Кречетов Сергей [07.10.1878-14.05.1936]

Кречетов Сергей (настоящее имя Сергей Алексеевич Соколов)
       [25.9(7.10).1878, Москва —14.5.1936, Париж]
       — поэт, критик, издатель.
       Кречетов родился в богатой семье, окончил юридический факультет Московского университета и был присяжным поверенным. Увлекшись поэзией, стал выступать со своими стихами; в 1902 появились его первые публикации в журнал «Северные цветы».
       В 1903 Кречетов организовал издательство «Гриф» и начал выпускать альманах под тем же названием. В альманахе печатались произведения преимущественно молодых, неизвестных поэтов, в т.ч. и самого Кречетов, но появлялись и стихи таких признанных мэтров, как К.Бальмонт, В.Брюсов и др.
       В 1903-05 вышло 3 номера альм. Еще один, юбилейный, появился в 1914.
       Издательство «Гриф» было задумано как пристанище литературной молодежи. В нем увидели свет первые книги А.Блока («Стихи о Прекрасной Даме», 1905), В.Ходасевича («Молодость», 1908), М. Волошина («Стихотворения», 1910). Вышли в нем и оба поэтических сборника Кречетова. Стихи сборника «Алая книга» (1907) были выдержаны в духе старой романтики; книга оказалась ничем не примечательной. «Строфы и строки можно переставлять как угодно,— писал А.Блок.— Некоторое влияние В.Брюсова и А.Белого было слишком внешнее и не помогло автору "Алой книги" стать поэтом. Оригинальных мыслей, образов и напевов у Сергея Кречетова совсем нет» (Блок А. СС. М.; Л., 1982. Т.5. С.158). «Стихи "Алой книги" прежде всего очень громки, а потом очень скучны. Однообразная шумиха слов, все одни и те же приемы стиха, скудный словарь, сходные выражения и почти неизменный один размер утомляют читателя после первых страниц»,— отмечал В.Брюсов в статье «Новые сборники стихов» и выносил суровый приговор поэту: «Г.Кречетов, быть может, обладает разными талантами, но в поэтическом даре ему отказано — в этом сомневаться более невозможно» (Весы. 1907. №5).
       Вторая книга, выпущенная Кречетовым также в своем издательстве, называлась «Летучий голландец» (1909). Ей В.Брюсов посвятил уже не несколько абзацев в обзорной статье, а отдельную рецензию. «За два года <...> г.Кречетов сделал, бесспорно, значительные успехи в умении писать стихи. Он расширил свой словарь, овладел разнообразными ритмами, стал больше внимания обращать на звуковую сторону стиха. <...> Однако и в новой книге г. Кречетова отрицательная сторона решительно преобладает над положительной». В конце рецензии В.Брюсов был уже не так категоричен, как при оценке первой книги Кречетова: «Зная, что г. Кречетов умеет работать, можно надеяться, что он впоследствии овладеет стихом вполне» (Русская мысль. 1910. №2).
       А.Блок тоже написал рецензию на стихи К., в которой отметил, что «вторая книга его стихов и по строгости выбора и по форме значительно превосходит первую», тем не менее подчеркнул: «Надо признать, что он любит мир поэзии вообще, и любит его по-настоящему, заветной любовью. Если он не поэт, то у него есть заветное в искусстве» (СС. Т.5. С.653).
       У Кречетов хватило мужества и художественного чутья осознать свое истинное место в поэзии, и хотя ничто не мешало ему издавать свои произведения в собственном издательстве, он предпочел целое десятилетие стихов не писать, а в «Грифе» выпускать книги А.Белого, Ф.Сологуба, В.Брюсова, К.Бальмонта, А. Толстого, И.Северянина.
       Помимо издательской деятельности Кречетов был редактором литературной части журнале «Искусство», организатором и руководителем журнала «Золотое руно», выпускал собственный журнал «Перевал», заведовал литературной частью газеты «Час», вел критические обзоры в газете «Утро России», по-прежнему уделяя много внимания молодым поэтам, поддержав, в частности, ранние книги Н.Клюева («Сосен перезвон»), И.Эренбурга («Я живу» и «Одуванчики») и других авторов. В истории литературы начала XX в. имя Кречетова прошло через творческую судьбу многих поэтов.
       С началом Первой мировой войны Кречетов прекратил деятельность своего издательства и ушел на фронт. Вскоре вышла книга его очерков «С железом в руках, с крестом в сердце. Записки прапорщика» (1915). В том же году он был ранен и попал в плен, откуда вернулся только в 1918 после заключения Брестского мира. Не приняв Октябрьскую революцию, Кречетов почти сразу по возвращении на родину уехал на юг, вступил в ряды Добровольческой армии и стал одним из идеологов Белого движения.
       В 1920 Кречетов эмигрировал в Париж, где в изданном Комитетом помощи русским литераторам и ученым альманахе «Русский сборник» опубликовал стихотворение «Литовские парки».
       В 1922 Кречетов перебрался в тогдашнюю столицу русского литературного зарубежья — Берлин. Там он руководил журналом «Русская правда», организовал свое издательство «Медный всадник» и альманах, под таким же названием. Альманах вышел лишь единожды, и в нем Кречетов опубликовал свой рассказ «Командарм» (1923), а в издательстве вышла третья и последняя поэтическая книга Кречетова «Железный перстень» (1924).
       В последние годы жизни Кречетов литературной активности не проявлял.
       В 1925 было опубликовано одно из последних его стихотворений «За ранней обедней», в 1926 — литературные воспоминания. После прихода к власти фашистов Кречетов покинул Германию и поселился в Париже. Там он и скончался. В.Ходасевич в газете «Возрождение» посвятил ему некролог-воспоминание «Памяти Сергея Кречетова».

Соч.:
       Переписка с А.Блоком // ЛН. М., 1980. Т.92. Кн.1.

Лит.:
       Белый А. Начало века. М.; Л., 1933;
       Белый А. Между двух революций. Л., 1934;
       Лавров А. Перевал // Русская литература и журналистика начала XX в. 1905-1917. М., 1984. С.174-190;
       Петровская Н. Воспоминания // Минувшее. М., 1992. Вып.8.

В.В.Попов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:30 UTC