|
Сушко Александр Максимович
[10.11.1938, Днепродзержинск]
— поэт, прозаик.
Мать, Евдокия Тихоновна Подустова, происхождением была из орловских крестьян.
Прадед со стороны матери отца, Максима Николаевича Сушко, был польским
ксендзом. Родители имели высшее образование — мать окончила горный институт в
Днепропетровске, отец железнодорожный институт там же. В годы войны отец по
болезни был эвакуирован в Березники. Мать с детьми в 1942-43 пережила вражескую
оккупацию (в Красном Луче). В послевоенные годы соединившаяся семья немало
поездила — по служебном делам родителей — по городам и поселкам Украины:
Жмеринка, Сколе (Карпаты), снова Красный Луч; там в 1955 Сушко окончил среднюю
школу.
В школе увлекался самодеятельным театром; на него обратил внимание один из
руководителей театра, бывший ленинградский актер. Он и увлек Сушко мечтой о
Ленинграде.
В 1955 Сушко поступает на юридический факультет ЛГУ, но вскоре выясняется, что
выбор был сделан без достаточного интереса к юриспруденции. Прервав занятия в
ЛГУ, Сушко вернулся на Украину, где исходил пешком знаменитые гоголевские
места, собирая впечатления и накапливая материал для своей истинной грядущей
работы. Это было началом подлинного погружения в жизнь. Одним из первых и
сильных толчков к занятию литературным творчеством было увлечение поэзией
Владимира Маяковского.
«Факультетом самообразования», по словам Сушко, стала для него сама жизнь. Он
то снова возвращается в Ленинград, не для учения на юрфаке (но пользуясь
нелегально общежитием факультета, ибо Ленинград навсегда остается для него
главным городом жизни). В эти недели и месяцы он все свои силы вложил в
самообразование: более ста посещений театров, почти ежедневные посещения
Эрмитажа и Русского музея. И — постоянное чтение, вхождение в опыт литературы
прошлых времен и современности. Знакомство Сушко с «Золотой розой»
К.Паустовского стало, по его словам, открытием программного творческого
ориентира. Все ближе становятся ему прозрения русской поэзии XX в.: 1960,
который он проводит в Одессе, более всего значим для Сушко глубоким знакомством
с поэзией М.Цветаевой. В это время он переживает период первой серьезной пробы
своих творческих сил — пишет поэмы «Хлебников», «Врубель», «Живописное».
В 1961 возвращается в родной шахтерский Красный Луч. За последующие полтора
года он осваивает почти все виды подземных работ в шахте: крепильщика,
навальщика, плитового, проходчика... Спустя многие годы — в конце XX в.— эти
впечатления и воспоминания стали материалом романа «Дикое поле», над которым
Сушко работает в настоящее время.
Первое стихотворение Сушко опубликовал еще 11-летним школьником в киевской
пионерской газете под псевдонимом Виктор Воробьев. Активное участие в
литературной жизни относится к 1962-63, которые Сушко проводит в Мариуполе,
войдя в местную творческую среду как поэт, остро отзывающийся на события
текущей жизни. За это он был раскритикован на совместном партийном и творческом
пленуме, где ему был навешен ярлык «местечкового Евтушенко».
Вскоре Сушко делает второй заход к получению высшего образования; в 1963-67 он
учится на филологическом факультете Таганрогского педагогического института.
Впрочем, к этому времени относится не столько учебная, сколько напряженная
поэтическая работа, в результате которой Сушко сочинил около 15 поэм. После
окончания института в 1967-69 он работал учителем в школе на хуторе
Вознесенском в Ростовской обл. Неподалеку от этих мест в свое время им была
пережита война, оккупация. Там он начинает писать прозу о войне («День был
солнечный и последний») и сатирические рассказы («Похороны козла» и др.). Еще
год он работал воспитателем в интернате в Красном Луче. Была также совершена
попытка поступления в аспирантуру МГУ по специальности топономастика, но — не
слишком настойчивая, ибо научная работа все более мешала работе литературной. В
эти годы Сушко жил поблизости от Москвы в Калинине (Твери), пробовал свои силы
в создании обширного произведения в форме венка сонетов («Виктор Кторов»,
1972); опубликован он был лишь в 1997. Следующий роман в стихах, написанный
также в эти годы, появляется в печати в 2002 в «Издательстве Буковского».
В 1973 происходит окончательное возвращение Сушко в Ленинград. Он поступает на
Ижорский завод в литейный цех формовщиком (его связь с Колпино, с Усть-Ижорой
становится постоянной и с годами все более крепнет).
В начале 1970-х Сушко знакомится с ленинградским художественным андеграундом,
коллекционирует образцы «подпольной» живописи. Расширяются его контакты и с
литературной средой, в частности с писателями старшего поколения. К 1973
относится его знакомство с П.Антокольским (памятные четыре встречи, переписка.
В книге воспоминаний об Антокольском опубликованы и заметки Сушко). С интересом
отнеслись к сочинениям Сушко В.А.Рождественский, И.Михайлов, В.Максимов,
Л.Хаустов. В середине 1970-х создается новый роман в стихах «Алена Арзамасская»
— в печати появляется в 1998.
В 1977 создается повесть «Мокош», в которой чувствуется полемика с
М.Булгаковым, в особенности с романом «Мастер и Маргарита»; тогда же пишется
роман-сказка «Дядя Вася». Вторая половина 1970-х была погружением в события
«смутного времени», в результате были написаны некоторые рассказы, поэма
«Волхова», однако задуманный Сушко роман на историческую тему «Полетье лютое»,
перекликаясь со смутным временем конца XX в., так и не был завершен. В эти годы
Сушко близко сходится с художником андеграунда Валерием Клеверовым (Клевером).
Своим чередом идет постоянная литературная работа, но рукописи созданных поэм,
рассказов, очерков и т.п. зачастую возвращаются из ленинградских журналов с
«отказами». Среди написанного в эти годы романы «Провинциальный вестерн» и
«Исповедь диссидента».
Одновременно Сушко обнаруживает новые стороны своей творческой натуры —
общественную активность. В 1991 он был приглашен на службу в администрацию
Колпинского р-на на должность заведующего отделом культуры. Его работа не
лишена была и литературной значимости, благодаря его заботам были установлены 3
мемориальные доски, в т.ч, Маяковскому; издано 32 номера литературный альманах
«Колпица» и 2 номера альманаха «25 верста от СПБ». С 1999 Сушко начал издавать
«толстый» журнал «Михайловский замок»; кроме того, он принимал участие в
создании историко-мемориального заповедника в Усть-Ижоре и т.д.
Тем временем литературная известность Сушко становится все более очевидной:
публикуются многие его произведения прежних лет; создаются и печатаются новые.
Некоторые из них переводятся в США, в Швеции (там — на двух языках книга о
художнике Евг.Орлове). Широта литературных интересов и возможностей Сушко
несомненна: он пишет, помимо прочего, историко-краеведческий очерк «Кораблик по
небу плывет, или Сказ об Адмиралтейском районе», подготавливается энциклопедия
о Колпино и Усть-Ижоре, а также «Новая повесть о Царском Селе (опыт
энциклопедии)». За последние десять лет выпущено немало поэтических сборников —
собственных и в соавторстве с другими литераторами. Удалось организовать
«возвращение» в литературу В.Маляревского; продолжается работа над «малой
прозой» («Миф о бороде», «Грибной синдром» и др.).
Соч.:
Похороны козла: Рассказы и повесть. Л., 1990;
Волхова: поэма. Тосно, 1994;
Виктор Кторов: роман. СПб., 1997;
День был солнечный и последний: рассказ. Царское Село, 1997;
Дон-Кихот из Криндачевки. СПб., 1998;
Алена Арзамасская. Роман в стихах. СПб., 1998;
Женщина страны, канувшей в Лету. СПб., 2000;
Кораблик по морю плывет, или Сказ об Адмиралтейском районе. СПб., 2001;
Два титана русской эмиграции: Иванов и В.Клевер. СПб., 2001;
Слово о Галецком. СПб., 2002;
Домовой: Роман в стихах. СПб., 2002;
Клевер и... СПб., 2002.
Лит.:
Михайлов А. [Предисл. к повести А.Сушко «Притча о Клячкине»] // Ижорец. 1993.
30 июня;
Михайлов А. В поэтическом небе Петербурга // Колпица. 1994. №4;
Виноградова С. В борьбе с дисгармонией мира (Женская тема в творчестве А.Сушко)
// Женщина в массовой коммуникации: Штрихи к социокультурному портрету. СПб.,
2000. Вып.2;
«Идет война. У каждого свой окоп. А Родина — одна...» — считает писатель
Александр Сушко / беседовал А.Нестеренко // Царскосельская газета. 2000 15
июля;
Михайлов А. О художнике из страны кривого Зазеркалья // Рог Борея. 2001. №11;
Михайлов А. Трагедия страны глазами художника // Рог Борея. 2001. №12;
Виноградова С. Кораблик, уплывающий в вечность. Заметки о новой книге
Александра Сушко // Рог Борея. 2002. №13;
Михайлов А. Графика в грызне с тоталитаризмом // Рог Борея. 2002. №16.
В.М.Акимов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|