|
Кречетов Сергей (настоящее имя Сергей Алексеевич Соколов)
[25.9(7.10).1878, Москва —14.5.1936, Париж]
— поэт, критик, издатель.
Кречетов родился в богатой семье, окончил юридический факультет Московского
университета и был присяжным поверенным. Увлекшись поэзией, стал выступать со
своими стихами; в 1902 появились его первые публикации в журнал «Северные
цветы».
В 1903 Кречетов организовал издательство «Гриф» и начал выпускать альманах под
тем же названием. В альманахе печатались произведения преимущественно молодых,
неизвестных поэтов, в т.ч. и самого Кречетов, но появлялись и стихи таких
признанных мэтров, как К.Бальмонт, В.Брюсов и др.
В 1903-05 вышло 3 номера альм. Еще один, юбилейный, появился в 1914.
Издательство «Гриф» было задумано как пристанище литературной молодежи. В нем
увидели свет первые книги А.Блока («Стихи о Прекрасной Даме», 1905),
В.Ходасевича («Молодость», 1908), М. Волошина («Стихотворения», 1910). Вышли в
нем и оба поэтических сборника Кречетова. Стихи сборника «Алая книга» (1907)
были выдержаны в духе старой романтики; книга оказалась ничем не
примечательной. «Строфы и строки можно переставлять как угодно,— писал А.Блок.—
Некоторое влияние В.Брюсова и А.Белого было слишком внешнее и не помогло автору
"Алой книги" стать поэтом. Оригинальных мыслей, образов и напевов у Сергея
Кречетова совсем нет» (Блок А. СС. М.; Л., 1982. Т.5. С.158). «Стихи "Алой
книги" прежде всего очень громки, а потом очень скучны. Однообразная шумиха
слов, все одни и те же приемы стиха, скудный словарь, сходные выражения и почти
неизменный один размер утомляют читателя после первых страниц»,— отмечал
В.Брюсов в статье «Новые сборники стихов» и выносил суровый приговор поэту:
«Г.Кречетов, быть может, обладает разными талантами, но в поэтическом даре ему
отказано — в этом сомневаться более невозможно» (Весы. 1907. №5).
Вторая книга, выпущенная Кречетовым также в своем издательстве, называлась
«Летучий голландец» (1909). Ей В.Брюсов посвятил уже не несколько абзацев в
обзорной статье, а отдельную рецензию. «За два года <...> г.Кречетов сделал,
бесспорно, значительные успехи в умении писать стихи. Он расширил свой словарь,
овладел разнообразными ритмами, стал больше внимания обращать на звуковую
сторону стиха. <...> Однако и в новой книге г. Кречетова отрицательная сторона
решительно преобладает над положительной». В конце рецензии В.Брюсов был уже не
так категоричен, как при оценке первой книги Кречетова: «Зная, что г. Кречетов
умеет работать, можно надеяться, что он впоследствии овладеет стихом вполне»
(Русская мысль. 1910. №2).
А.Блок тоже написал рецензию на стихи К., в которой отметил, что «вторая книга
его стихов и по строгости выбора и по форме значительно превосходит первую»,
тем не менее подчеркнул: «Надо признать, что он любит мир поэзии вообще, и
любит его по-настоящему, заветной любовью. Если он не поэт, то у него есть
заветное в искусстве» (СС. Т.5. С.653).
У Кречетов хватило мужества и художественного чутья осознать свое истинное
место в поэзии, и хотя ничто не мешало ему издавать свои произведения в
собственном издательстве, он предпочел целое десятилетие стихов не писать, а в
«Грифе» выпускать книги А.Белого, Ф.Сологуба, В.Брюсова, К.Бальмонта, А.
Толстого, И.Северянина.
Помимо издательской деятельности Кречетов был редактором литературной части
журнале «Искусство», организатором и руководителем журнала «Золотое руно»,
выпускал собственный журнал «Перевал», заведовал литературной частью газеты
«Час», вел критические обзоры в газете «Утро России», по-прежнему уделяя много
внимания молодым поэтам, поддержав, в частности, ранние книги Н.Клюева («Сосен
перезвон»), И.Эренбурга («Я живу» и «Одуванчики») и других авторов. В истории
литературы начала XX в. имя Кречетова прошло через творческую судьбу многих
поэтов.
С началом Первой мировой войны Кречетов прекратил деятельность своего
издательства и ушел на фронт. Вскоре вышла книга его очерков «С железом в
руках, с крестом в сердце. Записки прапорщика» (1915). В том же году он был
ранен и попал в плен, откуда вернулся только в 1918 после заключения Брестского
мира. Не приняв Октябрьскую революцию, Кречетов почти сразу по возвращении на
родину уехал на юг, вступил в ряды Добровольческой армии и стал одним из
идеологов Белого движения.
В 1920 Кречетов эмигрировал в Париж, где в изданном Комитетом помощи русским
литераторам и ученым альманахе «Русский сборник» опубликовал стихотворение
«Литовские парки».
В 1922 Кречетов перебрался в тогдашнюю столицу русского литературного зарубежья
— Берлин. Там он руководил журналом «Русская правда», организовал свое
издательство «Медный всадник» и альманах, под таким же названием. Альманах
вышел лишь единожды, и в нем Кречетов опубликовал свой рассказ «Командарм»
(1923), а в издательстве вышла третья и последняя поэтическая книга Кречетова
«Железный перстень» (1924).
В последние годы жизни Кречетов литературной активности не проявлял.
В 1925 было опубликовано одно из последних его стихотворений «За ранней
обедней», в 1926 — литературные воспоминания. После прихода к власти фашистов
Кречетов покинул Германию и поселился в Париже. Там он и скончался. В.Ходасевич
в газете «Возрождение» посвятил ему некролог-воспоминание «Памяти Сергея
Кречетова».
Соч.:
Переписка с А.Блоком // ЛН. М., 1980. Т.92. Кн.1.
Лит.:
Белый А. Начало века. М.; Л., 1933;
Белый А. Между двух революций. Л., 1934;
Лавров А. Перевал // Русская литература и журналистика начала XX в. 1905-1917.
М., 1984. С.174-190;
Петровская Н. Воспоминания // Минувшее. М., 1992. Вып.8.
В.В.Попов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|