|
Кусиков (настоящая фамилия Кусикян) Александр Борисович
[17(29).9.1896, Армавир — 20.7.1977, Париж]
— поэт.
По отцовской линии принадлежал к роду хатукаевских армян Кусикьянц — Кусикян —
Кусиковых, переселившихся в Армавир между 1828 и 1830 и занимавшихся крупной
торговлей. Поскольку мать была черкешенкой, согласно восточной традиции,
Кусиков считал себя черкесом. В литературных кругах, как свидетельствует
В.Шершеневич, носил «звучную кличку» — Сандро Бейбулат Ку (Шершеневич В.
Великолепный очевидец. М., 1990. С.554). По окончании гимназии с 1915 служил
солдатом-кавалеристом Северского драгунского короля Датского полка, во время
Февральской революции стал военным комиссаром в Анапе, в том же году перебрался
в Москву. В 1919 участвовал в формировании первого советского конного полка в
Петровском парке и был назначен командиром отдельного кавалерийского дивизиона.
Военную службу оставил в 1921: «Теперь я только поэт, революционер и Александр
Кусиков. Белогвардейцев презираю, в РКП членом не числюсь» (Автобиография //
Новая русская книга. Берлин. 1922. №3. С.44).
Печататься начал в 1917, но еще год назад создал 2 романса, обретших широкую
популярность: «Бубенцы» («Сердце будто забилось пугливо...») и «Обидно,
досадно» («Две черные розы — эмблемы печали...»). Всего же более 20
стихотворений Кусиков будут положены на музыку А.Р. и М.Р.Бакалейниковыми и
С.Н.Василенко. В сознании многих современников обличье Кусиков закрепилось как
сочетание деталей: галифе, кавалерийские шпоры и гитара через плечо. Первые
книги Кусиков — «Зеркало Аллаха» (1918) и «Сумерки» (1919). Хотя вторая и
выдержала 4 изд., ее ученический характер (смесь бальмонтизма с северянинщиной)
вызвал такую самооценку автора: «Очень плохая и безнадежная книга, от нее
отказываюсь и не признаю» (Автобиография. С.43). Зато «Зеркало Аллаха»
обозначило главную, плодотворную тему Кусиков — Восток и современность.
Важным для становления Кусикова-поэта стало сближение с Есениным.
В 1919 они подают совместное заявление о принятии в члены кружка «Звено» —
объединения «поэтов полей и рабочих окраин». Эта черта — чувство связи с «малой
родиной» — объединяла их и в Ордене имажинистов, куда Кусиков вошел в том же
году. В Ордене сразу обозначились 2 ветви: левая, «западная», и правая,
«восточная», русско-патриотическая. «Вадим Шершеневич и Анатолий Мариенгоф, а
рядом Сергей Есенин и Александр Кусиков — что может быть нелепее, безобразнее
этого сочетания? — писал тогда один из критиков.— С одной стороны урбанисты,
футуристы, последователи Маринетти и Маяковского, <...> с другой стороны поэты
космоса, <...> идущие от народной легенды, от мифа...» (Львов-Рогачевский В.—
С. 46). Силу стихов Кусикова, проникнутых чувством родного края, признавали
даже его эстетические противники. В.Шершеневич отмечал, что «Сандро хорошо знал
арабских поэтов. Знал быт, нравы черкесов», и «восточный акцент» у него
естественен» (Шершеневич В.— С.22). То же выделял и В. Брюсов: «...там, где он
касается Востока, ислама, поэт находит верные слова и запоминающиеся образы»
(Брюсов В. Среди стихов. М., 1990. С.533). «Его, как властительный над
сознанием гипноз, чаруют и манят картины месяца-пастуха, запрокинувшего свой
красный башлык... Облака, зашедшие за рассветный плетень синим стадом его
буйволиц. Облезлый баран, спрыгнувший с крыши. Родные орлы в перекличке. И
сладко, и с восточной слезной меланхолией рокочут его чистые струны...»
(Абрамович Н.— С.15).
Разделяя «органическую философию» Есенина, согласно которой искусство мертво
вне национальной специфики, ибо та вызвана природной необходимостью, Кусиков
также воспринял и претворил принципы «органического образа». Вопреки тезису
гранда имажинистов «стихотворение не органический образ, а только толпа
образов» и утверждению, что худож. творчество — «механическая работа, а не
органическая, как полагают Есенин и Кусиков» (Шершеневич В. 2x2=5. М., 1920),
Кусиков создал мир текучих, хотя и графически четких образов, где абстрактное
переходит в предметное, природное в человеческое, зрительное в звуковое и т.д.
«Подбитым галчонком клюется / В ресницах скупая слеза»; «В небе облак лохматой
дворняжкой / По-собачьему звонко плачет»; «На цыпочках день уходит, / Шепелявит
листва в зарю»; «Розовея, впрягались дали / В зарево звонкой дуги...»
Воздействие есенинской образности неоспоримо, но она естественна для Кусикова.
Неспроста его образ «белых яблонь весенние зимы», возникший в 1920, Есенин
повторит в 1925: «Даже яблонь весеннюю вьюгу / Я за бедность полей разлюбил»
(«Неуютная жидкая лунность...»).
В стихах 1917-22, вошедших в наиболее представительные сборники лирики Кусиков
«В никуда» (1920) и «Птица безымянная» (1922), поэт отразил и драматический
конфликт эпохи. Общественно-политический и нравственный слом, начавшийся в
1917, когда стала рушиться первичная основа жизни, вызывал трагические
интонации: «Разве арба проскрипит по Арбату, / Разве душу порадует ржаньем
табун?» («На Арбате», 1919). В книге «Октябрьских поэм» «Аль-Баррак» (1923)
Кусиков проследил эволюцию своего мироощущения тех лет: сближение с
утопическими идеалами революционной эпохи («поэма причащения» «Коевангелиеран»,
1918-20), возвращение к родным корням и истокам («поэма прозрения» «Аль-Кадр»,
1921), ощущение драматического разлада с идеалом («неизбежная поэма»
«Джуль-фикар», 1921; «поэма меня» «Искандер Намэ», 1921; «поэма трех ночей»
«Песочные часы», 1922) — и итоговый «Васильковый марш», «поэма победного
затишья», где на «Наш бог бег. / Сердце наше барабан» Маяковского («Наш марш»,
1918) Кусиков отвечает: «Наш / Марш — / Тишь». Он еще надеется не только выйти
из кризиса, но и гармонически согласовать два начала, живущих в его душе: «Есть
у меня и родина Кубань, / Есть и отчизна вздыбленная Русь»; «Полумесяц и Крест,
/ Две молитвы, / Два Сердца, / (Только мне — никому не дано)! / В моей душе
христианского иноверца / Два Солнца, / А в небе одно». Поэт «с мечом на бедре и
с крестом на груди» пытается примирить христианство с мусульманством, соединяя
Евангелие и Коран в самом названии поэмы: «Коевангелиеран». «Здесь полумесяц
объемлет крест подобно тому, как объемлет кресты многих старинных московских
церквей» (Григорьев С— С.26). Мечта поэта оказалась несбыточной.
В 1921 по командировке Наркомпроса и при поддержке А.В.Луначарского Кусиков был
направлен в Берлин для работы в газете «Накануне» с целью установления
контактов эмигрировавшей интеллигенции с Советской Россией.
С 1925 жил в Париже. Присылаемые им письма дышали острой тоской по родине.
После гибели Есенина, в 1926, Кусиков совсем отходит от литературной
деятельности, и о дальнейшей его судьбе почти ничего не известно. В СССР не
переиздавался до 1987, когда его знаменитые «Бубенцы» и «Обидно, досадно...»
были включены в сборник «В Политехническом "Вечер новой поэзии"».
Соч.:
Поэма поэм. [Б. м.], 1920;
В никуда. 3-е изд. Берлин, 1922;
Птица безымянная: Избранные стихи. 1917-1921. Берлин, 1922;
Аль-Баррак: Октябрьские поэмы. 2-е изд., доп. Берлин; М., 1923;
Рябка. Берлин, [1923];
«Птица безымянная» и из книги стихов «В никуда»// Новый журнал. СПб. 1995. №1.
Лит.:
Шершеневич В. Кому я жму руку. [М.], [1920];
Абрамович Н. Современная лирика: Клюев, Кусиков, Ивнев, Шершеневич. [М.],
[1921];
Григорьев С. Пророки и предтечи последнего завета; Имажинисты Есенин, Кусиков,
Мариенгоф. [М.], [1921];
Ивнев Р. Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича. [М.],
[1921];
Львов-Рогачевский В. Имажинизм и его об-разоносцы: Есенин, Кусиков, Мариенгоф,
Шершеневич. [М.], 1921;
Савченко Т. Я ушел, чтобы снова возвратиться... // Дон. 1990. №7. С.168-170;
Филиппов Г. Возвращение безымянной птицы // Новый журнал. СПб. 1995.
№1.С.76-78.
Г.В.Филиппов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|