|
Кузнецова Галина Николаевна
[27.10(10.11).1900, Киев — 8.2.1976, Мюнхен]
— прозаик, поэтесса.
В 1918 Кузнецова окончила в Киеве гимназию. Осенью 1920 уехала из России через
Константинополь в Прагу, где училась во Французском институте, но из-за болезни
не окончила его. Первые стихи Кузнецовой были опубликованы в 1922 в
«Студенческих годах». Из Праги Кузнецова переехала в Париж и в авг. 1922
познакомилась с И.А.Буниным.
С 1927 по апр. 1942 с некоторыми перерывами жила в семье Буниных, потом
переехала в Канны. Причин для отъезда, считает Кузнецова, было много, в т.ч. и
личных (Знамя. 1990. №4. С.169).
В 1949 Кузнецова переехала в Америку и в 1956 приняла американское гражданство.
В Америке Кузнецова прожила 10 лет.
В 1955 начала работать корректором в издательском отделе ООН, в 1959 вместе с
отделом переехала в Женеву. Последние годы жизни Кузнецова провела в Мюнхене.
Кузнецова печаталась во многих эмигрантских изданиях. В издательстве
«Современные записки» вышли книга рассказов «Утро» (1930), роман «Пролог»
(1933), сб. стихов «Оливковый сад» (1937); в издательстве «Русские записки»
вышел перевод Кузнецовой романа Ф.Мориака «Волчица» с предисловием Бунина.
Видные критики эмиграции (Г.Струве, В.Ходасевич, Г.Адамович, П.Бицилли) ценили
поэтический дар Кузнецовой «Грасский дневник» — наиболее известное произведение
Кузнецовой — опубликован в 1967 в Вашингтоне.
На страницах «Грасского дневника» встает образ его автора, тонко чувствующего,
поэтически настроенного человека. Дневник дает возможность проследить в главных
чертах становление молодого художника. Записи, размышления Кузнецовой о работе
над своими произведениями, авторское восприятие оценок и отзывов в литературной
среде рисуют художника ищущего и требовательного к себе. Раздумья Кузнецовой о
прочитанных книгах (Гете, Г.Флобер, А.Франс, Л.Толстой, К.Гамсун, В.Ходасевич,
3.Гиппиус, М.Алданов) свидетельствуют о высокой гуманитарной культуре
Кузнецовой, эстетическом чутье и тонкости вкуса. Как некое открытие и
потрясение воспринимает Кузнецова произведения М.Булгакова, В.Некрасова,
В.Солоухина, Е.Носова.
Становление Кузнецовой как поэта и прозаика проходило под сильнейшим
воздействием Бунина. В «Грасском дневнике» Кузнецова записывает советы Бунина,
«как надо бы писать дневник». Бунин считает, что дневник должен вбирать в себя
полноту жизни и не ограничиваться фиксацией событий: «Надо кроме наблюдений о
жизни записывать цвет листьев, воспоминание о какой-то полевой станции, где был
в детстве, пришедший в голову рассказ, стихи... Такой дневник есть нечто
вечное». Творческая позиция Бунина, склад его незаурядного таланта были
внутренне близки Кузнецовой, заметившей в своем дневнике, что для писания, для
творчества необходим «запас влюбленности в жизнь, что пишешь»; она хочет
«радоваться жизнью», а не «карьерой»: «А я любила свет, великолепный снег, /
Над аметистом моря гаснущее солнце / И капюшоны сосен величавых, / И кисти
красные рябин, / И купола, плывущие в лазури».
Художник лирического мировосприятия, Кузнецова рисовала трогательные детали в
воспоминаниях о детстве и юности в Киеве. Автобиографичен роман «Пролог»,
рассказы, «Грасский дневник». Кузнецова ощущает теснейшие связи всего со всем;
ее теперешняя судьба зависит от киевского детства, которое все время напоминает
о себе: «Город дальнего детства, / Я слышу сквозь шум морей / Шелест ночного
ветра / В ветвях твоих тополей».
18 июля 1941 Кузнецова делает в дневнике запись: «Чувствую детскую родную
страну, вижу деревья, улицы, церкви Печерска, Липок, Крещатика и никогда мне
они не были так пронзительно близки, как сейчас, когда решаются судьбы России».
Подлинным героем «Грасского дневника» является Бунин. Кузнецова стремится
ничего не забыть, ничего не упустить из того, что она смогла наблюдать, слышать
во время долголетней жизни рядом с Буниным. Кузнецова стремится как можно более
точно закрепить на бумаге мысли Бунина, его оценки, точки зрения, передать
через конкретные ситуации его отношение к окружающему миру и людям. В «Грасском
дневнике» много фактического материала, который приоткрывает творческую
лабораторию писателя («Жизнь Арсеньева»), передана напряженная психологическая
атмосфера ожидания результатов присуждения Нобелевской премии, поездка в
Стокгольм. Ни в одной строчке, посвященной Бунину, Кузнецовой не изменил такт.
«Грасский дневник» отличает глубокое содержание и подлинная простота
повествования, соразмерность всех его частей и деликатность стиля.
В 1952-53, живя в Америке, Кузнецова вместе с М.А.Степун занималась корректурой
книг Бунина, издаваемых в Нью-Йорке («Жизнь Арсеньева», «Митина любовь»).
Литературное наследие Кузнецова не собрано. Изучение ее творчества в России — в
будущем.
Соч.:
[Стихи] // Вернуться в Россию стихами... Антология / сост. и автор предисл.
В.Крейд. М., 1995. С.281-283;
Почувствовать свое предназначенье... и другие стихи // Литература Русского
зарубежья: Антология. М., 1991. Т.2. С.391-392;
Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад. М., 1995.
Лит.:
Вернуться в Россию стихами... Антология: [Биографическая справка] / сост. и
автор предисл. В.Крейд. М., 1995. С.635;
Бабореко А.К. Галина Кузнецова // Кузнецова Г. Грасский дневник. Рассказы.
Оливковый сад. М., 1995;
Памяти Бунина: Из воспоминаний / публ. А.К.Бабореко // Вопросы литературы и
фольклора. Воронеж, 1972;
Из «Грасского дневника» // ЛН. Т.84. Кн.2. М., 1973;
Письма Г.Н.Кузнецовой к Н.П.Смирнову// Российский литературоведческий журнал.
1993. №2.
А.И.Филатова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|