|
Грин Александр (настоящее имя Александр Степанович Гриневский)
[11(23).5.1880, г. Слободской Вятской губ.— 8.7.1932, г. Старый Крым]
— прозаик.
Детство и юность Грин провел в Вятке. Отец Грин, польский дворянин, оказался в
Вятской губ. после ссылки за причастность к польскому восстанию 1863; работал
помощником управляющего пивным заводом, бухгалтером в земской больнице. Мать
происходила из мещан; умерла в 1893, когда Грину было 12 лет. Воспитанием Грина
занимались мало, однако начальное образование он получил дома. Отношения с
родителями были напряженными. Грин учился в Вятском земском реальном училище,
хорошо успевая по гуманитарным предметам и не успевая по точным наукам. Из
этого заведения Грин был исключен за нарушение дисциплины (за «стихотворный
пасквиль на учителя», подражание пушкинскому «Собранию насекомых»);
впоследствии его приняли лишь в не отличающееся завидной репутацией Вятское
городское училище. Грин рано начал читать, его любимыми авторами стали Майн
Рид, Густав Эмар, Жюль Верн, Луи Жакольо. Однако Грину была знакома и
классическая русская литература, особое впечатление произвела на Грина «Моя
жизнь» А.П.Чехова.
В 16 лет Грин оставил дом с намерением стать моряком и посвятить себя
путешествиям; перепробовал много занятий: был матросом, писцом, банщиком,
членом рыбацкой артели, дровосеком, сплавщиком, работал на уральских
золотоносных приисках.
В 1901 Грин отчасти по желанию отца, отчасти по своему собственному желанию
оказался в солдатах — в Пензе, в 213-м Ороварийском резервном батальоне. Однако
жизнь в подчинении не устраивала Грина: скоро он предпринимает неудачную
попытку дезертировать. Ко времени службы относится знакомство Грина с эсерами.
С их помощью Грина снова совершает побег, теперь увенчавшийся успехом. Перейдя
на нелегальное положение, Грин в качестве члена подпольной эсеровской
организации занимается пропагандистской работой среди артиллеристов и матросов
севастопольского гарнизона.
В нояб. 1903 Грин был арестован и просидел 2 года в севастопольской и
феодосийской тюрьмах, неоднократно пытаясь бежать. После освобождения Грин
продолжал участвовать в революционной работе. Дважды — в 1907 и 1910 — был
сослан. После освобождения в 1912 обосновался в Петербурге. Грин встретил
Февральскую революцию 1917 с восторгом.
В 1920 служил по призыву в Красной Армии, в караульном полку, пока не заболел
тифом. Из больницы вышел почти инвалидом; оказался в Петербурге без средств к
существованию. В этой сложной ситуации неоценимую помощь ему оказал М.Горький.
В 1924 Грин переезжает в Крым, живет в Феодосии и в г. Старый Крым.
Начало творческой биографии Грина относится к 1906. Ранние произведения
писателя носили традиционный реалистический характер. Первый рассказ Грина
«Заслуга рядового Пантелеева» (1906), в основе которого лежал сюжет о
подавлении крестьянских беспорядков, был полностью изъят из продажи. Та же
участь постигла и вторую его брошюру — «Слон и Моська» (1906). Постепенно
основным тематическим фоном рассказов Грин становится мотив скуки,
разочарования в жизни и стремление ее изменить. Автоиронией, сомнением в
биографически близком писателю герое окрашены произведения первого сборника
Грина «Шапка-невидимка» (1908), главными персонажами которого являются
социал-революционеры. Первым романтическим произведением Грина принято считать
рассказ «Остров Рено» (1909). Матрос Тарт во время одного из плаваний
оказывается на экзотическом острове. Неожиданное погружение в мир природы
пробуждает в душе Тарта нестерпимую жажду свободы. Стремясь разорвать все связи
с людьми, он отказывается вернуться на корабль; ради сохранения своей
независимости он готов к убийству. Тарт опасен для людей, поступки его
непонятны, и это приводит героя-индивидуалиста к гибели. Проблема свободной
личности навсегда останется важнейшей для Грина. На протяжении всей жизни
писатель будет искать ее решение, если не в реальном мире, то в мире
вымышленном.
В дальнейшем персонажи Грина начнут ощущать необходимость в других людях.
Свобода как условие для сохранения своего «я» — особенно если ради нее
приходится убивать — покажется им «скучной» («На склоне холмов», 1910). Наряду
с рассказами, где мотив разочарования в человеке и мире достигает наивысшей
силы («Окна в лесу», 1909; «Рай», 1909), будут появляться такие произведения,
как «Трагедия плоскогорья Суан» (1912), «Зурбаганский стрелок» (1915), «Ли»
(1916), где прослеживается стремление писателя отыскать образ свободолюбивого и
деятельного героя, не замкнутого на самом себе. Этот поиск приведет Грина к
созданию целого вымышленного мира, в котором его герой мог бы существовать. В
рассказе «Корабли в Лиссе» (1918) впервые воссозданы черты псевдореальной
страны, где будут разворачиваться события многих других гриновских
произведений. Центральный персонаж рассказа Битт-Бой в противоположность героям
ранних произведений Грина приносит удачу и счастье людям; в этом смысле
Битт-Бой оказывается одним из предшественников Грея из феерии «Алые паруса».
Герои «Алых парусов» (1923) Ассоль и Грей принадлежат роду особых людей. Они
обладают даром «иного» видения мира. Их мысли и чувства непонятны окружающим,
как непонятны были поступки Тарта из «Острова Рено». В то же время это новые
герои — исключительные натуры, которым доступно счастье делать чудеса «своими
руками».
В 1920-е Грин начинает писать романы, главным героем которых остается человек,
привносящий в реальный мир идеальное начало. Однако в это время мотивы
разочарования вновь начинают звучать в его творчестве.
В 1923 был опубликован первый роман Грина «Блистающий мир» — в определенном
смысле антитеза феерии «Алые паруса». В основу романа положена прежняя
коллизия: исключительная личность и обыкновенный мир. Незаурядность героя
«Блистающего мира» Друда — человека, умеющего летать, скрыта в его кристально
чистой душе, не знающей честолюбия, жажды власти и собственничества. Но в
отличие от феерии «Алые паруса» «Блистающий мир» лишен оптимистического финала.
Герой, с которым связаны надежды на лучшее, гибнет, и это вызывает сомнение в
возможности достичь идеала.
В 1925 выходит роман «Золотая цепь». Сюжетная ситуация, возникающая в нем,
является своеобразным типологическим продолжением той, которая была
смоделирована Грином в «Алых парусах». К началу действия центральный персонаж
романа Ганувер уже осуществил мечту возлюбленной: подчиняясь законам фантазии,
построил удивительный дом-дворец. Более того, как и в «Алых парусах», в финале
произведения торжествует любовь. Однако по стечению обстоятельств именно это
время становится последним для Ганувера. Трагическому завершению его участи
противостоит только течение жизни (судьбы других персонажей), которая не
останавливается с его уходом.
Роман «Бегущая по волнам» (1928) — одно из самых сложных и семантически
насыщенных произведений писателя. Важнейшим тематическим планом в нем вновь
оказывается мотив неосуществимости мечты. Обретение идеала происходит в лучшем
случае лишь частично, а следовательно, остается иллюзорным. Только художнику
доступна возможность уловить эту иллюзию.
Трагическое мироощущение, поддерживаемое трудными обстоятельствами жизни
писателя — материальной неустроенностью, болезнью и духовной
неудовлетворенностью,— выразилось и в последнем романе Грина, имеющем
символическое название «Дорога никуда» (1930). Его романтический герой «много
мог бы сделать, но в такой стране и среди таких людей, каких, может быть,
нет!». Спустя 2 года после выхода этого произведения Грин скончался.
Дореволюционная критика, за немногим исключением, не признавала таланта Грина,
считая его произведения подражанием зарубежной приключенческой литературе. Грин
главным образом приходилось печататься в малоизвестных изданиях. После
революции Грин часто оставался все так же одинок. Он не признавал литератрной
борьбы, не стремился быть членом какой-либо группировки. Лишь в конце 1930-х
появилось несколько критических статей (К.Зелинского, М.Шагинян,
К.Паустовского), в которых признавалась непреходящая ценность гриновского
наследия. Сложное отношение к Грин давало себя знать и в послевоенные годы, что
отразилось даже в запрете переиздавать его произведения. Однако несмотря на это
романтическое творчество Грин всегда привлекало читателя, подтверждая его
уникальность.
Соч.:
СС: в 6 т. М., 1980.
Лит.:
Воспоминания об Александре Грине. Л., 1972;
Ковский В. Романтический мир Александра Грина. М., 1969;
Паустовский К.Г. Жизнь Александра Грина // Паустовский К.Г. СС: в 8 т. Т.8. М.,
1970;
Михайлова Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество. М., 1980;
Кобзев Н.А. Роман Александра Грина. Кишинев, 1983;
Загвоздкина Т.Е. Жанровая специфика повествования А.Грина // Жанры в
литературном процессе. Вологда, 1986;
Литвинов Е. Некоторые особенности повествования в прозе Александра Грина //
Идейно-художественное многообразие советской литературы 60-80-х годов. М.,
1991;
Изергина Н., Кобзев И. Неизданные автографы А.С.Грина // Крым-90: альм.
Симферополь, 1990;
Козлова Е. А. Метафорическая изобразительность в маринистике К.М.Станюковича и
А.С.Грина // Забытые и второстепенные писатели XVII—XIX веков как явление
европейской культурной жизни. Т.1. Псков, 2002.
В.Ю.Вьюгин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|