Гор Гдалий Самойлович [28.01.1907-06.01.1981]

Гор Геннадий (настоящее имя Гдалий) Самойлович
       [15(28).1.1907, г. Верхнеудинск Иркутской обл.— 6.1.1981, Ленинград]
       — прозаик.
       Родился в семье ссыльного. Воспитывался в основном у родственников.
       В 1923 приехал в Петроград. Окончил историко-лингвистический факультет ЛГУ (1930).
       В 1925 Гор становится членом входившей в РАПП литературной группы «Смена», ядро которой составляли В.Друзин, О.Берггольц, Б.Корнилов, Л.Рахманов.
       К 1925 относятся и первые публикации Гора. С самого начала Гор формировался как писатель интеллектуального склада, которого в равной степени интересовали литература, живопись, философия, естественные науки. Гор учился литературному мастерству у классиков и у своих старших современников: Ю.Тынянова, В.Шкловского, В.Каверина. Он высоко ценит парадоксальное творчество обэриутов, входит в немногочисленный круг знакомых Л.Добычина. В живописи Гор привлекают полотна П.Филонова, К.Петрова-Водкина, М.Шагала и др. представителей русского авангарда.
       В 1933 вышла в свет написанная совместно с Л.Рахмановым книга «Студенческие повести». Озорной и веселый тон этих повестеи не помешал соавторам поднять целый ряд актуальных и острых вопросов студенческой жизни.
       В 1933 Гор опубликовал сборник уже только собственных рассказов под названием «Живопись». Критика в целом положительно встретила новую работу писателя, отметив при этом склонность писателя к «вычурному» языку и некоторую экстравагантность формы его рассказов. Как видно из названия сб., основная тема рассказов Гора — это живопись и ее место в жизни человека. Трагедию честного художника в мире буржуазных ценностей показывает писатель в рассказе «Слава». Пародийно и комично выглядит фигура художника Широкомыслова, который смысл живописи видит в простом копировании действительности («Стакан»). Гор убежден, что настоящее искусство способно спасти человека, активно вмешаться и изменить его нравственную сущность («Вмешательство живописи»). В рассказах Гор много неожиданных превращений, метаморфоз. Ирония, гротеск, притчеобразность — отличительные черты ранней прозы писателя.
       К середине 1930-х заметно меняются темы и стиль произведений Гора. Материалом для его новой прозы послужили этнографические экспедиции в Сибирь, совершенные под влиянием идей Штернберга и Богораза. Повести «Ланжеро», «Неси меня, река», (1938), «Синее озеро» (1939), сб. рассказов «Большие пихтовые леса» (1940) носят черты глубокого изучения фольклора жизни народов Севера. Для этого периода творчества писателя характерна попытка синтеза между логикой строгого научного мышления и логикой искусства. Точность наблюдений сочетаются у Гора с тонким лиризмом в раскрытии мира природы и духовной жизни личности. Умение смотреть на мир глазами ребенка («Большие пихтовые леса») или первобытного человека («Ланжеро»), передать их мысли и чувства позволяют художнику показать картину бытия с неожиданной стороны. В документальной повести «Панков» (1940) Гор делится своими размышлениями о живописи ненецкого художника Панкова, который обладает способностью делать «видимым, почти осязаемым мир незнакомых нам представлений и эмоций» (Звезда. 1966. №6. С.199). По мысли Гора, живопись Панкова способна разомкнуть пространство и время, благодаря чему зритель переходит из одного тысячелетия в другое. Важной вехой в творческой эволюции писателя было знакомство с книгой академика В.И.Вернадского «Биосфера», укрепившей Гора в убеждении, «что без единства человека с природой невозможна ни настоящая полноценная жизнь, ни настоящее творчество» (Пять углов. С. 287).
       После повести «Дом на Моховой» (1945), посвященной событиям Великой Отечественной войны, писатель обращается к изображению жизни научной, университетской среды. Герои его романов и повестей 1940-50-х — ученые, аспиранты, студенты. Гор вводит читателя в атмосферу острых дискуссий, научного поиска, где решаются проблемы возникновения языка, происхождения человека. Их волнуют тайны мироздания. Писатель входит во все тонкости научной деятельности своих персонажей, раскрывает их образы не только на фоне профессиональной деятельности, но и в дружеских, общественных связях. Нравственный кодекс ученого, нормы общественного поведения важны для Гора не менее, чем проблемы собственно науки. Писатель обличает карьеризм, цинизм, приспособленчество. Ради карьеры порывает с настоящей наукой талантливый ученый Модестов («Однофамилец», 1956). Присваивает труд своего учителя и по существу предает его бездарный аспирант Степанов («Ошибка профессора Орочева», 1955). Сложно и драматично складываются судьбы ученых в романе «Университетская набережная» (1959).
       В 1960-е Гор плодотворно работает в жанре научной фантастики. В это время одна за другой появляются такие повести, как «Докучливый собеседник» (1961), «Странник и время», «Кумби», (1963), «Гости с Уазы» (1963), «Мальчик» (1964), «Синее окно Феокрита» (1967) и др. Несмотря на присутствие в этих произведениях Гора привычного для научной фантастики антуража (путешествия во времени и пространстве, думающие роботы, космические путешествия, достижение бессмертия), в критике не раз подчеркивалась принципиальная неизменяемость его творчества, вариативность сквозных тем. Постепенно писатель отказывается от мотивировок, связанных с той или иной научной гипотезой. Чудесное, фантастическое становится основным сюжетообразующим принципом в творчестве Гор. Логика мифа господствует в романе Гор «Изваяние» (1972). Роман построен как путешествие героя во времени, действие переносится из белогвардейской тюрьмы в далекое будущее, затем в Ленинград 1930-х. Разрозненные сюжетные линии сводятся в единый центр благодаря фантастическому образу Офелии, способной превращаться в картину, в музу, в изваяние. Офелия — это метафора, соединяющая человека с природой и искусством. В романе «Изваяние» ярко проявились черты, характерные для философской фантастики Гора: глобальность проблематики, стремление интегрировать в единой системе современные научные достижения, философские и художественные представления, постановка острых моральных и социальных проблем. В повести «Геометрический лес» фантастика и реальность взаимо-проницаемы, они объединены логикой искусства. Главный герой — художник написал картину «Лес», через которую он может попадать в иное измерение. По проблематике эта повесть связана с ранним творчеством писателя (противопоставление поэзии творчества и пошлой бездуховности). Гор ставит под сомнение формы современной цивилизации, утратившей представление о поэтических началах жизни. Объединяющим началом служит тема живописи для повестей «Деревянная квитанция», «Картины», «Рисунок Дароткана» (1972), «Пять углов» (1977). Отличительной чертой позднего творчества Гора становится автобиографизм.
       В 1970-е Гор пишет литературно-критические эссе о творчестве Зощенко, Пришвина, Грина, публикует яркие и живые воспоминания о литературной и художественной жизни Ленинграда 1920-х.
       С 1967 по 1980 входил в редколлегию журнала «Нева», много работал с молодыми писателями.

Соч.:
       Повести. Рассказы / в ступ, статья А.Дымшица. Л., 1958;
       Повести и рассказы / вступ. статья Л.Плоткина. Л., 1973;
       Фантастические повести и рассказы. Л., 1970;
       Геометрический лес: Повести и рассказы. Л., 1975;
       Волшебная дорога: Роман, повести, рассказы. Л., 1978;
       Пять углов: повести, эссе. Л., 1983.

Лит.:
       Эвентов И. Конец «Факультета чудаков» // Резец. 1935. №24;
       Гутнер М. В поисках стиля // Литературный современник. 1936. №11;
       Дымшиц А. Мысли вслух: Полемические заметки // Резец. 1939. №11-12;
       Хмельницкая Т. Свежесть мира: О творчестве Гора // Звезда. 1939. №7-8;
       Амстердам А. Об уважении к жизни и о повестях Геннадия Гора // Звезда. 1947. №7;
       Вальдман Э. О «кибернетических» повестях Геннадия Гора // Новый мир. 1963. №7;
       Урбан А. Писатель и проблемы // Звезда. 1967. №2;
       Урбан А. Патетическая фантастика // Аврора. 1974. №10;
       Лурье С. Правда вымысла: О прозе Геннадия Гора // Нева. 1980. №3.

А.Р.Петров

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:30 UTC