|
Старшинов Николай Константинович
[6.12.1924, Москва — 5.2.1998, Москва]
— поэт.
В 1942 со школьной скамьи ушел в армию, воевал на Западном фронте, был
помощником командира пулеметного взвода, редактировал боевой листок. Первые
стихи опубликовал во фронтовой печати. В авг. 1943 был тяжело ранен в боях под
Спас-Деменском, в 1944, после демобилизации поступил в Литературный институт
им. М.Горького. В 1947 в журнале «Октябрь» была опубликована поэма Старшинов
«Гвардии рядовой», а в 1951 у него вышла первая книга стихов «Друзьям», за
которой последовали: «В нашем общежитии» (1954), «Солдатская юность» (1956),
«Песня света» (1959), «Лирика» (1962), «Веселый пессимист» (1963), «Протока»
(1966), «Проводы», «Улыбнитесь, пожалуйста!» (обе — 1967), «Зеленый вечер»
(1972), «Осинник» (1973), «Ракеты зеленый огонь» (1975), «Ранний час» (1977),
«Милая мельница» (1978), «Твое имя» (1980), «Милости земли» (1981), «Мое время»
(1984), «Любить и жить», «Река любви» (обе — 1986), «Я с тобою говорю», «Город
моей любви» (обе — 1987) и др.
Старшинов переводит украинских, белорусских, литовских и чувашских поэтов, в
1979 им издана книга переводов «Поле жизни». Ему принадлежат книги о поэзии и
писателях: «Памятный урок» (1980), «Дорога к читателю» (1985), «Планета "Юлия
Друнина", или История одного самоубийства» (1994), «Лица, лики и личины:
Литературные мемуары» (1994). В 1968 вышел его сборник рассказов «Белый
камень», а в 1990 — сборник стихов, рассказов и очерков «Моя любовь и страсть —
рыбалка». Частушки, собранные Старшиновым, вошли в сборник «Частушки с
картинками» (Тверь, 1991), «Ой, Семеновна!..», «Разрешите вас потешить» (оба —
1992), «Самоцветная частушка» (1992; сюда вошли также частушки из собраний
поэтов В.Бокова, Н.Красновой, Т.Смертиной, В.Коротаева, В.Смирнова, А.Боброва)
и «Русские частушки» (1993). Старшинов был редактором альманах «Поэзия»; он
сумел объединить многие поэтические силы вокруг этого издания. Будучи
москвичом, Старшинов значительную часть своего детства и отрочества провел в
с.Рахманово, неподалеку от Загорска, которое для него на всю жизнь стало своим,
«нашим селом». Уже в 1966, обращаясь к другу детства Петру Семёнову, поэт
писал: «А правда, мне в деревне бы родиться,— /Я к ней привязан с малых самых
лет. / Родиться, / По-крестьянски утвердиться, / Чтобы познать всю тьму ее и
свет. / Чтоб волшебство ее простого слова / Впитать мне с материнским молоком.
/ Чтоб понимать, о чем это корова / Так откровенно говорит с телком». Однако и
не являясь деревенским по рождению, Старшинов полюбил деревню, «как любят
мать», и она в свою очередь многое дала ему. Дала главное: тонкое чувство
природы, знание крестьянской души и повседневной жизни, влюбленность в народную
речь — разговорную и песенную, обострила способность поэтически воспринимать
мир. О пробуждении поэтического восприятия мира Старшинов рассказал в
стихотворении «Рассвет» (1971). Здесь он вспоминает, как мальчиком босиком (эта
деталь характерна для предвоенного крестьянского быта) отправляется в лес, где
встречает рассвет, который помог ему поэтически увидеть мир и запомнился до
конца жизни: «Из далека туманного, / Из невысоких мест / Вижу мое Рахманово — /
Крыши, церковный крест. / Вот и они скрываются — / Прячет меня овраг. / Многое
забывается, / Этот рассвет — никак! / Я разобраться пробую: / Чем он милей
всего? / Ну ничего особого. / Попросту ничего! / Что же им сердце полнится, /
Светом его лучась?.. / ...Знаю, он мне припомнится / Даже в последний час. /
Пашню увижу заново, / Ельник рассветный, / Гать. / Крыши и крест — Рахманово! /
И на крылечке — мать...»
Теме совр. деревни посвящена и поэма «Милая мельница» (1972), написанная с
учетом традиций тех поэтов, которые знали и любили деревню: Некрасова, Есенина
и Твардовского. Старая мельница заменяет крестьянам многое: «Ты и чайная, и
пивная, / Суд народный и сельский клуб». Тема деревни перерастает у Старшинова
в общенациональный план, становится темой России. Поэт озабочен судьбой родины:
«Ну хорошо ли, если мать / Уж так изменится, что сыну, / Что даже сыну не
узнать?» («Она меняется с годами...», 1970). В судьбах людей, так или иначе
связанных с мельницей, есть отсвет и военных лет, и характерных особенностей
совр. деревенской жизни. Для характеристик своих героев и особенно героинь
Старшинова, вслед за Некрасовым и Твардовским, широко использует песенное
народное творчество.
В поэзии Старшинов все выглядит обычным, непритязательным, традиционным: и
стих, и образные средства, и герои, включая лирического, но все это обычное
отмечено особым благородством, неповторимостью нравственно-эстетического
восприятия поэта. Эта неповторимость сказалась и в любовной лирике Старшинова,
в частности в «Стихах о бывшей любви».
Соч.:
Иду на свидание: стихи, поэмы / предисл. В.Дементьева. М., 1969;
Избранное: стихотворения и поэмы / предисл. А.Туркова. М., 1980;
Избранные произведения: в 2 т. М., 1989.
Лит.:
Пуцыло Б. Соединяющая сердца // Москва. 1967. №4;
Дементьев В. Помноженный на сотни голосов // Дементьев В. Огненный мост. М.,
1970;
Гурков А. «Золото, золото, сердце народное» // Турков А. Открытое время. М.,
1975;
Храмов Е. Как будто с усмешкой // Литературное обозрение. 1975. №2;
Шевелев Н. Поэзия мужества // Москва. 1975. №5;
Наровчатов С. Путь поэта // Наровчатов С. Берега времени. М., 1976;
Коробов В. Николай Старшинов: Литературный портрет. М., 1985.
М.Ф.Пьяных
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|