Сартаков Сергей Венедиктович [26.03.1908-01.05.2005]

Сартаков Сергей Венедиктович
       [13(26).3.1908, Омск — 1.5.2005, Москва]
       — прозаик.
       Родился в семье железнодорожного рабочего, в молодости переехавшего в Сибирь из Тамбовской обл. Детство Сартакова прошло в Нижнеудинске, затем в Минусинске, где он окончил среднюю школу. Выучился на столяра-краснодеревца, получив там же и специальность бухгалтера. Хорошо узнал тайгу и таежные промыслы.
       С 1934 по 1957 живет сначала в Енисейске, а затем в Красноярске. Разнообраные и яркие впечатления от жизни в тайге, полной приключений, знакомства с охотниками, промысловиками — людьми подчас трудных и драматичных судеб, их рассказы и бывальщины — подтолкнули Сартакова к мысли о писательской работе.
       В 1934 в газете «Енисейская правда» появилась его первая публикация — фельетон «Странная комбинация». Он начал сотрудничать (1934-39) в газете «Красноярский рабочий», «Красноярский красноармеец», но в основном в «Енисейской правде». Там он публиковал заметки, корреспонденции, репортажи, интервью, фельетоны — то, что называют газетной текучкой или газетной мелочью. Первый же настоящий рассказ — «Алексей Худоногов» — появился в 1938 в «Сборник начинающих писателей Красноярского края». Первая книга подтем же названием («Алексей Худоногов») появилась в 1945. Множество приключенческих сюжетов, отложившихся в памяти Сартакова с юношеских лет, когда он слушал бывальщины и небывальщины у таежных костров, заставали его обратиться к детской приключенческой литературе — так появилась повесть «По Чунским порогам» (1946), получившая премию на Всесоюзном конкурсе Детгиза. В 1947 вышел первый сб. рассказов «Село далекое», в 1951 — первая большая книга «Каменный фундамент», в 1952 — повесть «Плот идет на север». Все эти вещи насыщены добротным жизненным материалом — в них множество людей, историй, необычных судеб — они тесно связаны с тем же материалом суровой действительности, что сначала прошел своего рода «обкатку» в газетных заметках, очерках и этюдах.
       В своих первых книгах, особенно в «Каменном фундаменте», Сартаков был писателем сугубо современным — он писал по горячему следу. Алексей Худоногов — рабочий лесопильного завода, но в то же время и таежный житель, охотник, следопыт. У писателя была мысль соединить эти ипостаси — заводское и таежное, а по сути, заводское и крестьянское. Тем был в свое время и интересен этот характер. Возникает в повести и война, что большая редкость у Сартакова, поскольку тягот войны он не испытал. Во всяком случае, он строил свою повесть как романное произведение, где присутствуют и завод, и крестьянство, и война, а в образе раненого художника — и проблема творчества.
       От «Каменного фундамента» отдельные нити протянулись и в другие произведения Сартакова, в т.ч. и в поздние — так, например, в «Свинцовом монументе» вновь возникает образ художника. Раздумья писателя о современности стали основой повестей «Горный ветер» (1957), «Не отдавай королеву» (1960) «Медленный гавот» (1967). Интересно, что повести написаны от первого лица. В «Горном ветре» это 19-летний Костя Барбин и его друзья, а в др. двух они на 3-4 года старше. Сейчас повести кажутся устаревшими по своей проблематике («психоз высшего образования»), но в свое время они, возможно, благодаря чутко подмеченному молодежному языку, а также метко схваченным деталям быта и учебы, имели своего, в т.ч. и молодежного читателя.
       Наиболее крупным произведением по охвату жизни Сибири — от дореволюционных до послереволюционных лет — стало широкое полотно «Хребты Саянские». Сартаков знакомит читателя с исторической обстановкой конца 1890-х. Это годы интенсивной, подчас хищнической капитализации Сибири. В Сибири возникает и развивается рабочий класс. Отец Сартакова был рабочим-железнодорожником на прокладке Транссибирской железнодорожной магистрали. Возможно, его рассказы послужили, в свое время, основой многих сцен в романе, где идет речь о великой железной дороге. Однако в гораздо большей степени Сартаков выступает в «Хребтах Саянских» как историк и даже историк-архивист. Его книга насыщена богатым историческим материалом. Он создал целую галерею лиц — рабочих, профессиональных революционеров, охотников-промысловиков, интеллигентов, принадлежавших к разных партиям. Но в центре произведения — судьбы нескольких рабочих семей; именно они и создают, по мнению Сартакова, хребет Сибири.
       «Хребты Саянские» — наиболее крупное произведение Сартакова, но, по-видимому, запас материала, наблюдений, раздумий был так велик, что он вновь вернулся к тематике «Хребтов Саянских» в 2-томном романе «Философский камень» (1971). В нем он продлил действие «Хребтов Саянских» в годы
       Гражданской войны и в годы строительства социалистической Сибири. Однако большой и разноплановый материал не обрел надлежащей худож. формы. Критика и прежде указывала Сартакова на главный недостаток его манеры — неслаженность и хаотичность композиции, отсутствие сфокусированности и целеустремленности действия.
       Сартаков принадлежит к числу писателей, быстро уходящих в прошлое,— он отдал полную дань существовавшим в его время канонам. В романе «Свинцовый монумент» он показал, как художник подчинил свое творчество требованиям партии. Это же с полным правом и гордостью Сартаков говорил и о себе. Нередко несомненный талант спасал его — особенно в ранних книгах, где есть семейный очаг, людские радости и беды, где есть непосредственность, где еще не иссушили талант иллюстративность и тезисность.

Соч.:
       СС: в 6 т. М., 1978-80;
       Алексей Худоногов. 1946;
       По Чунским порогам. Красноярск, 1946;
       Барабинские повести. М., 1946;
       Жаркий летний день. М., 1969;
       А ты гори, звезда. М., 1975;
       Вечная песнь-колыбельная. М., 1983.

Лит.:
       Ершов Г. Сергей Сартаков: Жизнь и творчество. М., 1969;
       Дремов Ан. Сергей Сартаков. Очерки творчества. М., 1975;
       Коптелов А.Л. Сергей Сартаков. Литературный портрет. Новосибирск, 1986.

А.И.Павловский

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:40:32 UTC