|
Кирсанов Семён Исаакович
[5(18).9.1906, Одесса - 10.12.1972, Москва]
— поэт.
Родился в семье портного. Учился в гимназии, затем на филологическом факультете
Одесского института народного образования. Первые публикации — стихи «Летчики»,
«Водолаз» и др. в 1922-23 в одесских газетах. «Известия», «Моряк», «Станок».
Стал последователем В.Маяковского после встречи с ним в Одессе (1924), где
работал ответственным секретарем редакции журнала «Юголеф».
Первый сборник стихов «Прицел» издал в 1926 после переезда в Москву. Печатался
в журнале «ЛЕФ», выступал вместе с Маяковским в поездках по стране. За 4 года
издал 6 книг — «Опыты», «Зимние картинки» (1927), «Моя именинная», «Разговор с
Фурмановым» (1928), «Последний современник», «Слово предоставляется Кирсанову»
(1930). «В утренние мои годы меня влекли к себе не только подмостки митинговых
аудиторий, но и арена цирка, где хотелось перелетать с трапеции на трапецию
головокружительных рифм. Я искал слова быстрого и точного, отважно пробегающего
по канату темы» (Искания. М., 1968. С.5).
С начала 1930-х Кирсанов обращается к стихотворной публицистике — сборники
«Строки стройки» (1930), «Стихи в строю» (1932), поэма «Пятилетка» (1932) и др.
Сотрудничает в заводских и центральных газетах, ездит по стране.
В 1936 участвует в коллективной поездке советских поэтов по странам Европы,
пишет цикл стихов о Франции («Начало парижской драмы» и др.).
С середины 1930-х в поэзии Кирсанова усиливается лирическая тема — сборники
«Мыс желания» (1938), «Поэма поэтов» (1939). «Твоя поэма» посвящена утрате
любимого человека. Перед войной пишет аллегорическую поэму «Война — чуме!».
В начальный период Великой Отечественной войны Кирсанов принял участие в
организации «Окон ТАСС». Затем работал корреспондентом военных газет пяти
фронтов. В автобиографии вспоминал: «Войну я провел во фронтовых редакциях, ее
первый месяц в горящем Новгороде, выбирался с редакцией из окружения через
разрушенный Чернигов, был на Карельском фронте, на болотных рубежах
Калининского фронта...» (Советские писатели. Автобиографии: в 2 т. М., 1959.
Т.1. С.570). В газете «Красная звезда», затем в газете Центрального фронта «В
бой за Родину» публиковал репортажи с фронта, в 1942 в газете «Вперед на врага»
напечатал «Поэму фронта».
В статье «Певец нашей родины» (Комсомольская правда, 1943. 20 июля) Кирсанов
писал об огромном агитационном воздействии поэзии В.Маяковского и сам стремился
продолжать традиции своего учителя. Стихотворная сатира и главы раешника
Кирсанова «Заветное слово Фомы Смыслова» печатались во многих фронтовых
газетах, распространялись листовками и массовыми тиражами.
В 1943 было выпущено отдельным изданием «Заветного слова Фомы Смыслова». О нем
Кирсанов говорил: «...ни на одну свою вещь я не потратил столько труда. Я
утверждаю, что вложил в нее все свое мастерство» (цит. по: Самойленко Г.
Стихотворная сатира и юмор в период Великой Отечественной войны. Киев, 1977.
С.126).
Послевоенное время характерно творческим подходом к новым темам, к новым
сюжетам. В поэме «Александр Матросов» (1946) биография героя воспроизводится с
детальностью, прежде автору не свойственной. Героический поступок вырастает до
масштабов широкого обобщения — бросаясь на амбразуру, герой стремится прикрыть
собой всю страну.
Еще до войны Кирсанов создавал поэмы на социально-исторические и философские
темы: «Золотой век», «Товарищ Маркс» (обе — 1933), «Поэма о Роботе» (1935),
«Золушка» (1936), «Война - чуме!» (1937), «Ночь под Новый Век» (1940) и др.
Характерны для Кирсанова также сюжетно-стихотворные повести: «Письма» (1930),
«Поэма фронта» (1941). В послевоенные годы происходит развитие собственных
традиций, в историко-философском плане написана поэма «Небо над Родиной»
(1945-47), здесь от реальности автор идет к сказке, к фантасмагории.
Поэма «Макар Мазай» (1947-50) написана в традиции сюжетно-стихотворной повести,
в стихотворное повествование вводится описание производственных процессов. В
философском ключе разработаны драматическая поэма «Небо над Родиной» и поэма
«Эдем», в них автор обращается к философским мотивам творчества Гёте и Шелли. В
поэме «Вершина» (1952-54) сюжет о достижении памирской вершины становится
осмыслением дороги к вершинам нравственным, духовным.
Этапными в послевоенном развитии поэта стали циклы: «Этот мир» (1945-56), «Под
одним небом» (1960-62), книга «Ленинградская тетрадь» (1957-60), поэма «Семь
дней недели» (1956). Послевоенное творчество Кирсанов анализируется в статьях
П.Антокольского «На подступах к трагедии» (Литературная газета 1947. 13 дек.),
3.Кедриной «О простоте и народности» (Литературная газета. 1950. 19 окт.) и др.
Интересные страницы посвящены Кирсанову в книгах «На литературные темы»
К.Симонова (1956), «Поэты и время» П.Антокольского (1957).
Кирсанов перевел стихи более 50 советских и зарубежных поэтов, в 1974 издан
сборник его переводов «Вечерняя жатва». Основные творческие силы были отданы
жанру поэмы, разрабатываемому экспериментально-разнообразно. В поэме «Однажды
завтра» (1964) сегодняшний день анализируется с позиции будущего; в поэме
«Зеркала» (1965-68) фантазия используется для постижения правды; в
драматической поэме «Дельфиниада» (1971) автор увлекает читателя в глубь моря,
знакомит с дельфинами, их историей, философски развертывает тему природы.
Неоднократно издавались однотомники и двухтомники избранных произведений
Кирсанова, путь плодотворных творческих поисков подытожила книга «Стихотворения
и поэмы» (1972). «Ученик и соратник Маяковского, Семён Кирсанов занял в поэзии
свое особое место. Это шахматист слова. О чем бы ни писал Кирсанов, слово в его
руках играет солнечными "зайчиками", отливает радугой, живет, дышит, трепещет»
(Сельвинский И. Я буду говорить о стихах. М., 1973. С.150).
Соч.:
СС. в 4 т. М., 1974-76;
Сочинения в 2 т. М., 1954;
Избранные произведения: в 2 т. М., 1961;
Лирика военных лет. М., 1985;
«Бандера роха» и другие стихи // Бессмертен подвиг ваш. М, 1986. С.31-35,
117-119, 172-174;
Семь дней недели: поэма // Оттепель. М., 1989 С.299-321;
Сон во сне: Стихотворение // Антология русского верлибра. М., 1991. С.250-251;
Я жив [и др. стихи] // Гимн любви. М., 1991. Т.I. С.347-349;
Циркач смеха. М., 2000
Лит.:
Гринберг И. Труд и вдохновенье. М., 1983. С.214-233;
Минералов Ю. Поэзия. Поэтика. Поэт. М., 1984;
Ваншенкин К Поиски себя: Воспоминания. Заметки, записи. М., 1985. С.110-119;
Оганесян А. «Я, в сущности, мичуринец...» О словотворчестве поэта С.Кирсанова
// Русская речь. 1988. №3;
Эволюция художественных форм и творчество писателя. Алма-Ата, 1989. С.74-83;
Ловарцов С. «Мы старые поэты» // Вопросы лит-ры. 2002. Вып.3.
Р.В.Шошин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|