AZ-libr.ру

информационный портал





Сушко Александр Максимович [10.11.1938]

Сушко Александр Максимович
       [10.11.1938, Днепродзержинск]
       — поэт, прозаик.
       Мать, Евдокия Тихоновна Подустова, происхождением была из орловских крестьян. Прадед со стороны матери отца, Максима Николаевича Сушко, был польским ксендзом. Родители имели высшее образование — мать окончила горный институт в Днепропетровске, отец железнодорожный институт там же. В годы войны отец по болезни был эвакуирован в Березники. Мать с детьми в 1942-43 пережила вражескую оккупацию (в Красном Луче). В послевоенные годы соединившаяся семья немало поездила — по служебном делам родителей — по городам и поселкам Украины: Жмеринка, Сколе (Карпаты), снова Красный Луч; там в 1955 Сушко окончил среднюю школу.
       В школе увлекался самодеятельным театром; на него обратил внимание один из руководителей театра, бывший ленинградский актер. Он и увлек Сушко мечтой о Ленинграде.
       В 1955 Сушко поступает на юридический факультет ЛГУ, но вскоре выясняется, что выбор был сделан без достаточного интереса к юриспруденции. Прервав занятия в ЛГУ, Сушко вернулся на Украину, где исходил пешком знаменитые гоголевские места, собирая впечатления и накапливая материал для своей истинной грядущей работы. Это было началом подлинного погружения в жизнь. Одним из первых и сильных толчков к занятию литературным творчеством было увлечение поэзией Владимира Маяковского.
       «Факультетом самообразования», по словам Сушко, стала для него сама жизнь. Он то снова возвращается в Ленинград, не для учения на юрфаке (но пользуясь нелегально общежитием факультета, ибо Ленинград навсегда остается для него главным городом жизни). В эти недели и месяцы он все свои силы вложил в самообразование: более ста посещений театров, почти ежедневные посещения Эрмитажа и Русского музея. И — постоянное чтение, вхождение в опыт литературы прошлых времен и современности. Знакомство Сушко с «Золотой розой» К.Паустовского стало, по его словам, открытием программного творческого ориентира. Все ближе становятся ему прозрения русской поэзии XX в.: 1960, который он проводит в Одессе, более всего значим для Сушко глубоким знакомством с поэзией М.Цветаевой. В это время он переживает период первой серьезной пробы своих творческих сил — пишет поэмы «Хлебников», «Врубель», «Живописное».
       В 1961 возвращается в родной шахтерский Красный Луч. За последующие полтора года он осваивает почти все виды подземных работ в шахте: крепильщика, навальщика, плитового, проходчика... Спустя многие годы — в конце XX в.— эти впечатления и воспоминания стали материалом романа «Дикое поле», над которым Сушко работает в настоящее время.
       Первое стихотворение Сушко опубликовал еще 11-летним школьником в киевской пионерской газете под псевдонимом Виктор Воробьев. Активное участие в литературной жизни относится к 1962-63, которые Сушко проводит в Мариуполе, войдя в местную творческую среду как поэт, остро отзывающийся на события текущей жизни. За это он был раскритикован на совместном партийном и творческом пленуме, где ему был навешен ярлык «местечкового Евтушенко».
       Вскоре Сушко делает второй заход к получению высшего образования; в 1963-67 он учится на филологическом факультете Таганрогского педагогического института. Впрочем, к этому времени относится не столько учебная, сколько напряженная поэтическая работа, в результате которой Сушко сочинил около 15 поэм. После окончания института в 1967-69 он работал учителем в школе на хуторе Вознесенском в Ростовской обл. Неподалеку от этих мест в свое время им была пережита война, оккупация. Там он начинает писать прозу о войне («День был солнечный и последний») и сатирические рассказы («Похороны козла» и др.). Еще год он работал воспитателем в интернате в Красном Луче. Была также совершена попытка поступления в аспирантуру МГУ по специальности топономастика, но — не слишком настойчивая, ибо научная работа все более мешала работе литературной. В эти годы Сушко жил поблизости от Москвы в Калинине (Твери), пробовал свои силы в создании обширного произведения в форме венка сонетов («Виктор Кторов», 1972); опубликован он был лишь в 1997. Следующий роман в стихах, написанный также в эти годы, появляется в печати в 2002 в «Издательстве Буковского».
       В 1973 происходит окончательное возвращение Сушко в Ленинград. Он поступает на Ижорский завод в литейный цех формовщиком (его связь с Колпино, с Усть-Ижорой становится постоянной и с годами все более крепнет).
       В начале 1970-х Сушко знакомится с ленинградским художественным андеграундом, коллекционирует образцы «подпольной» живописи. Расширяются его контакты и с литературной средой, в частности с писателями старшего поколения. К 1973 относится его знакомство с П.Антокольским (памятные четыре встречи, переписка. В книге воспоминаний об Антокольском опубликованы и заметки Сушко). С интересом отнеслись к сочинениям Сушко В.А.Рождественский, И.Михайлов, В.Максимов, Л.Хаустов. В середине 1970-х создается новый роман в стихах «Алена Арзамасская» — в печати появляется в 1998.
       В 1977 создается повесть «Мокош», в которой чувствуется полемика с М.Булгаковым, в особенности с романом «Мастер и Маргарита»; тогда же пишется роман-сказка «Дядя Вася». Вторая половина 1970-х была погружением в события «смутного времени», в результате были написаны некоторые рассказы, поэма «Волхова», однако задуманный Сушко роман на историческую тему «Полетье лютое», перекликаясь со смутным временем конца XX в., так и не был завершен. В эти годы Сушко близко сходится с художником андеграунда Валерием Клеверовым (Клевером). Своим чередом идет постоянная литературная работа, но рукописи созданных поэм, рассказов, очерков и т.п. зачастую возвращаются из ленинградских журналов с «отказами». Среди написанного в эти годы романы «Провинциальный вестерн» и «Исповедь диссидента».
       Одновременно Сушко обнаруживает новые стороны своей творческой натуры — общественную активность. В 1991 он был приглашен на службу в администрацию Колпинского р-на на должность заведующего отделом культуры. Его работа не лишена была и литературной значимости, благодаря его заботам были установлены 3 мемориальные доски, в т.ч, Маяковскому; издано 32 номера литературный альманах «Колпица» и 2 номера альманаха «25 верста от СПБ». С 1999 Сушко начал издавать «толстый» журнал «Михайловский замок»; кроме того, он принимал участие в создании историко-мемориального заповедника в Усть-Ижоре и т.д.
       Тем временем литературная известность Сушко становится все более очевидной: публикуются многие его произведения прежних лет; создаются и печатаются новые. Некоторые из них переводятся в США, в Швеции (там — на двух языках книга о художнике Евг.Орлове). Широта литературных интересов и возможностей Сушко несомненна: он пишет, помимо прочего, историко-краеведческий очерк «Кораблик по небу плывет, или Сказ об Адмиралтейском районе», подготавливается энциклопедия о Колпино и Усть-Ижоре, а также «Новая повесть о Царском Селе (опыт энциклопедии)». За последние десять лет выпущено немало поэтических сборников — собственных и в соавторстве с другими литераторами. Удалось организовать «возвращение» в литературу В.Маляревского; продолжается работа над «малой прозой» («Миф о бороде», «Грибной синдром» и др.).

Соч.:
       Похороны козла: Рассказы и повесть. Л., 1990;
       Волхова: поэма. Тосно, 1994;
       Виктор Кторов: роман. СПб., 1997;
       День был солнечный и последний: рассказ. Царское Село, 1997;
       Дон-Кихот из Криндачевки. СПб., 1998;
       Алена Арзамасская. Роман в стихах. СПб., 1998;
       Женщина страны, канувшей в Лету. СПб., 2000;
       Кораблик по морю плывет, или Сказ об Адмиралтейском районе. СПб., 2001;
       Два титана русской эмиграции: Иванов и В.Клевер. СПб., 2001;
       Слово о Галецком. СПб., 2002;
       Домовой: Роман в стихах. СПб., 2002;
       Клевер и... СПб., 2002.

Лит.:
       Михайлов А. [Предисл. к повести А.Сушко «Притча о Клячкине»] // Ижорец. 1993. 30 июня;
       Михайлов А. В поэтическом небе Петербурга // Колпица. 1994. №4;
       Виноградова С. В борьбе с дисгармонией мира (Женская тема в творчестве А.Сушко) // Женщина в массовой коммуникации: Штрихи к социокультурному портрету. СПб., 2000. Вып.2;
       «Идет война. У каждого свой окоп. А Родина — одна...» — считает писатель Александр Сушко / беседовал А.Нестеренко // Царскосельская газета. 2000 15 июля;
       Михайлов А. О художнике из страны кривого Зазеркалья // Рог Борея. 2001. №11;
       Михайлов А. Трагедия страны глазами художника // Рог Борея. 2001. №12;
       Виноградова С. Кораблик, уплывающий в вечность. Заметки о новой книге Александра Сушко // Рог Борея. 2002. №13;
       Михайлов А. Графика в грызне с тоталитаризмом // Рог Борея. 2002. №16.

В.М.Акимов



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:40:32 UTC



 




Штукатурная станция +в аренду +в москве цены klugermeister.com.
(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"