Старшинов Николай Константинович [06.12.1924-05.02.1998]

Старшинов Николай Константинович
       [6.12.1924, Москва — 5.2.1998, Москва]
       — поэт.
       В 1942 со школьной скамьи ушел в армию, воевал на Западном фронте, был помощником командира пулеметного взвода, редактировал боевой листок. Первые стихи опубликовал во фронтовой печати. В авг. 1943 был тяжело ранен в боях под Спас-Деменском, в 1944, после демобилизации поступил в Литературный институт им. М.Горького. В 1947 в журнале «Октябрь» была опубликована поэма Старшинов «Гвардии рядовой», а в 1951 у него вышла первая книга стихов «Друзьям», за которой последовали: «В нашем общежитии» (1954), «Солдатская юность» (1956), «Песня света» (1959), «Лирика» (1962), «Веселый пессимист» (1963), «Протока» (1966), «Проводы», «Улыбнитесь, пожалуйста!» (обе — 1967), «Зеленый вечер» (1972), «Осинник» (1973), «Ракеты зеленый огонь» (1975), «Ранний час» (1977), «Милая мельница» (1978), «Твое имя» (1980), «Милости земли» (1981), «Мое время» (1984), «Любить и жить», «Река любви» (обе — 1986), «Я с тобою говорю», «Город моей любви» (обе — 1987) и др.
       Старшинов переводит украинских, белорусских, литовских и чувашских поэтов, в 1979 им издана книга переводов «Поле жизни». Ему принадлежат книги о поэзии и писателях: «Памятный урок» (1980), «Дорога к читателю» (1985), «Планета "Юлия Друнина", или История одного самоубийства» (1994), «Лица, лики и личины: Литературные мемуары» (1994). В 1968 вышел его сборник рассказов «Белый камень», а в 1990 — сборник стихов, рассказов и очерков «Моя любовь и страсть — рыбалка». Частушки, собранные Старшиновым, вошли в сборник «Частушки с картинками» (Тверь, 1991), «Ой, Семеновна!..», «Разрешите вас потешить» (оба — 1992), «Самоцветная частушка» (1992; сюда вошли также частушки из собраний поэтов В.Бокова, Н.Красновой, Т.Смертиной, В.Коротаева, В.Смирнова, А.Боброва) и «Русские частушки» (1993). Старшинов был редактором альманах «Поэзия»; он сумел объединить многие поэтические силы вокруг этого издания. Будучи москвичом, Старшинов значительную часть своего детства и отрочества провел в с.Рахманово, неподалеку от Загорска, которое для него на всю жизнь стало своим, «нашим селом». Уже в 1966, обращаясь к другу детства Петру Семёнову, поэт писал: «А правда, мне в деревне бы родиться,— /Я к ней привязан с малых самых лет. / Родиться, / По-крестьянски утвердиться, / Чтобы познать всю тьму ее и свет. / Чтоб волшебство ее простого слова / Впитать мне с материнским молоком. / Чтоб понимать, о чем это корова / Так откровенно говорит с телком». Однако и не являясь деревенским по рождению, Старшинов полюбил деревню, «как любят мать», и она в свою очередь многое дала ему. Дала главное: тонкое чувство природы, знание крестьянской души и повседневной жизни, влюбленность в народную речь — разговорную и песенную, обострила способность поэтически воспринимать мир. О пробуждении поэтического восприятия мира Старшинов рассказал в стихотворении «Рассвет» (1971). Здесь он вспоминает, как мальчиком босиком (эта деталь характерна для предвоенного крестьянского быта) отправляется в лес, где встречает рассвет, который помог ему поэтически увидеть мир и запомнился до конца жизни: «Из далека туманного, / Из невысоких мест / Вижу мое Рахманово — / Крыши, церковный крест. / Вот и они скрываются — / Прячет меня овраг. / Многое забывается, / Этот рассвет — никак! / Я разобраться пробую: / Чем он милей всего? / Ну ничего особого. / Попросту ничего! / Что же им сердце полнится, / Светом его лучась?.. / ...Знаю, он мне припомнится / Даже в последний час. / Пашню увижу заново, / Ельник рассветный, / Гать. / Крыши и крест — Рахманово! / И на крылечке — мать...»
       Теме совр. деревни посвящена и поэма «Милая мельница» (1972), написанная с учетом традиций тех поэтов, которые знали и любили деревню: Некрасова, Есенина и Твардовского. Старая мельница заменяет крестьянам многое: «Ты и чайная, и пивная, / Суд народный и сельский клуб». Тема деревни перерастает у Старшинова в общенациональный план, становится темой России. Поэт озабочен судьбой родины: «Ну хорошо ли, если мать / Уж так изменится, что сыну, / Что даже сыну не узнать?» («Она меняется с годами...», 1970). В судьбах людей, так или иначе связанных с мельницей, есть отсвет и военных лет, и характерных особенностей совр. деревенской жизни. Для характеристик своих героев и особенно героинь Старшинова, вслед за Некрасовым и Твардовским, широко использует песенное народное творчество.
       В поэзии Старшинов все выглядит обычным, непритязательным, традиционным: и стих, и образные средства, и герои, включая лирического, но все это обычное отмечено особым благородством, неповторимостью нравственно-эстетического восприятия поэта. Эта неповторимость сказалась и в любовной лирике Старшинова, в частности в «Стихах о бывшей любви».

Соч.:
       Иду на свидание: стихи, поэмы / предисл. В.Дементьева. М., 1969;
       Избранное: стихотворения и поэмы / предисл. А.Туркова. М., 1980;
       Избранные произведения: в 2 т. М., 1989.

Лит.:
       Пуцыло Б. Соединяющая сердца // Москва. 1967. №4;
       Дементьев В. Помноженный на сотни голосов // Дементьев В. Огненный мост. М., 1970;
       Гурков А. «Золото, золото, сердце народное» // Турков А. Открытое время. М., 1975;
       Храмов Е. Как будто с усмешкой // Литературное обозрение. 1975. №2;
       Шевелев Н. Поэзия мужества // Москва. 1975. №5;
       Наровчатов С. Путь поэта // Наровчатов С. Берега времени. М., 1976;
       Коробов В. Николай Старшинов: Литературный портрет. М., 1985.

М.Ф.Пьяных

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:40:20 UTC