 Аросев в присутствии членов советской колонии в Париже В.Маяковского, И.Эренбурга и др. торжественно поднял советский флаг над зданием посольства. Пребывание во Франции заметно отразилось на творчестве Аросева. Он написал серию очерков «Памятники революционного Парижа», выпустил книгу очерков «Москва — Париж» (1925), а затем и роман «Сенские берега» (1928).
       В 1927 Аросев написал повесть «От желтой реки» — о пути в революцию людей разной судьбы и об отношении их к новой экономической политике. В этой повести, так же как и в сб. рассказов «На земле под солнцем» (1928), в рассказах для детей «Первая звездочка» и «Свинья и Петька» (1931), как в большом автобиографическом романе «Корни» (1933), Аросев не изменял своим революционным воззрениям. Такими же были и книга о Р.Роллане, 3.Неедлы и других западных писателях, поддерживающих Советский Союз, и «Беседы и встречи с нашими друзьями в Европе» (1935). Преданность большевистским идеям не помогла ему уцелеть в развернувшейся внутрипартийной борьбе, а может быть, это даже подтолкнуло к трагическому исходу. Аросев был арестован и почти сразу же уничтожен.

Соч.:
       СС: в 2 т. М.; П., 1929. Т.2:
       Повести о людях Советской страны; Белая лестница: роман, повести, рассказы / сост., вступ. статья Н.Д.Ткаченко. М., 1989.

Лит.:
       Воронский А. А.Аросев // Воронский А. Литературные портреты. М., 1929. Т.2;
       Мирсалимова Н. Творчество А.Я.Аросева: Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1973;
       Литвин А. и др. Александр Аросев. Казань, 1974;
       Аросева Н. След на земле: Документальная повесть об отце. М., 1987.

В.В.Попов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:31 UTC