|
Шершеневич Вадим Габриэлевич
[25.1(6.2).1893, Казань — 18.5.1942, Барнаул]
— поэт, переводчик, литературный и театральный критик.
Отец поэта — известный ученый-правовед, депутат I Государственный думы от
партии кадетов, мать — оперная артистка. В Москве Шершеневич закончил
знаменитую Поливановскую гимназию (сидел за одной партой с будущим чемпионом
мира по шахматам А.А.Алехиным), а затем филологический и юридический (по другим
сведениям — математический) факультеты Московского университета.
Первые поэтические сборники Шершеневича «Весенние проталинки» (1911) и
«Carmina» (1913) носят отпечаток явного влияния поэзии символистов (главным
образом А.Блока). Тем не менее второй сборник получил неожиданно высокую оценку
в рецензии такого проницательного критика, как Н.Гумилев: «Прекрасное
впечатление производит книга Б.Шершеневича. Выработанный стих <...>
непритязательный, но выверенный стиль, интересные построения заставляют
радоваться его стихам» (Гумилев Н.— С.168).
Однако именно в 1913 Шершеневич делает резкий поворот «налево» и оказывается
среди эгофутуристов. Вместе с поэтом, художником и филологом-любителем
Л.В.Заком (псевдоним «М.Россиянский») он возглавляет карликовое издательство
«Мезонин поэзии». В этом же году в Москве и Петербурге выходят поэтические
сборник Шершеневича «Экстравагантные флаконы» и «Романтическая пудра»,
исполненные эпатажа и своеобразного эго-футуристического юмора, принимаемого
«благонамеренным читателем» за напыщенную глупость.
Одновременно Шершеневич переводит и активно пропагандирует в России творчество
вождя итальянских футуристов Ф.Т.Маринетти, а во время пребывания последнего в
Москве состоит при нем в качестве гида-переводчика, пишет статьи о футуризме. В
период непродолжительного сближения кубофутуристической «Гилей» с группой
эгофутуристов у Шершеневича завязываются личные отношения с В.Маяковским.
Поэтика «раннего Маяковского» решительным образом повлияла в дальнейшем на
практику «левого крыла» (Шершеневич, А.Мариенгоф) русского имажинизма. Вместе с
тем, сопрягая эти имена (Маяковский и Шершеневич), корректнее говорить о
«неравно-объемном», но — взаимовлиянии.
Первая мировая война, участником которой Шершеневич был, несколько умерила его
творческую активность. Тем не менее «вольноопределяющийся Шершеневич» за годы
войны издал несколько книг: сборник стихотворений «Автомобилья поступь»,
сборник статей о футуризме «Зеленая улица» и поэму в соответствии с модной
тогда «теорией монодрамы», именуемую Шершеневича «монологической драмой» —
«Быстрь».
Вполне справедливо имя Шершеневича в истории русской литературы в первую
очередь связывается с имажинизмом. Русский имажинизм, организационно
оформившийся как «Орден» под покровительством анархистского толка «Ассоциации
вольнодумцев», а с 1924 до самороспуска в 1927 существовавший как
самостоятельное Общество, был, в сущности, детищем Шершеневича, являвшегося
подлинной душой этого общества и главным теоретиком движения. Ибо еще в
«Зеленой улице» (1916) футурист Шершеневич писал: «Я по преимуществу
имажионист, т.е. образы прежде всего. А так как теория футуризма наиболее
соответствует моим взглядам на образ, то я охотно надеваю <...> вывеску
футуризма» (Зеленая улица. С.7). Наиболее же полно свои имажинистские взгляды
Шершеневича излагает в книгах «2x2=5» и «Кому я жму руку» (обе — 1920), где,
как бы резюмируя, пишет: «Аритмичность, аграмматичность и бессодержательность —
вот три кита поэзии грядущего завтра» (Кому я жму руку. С.16). Впрочем, в своей
поэтической практике Шершеневича явно «не дотягивал» до этой
«программы-максимум», ограничиваясь умеренными экспериментами в области графики
и синтаксиса, главным образом повышая метафорическую насыщенность текста («100
образов на 100 строк»). «Имажинизм от Шершеневича» во многом близок
сюрреализму. Любопытно, что в качестве своеобразного «поэтического образца»
Шершеневич приводит («2x2=5») стихи французского поэта Сен-Поля Ру, которого
сюрреалисты считали своим предтечей.
Собственно, и как поэт Шершеневич максимально реализовался в рамках имажинизма.
В 1920-21 его стихи печатаются в многочисленных имажинистских альманахах и
сборниках. В 1920 выходит и лучшая поэтическая книга Шершеневича
«Лошадь как лошадь», о которой В. Львов-Рогачевский писал: «...за
каталогом образов, за перепевами раскрывается страшное лицо человека,
потерявшего душу в современном городе. Здесь есть свое, и это войдет в
литературу» (Львов-Рогачевский В.— С.90).
В 1930-е Шершеневич пишет воспоминания, не без вызова названные «Великолепный
очевидец». В полном объеме они увидели свет лишь в 1990.
Введение Главлита в 1922 резко ограничило и без того достаточно умеренную
«свободу печати» для «попутчиков», в т.ч. и для имажинистов. Последний
поэтический сборник «Итак итог» Шершеневич издал в 1926 на свои средства. С
этого времени Шершеневич пишет стихи лишь от случая к случаю. Занимается
переводами (Бодлер, Парни, Шекспир), много и успешно работает для театра (об
этом см.: Театральная энциклопедия. М., 1967. Т.5. Стб.873).
Умер Шершеневич от туберкулеза в эвакуации.
Соч.:
Листы имажиниста: Избранные стихотворения, поэмы и теоретические работы.
Ярославль, 1997;
Ангел катастроф: Избранные стихотворения и поэмы. М., 1994;
Стихотворения и поэмы. СПб.: Академический проект, 2000;
Лошадь как лошадь. М., 1920; 2x2=5. М., 1920;
Кооперативы веселья. М., 1921;
Итак итог. М., 1926;
Великолепный очевидец // Мой век, мои друзья и подруги: Воспоминания
Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М., 1990.
Лит.:
Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990. С.168;
Львов-Рогачевский В.Л. Имажинизм и его образоносцы. Ревель, 1920;
Markov V. Russian imagis 1919-1924. Giessen, 1980; tawton A.Vadim
Shershenewich. From futurism to imagimism. Ann Arbor, 1981;
McVay G. Vadim Shershenevich: new text and information // Russian literature
triquaterly. Ann Arbor. 1989. №22;
Макарова И.А. Очерки истории русской литературы XX века. СПб., 1995. С.42-82;
Дроздков В.А. Путь поэта // Шершеневич В. Ангел катастроф... М., 1994. С.5-28;
Вобрецов В.Ю. Итак, итог?.. // Шершеневич В. Листы имажиниста. Ярославль, 1997;
Вера Мещей. Подарок любителям российской словесности // ПитерBook. 2001. №3.
В.Ю.Бобрецов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|