|
Казначеев Сергей Михайлович (псевдонимы С.Пещеров, С.Шатурин)
[19.3.1958, с. Ундоры Ульяновского р-на Ульяновской обл.]
— прозаик, критик, поэт, публицист.
Отец — монтер связи, мать — учительница русского языка и литературы. После окончания Ундоровской средней школы работал в ней же библиотекарем, затем служил в армии.
В 1978 поступил в Литературный институт им. А.М.Горького, в семинар прозы А.А.Проханова. Работал уборщиком, грузчиком, дворником, корреспондентом, рецензентом.
С 1990 — член редколлегии журнала «Московский вестник».
Печататься в газетах начал еще в школьные годы, активно сотрудничал с армейской прессой, но литературным дебютом Казначеев можно считать очерк «Хата не с краю», опубликованный в газете «Правда» (1981. 17 янв.).
В 1989 в «Молодой гвардии» выходит первая книга Казначеева — документально-художественная повесть «Незавершенные уроки», посвященная личности выдающегося педагога-новатора А.Ф.Пазухина.
Рассказы, эссе и очерки Казначеев печатались в журнале «Литературная учеба», «Московский вестник», «Москва», «Наш современник», «Лепта», «Пограничник», «Народное образование», «Проза»; в газете «Труд», «День», «Литературная газета», «Независимая газета», «НГ Ex libris», «Учительская газета», «Литературная Россия», «Московский литератор», «Община» (Кишинев) и др.; во многих сборниках и альманахах.
В 1996 Казначеев защитил кандидатскую диссертацию на тему «Австрийская идея в романе Р.Музиля "Человек без свойств"», с 1997 преподает в Литературном институте им. А.М.Горького.
Проза Казначеева находится на стыке традиционной реалистической литературы и новых художественных веяний. Его герой, как правило, пребывает в промежуточном состоянии между деревней и городом, реальностью и бредом, спокойствием и кошмаром.
Вл.Гусев заметил, что Казначеев принадлежит к типу универсального литератора, который может работать в самых разнообразных жанрах, видах и даже родах литературы: «Конечно, он не чужд и "эксперимента" ("Странная проза" и др.), но яблоки у него — это яблоки, с их красотой и тайной, рыбалка — это рыбалка, с тайной воды и ловли ("Осенняя рыбалка"), и даже могила это именно земля, могила, с ее не только откровенно потусторонней, но и реально земной тайной ("Спрыгни первым в свежую могилу")...» (Гусев В.— С.5).
Стихам Казначеева свойственно ярко выраженное лирическое, суггестивное начало, но Казначееву не чужд также и гражданской, и иронической поэзии: «Свобода расправила крылья, / Оружие сдали войска, / И близится рог изобилья!.. / А, впрочем, какая тоска!..» (Планида. С.41).
В 1997 вышел стихотворный буклет Казначеев «Утопия», в 2002 — сборник избранной прозы «Записки советского миллионера». В центре внимания Казначеева — образ современника, находящегося на распутье. Раздвоенность человеческого сознания, внутренняя неудовлетворенность, трагизм бесповоротно изменяющегося мира — все это составляет эмоциональный настрой рассказов и повестей Казначеева.
Казначеев с трепетом взирает на красоту и стройность мира природы: «он начал различать растительность, многоярусно расположенную над ним,— сначала ажурно-салатные, нависшие над самым его лицом елочки папоротника, потом розово-фиолетовые венички Иван-чая, над ними круглолистый, раскидистый куст лещины с молоденькими млечногорькими, если раскусить, только снизу заметными орешками в манжетах чашелистиков» (Записки советского миллионера. С.151-152).
В конце XX в. Казначеев выступил одним из инициаторов проведения трех писательских конференций под общим названием «Новый реализм», на которых выступал с докладами и сообщениями. Критические выступления Казначеев неоднократно вызывали печатные отклики литераторов самых разных направлений, в полемике с ним участвовали В.Бондаренко, Л.Баранова-Гонченко, П.Басинский, О.Павлов, К.Кокшенева и др.
Сборник стихотворений Казначеев «Планида» (2003) подвел предварительные итоги многолетней поэтической работы. Сборник состоит из четырех разделов: «Провинция», «Утопия», «Аритмия» и «Иллюзия», в каждом из которых поэт на разных уровнях миропостижения анализирует судьбы мира и человека на рубеже веков и тысячелетий.
Казначеев — лауреат премий журнала «Литературная учеба» — за лучший дебют года (1986) — и «Золотое перо Московии» (2001). Член Совета по прозе при СП России, обозреватель «Литературная газета». Живет в г.Дзержинском Московской обл.
Соч.:
Проза; Незавершенные уроки. М., 1989;
Мертвая река. Таракан. Рассказы // Московский вестник. 1993. №3-4;
Горные вершины // Лепта. 1997. №38;
Штрейфлинг// Наш современник. 1999. №9;
Записки советского миллионера. М., 2002. Поэзия: Утопия. М., 1997;
Планида. Кишинев, 2003.
Критика: Новые реалии — новый реализм. // Материалы конференции «Новый реализм». М., 1997;
Новый реализм: вчера и сегодня // Материалы конференции «Новый реализм-III». М., 2000;
Апология литературоцентризма: Сб. критических и публицистических статей. М., 2000;
Мы пришли в этот храм зарыдать... Проблема веры в современной русской поэзии // Литературная учеба, 2002. №6;
«Вот видишь: две разные Леты... Категории пространства и времени в эстетике и самосознании эмигрантской литературы»: [Выступление на конференции «Картина мира и человека в литературе и мысли русской эмиграции»]. Краков: Изд-во Ягеллонского университета, 2003;
На огненном кресте // Академия поэзии. М., 2004.
Лит.:
Иванова Т. Непомерно новое дело // Огонек. 1986. №51;
Басинский П. Между нами, криминалами // День литературы. 1998. №3;
Павлов О. Особенности литерату охоты // Москва. 1999. №3;
Шевелева И. Прыжок из могилы // Московский вестник. 1999. №4;
Ляшева Р. Экзистенция без тормозов // Московский вестник. 2000. №3;
Касымов А. Рай тотальности // НГ Ех libris. 2001. №1;
Smith И. Современный антиквариат // Новое литературное обозрение. 2001. №47;
Гусев Вл. Явственная проза: [предисл.] // Записки советского миллионера. М., 2002;
Шатохина Е. Атмосфера бескрылых времен... // Община. Кишинев, 2003. 19 февр.;
Баринова А. Мне часто снится берег Волги... // Московский литератор. 2003. №4;
Загвоздин Г. Это не Рио-де-Жанейро // Алфавит. 2003. №11;
Мурашова Е. Главное — не суетиться // Труд. 2003. 1 апр.;
Бондаренко В. Новый реализм // День литературы. 2003. 8 авг;
Попов М. Под присмотром художественного вкуса: // Казначеев С. Планида. Кишинев, 2003;
Заровнятных О. Новый реализм // Литературные вести. 2004. Июнь. №77. С.2.
С.К.Петурин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|