|
Вирта Николай Евгеньевич (настоящая фамилия Карельский; псевдоним Артём)
[6(19).12.1906, с.Каликино Тамбовской губ.— 9.1.1976, Москва]
— прозаик, драматург.
Родился в семье сельского священника.
С 1911 семья надолго осела в с. Большая Лазовка, которое по ошибке указывается как место рождения Вирта и которое фигурирует в романах Вирта под названием Дворики. В «автобиографической повести» «Как это было и как это есть» (1973) Вирта счел необходимым подчеркнуть: «Никакого особенного религиозного воспитания в доме мы не получали; в церковь могли ходить, а могли и не ходить, посты соблюдать и не соблюдать» (СС. Т.4. С.357). С детских лет Вирта приобщился к крестьянскому труду, работая в поле, в огороде и в саду. Первоначальное образование получил в Большелазовской школе.
Октябрьскую революцию будущий писатель воспринимал как освобождение от вековой нужды и отсталости. Вирта рано лишился родителей: они были расстреляны, по некоторым данным, в 1921. В Большой Лазовке началась его трудовая биография: был пастухом, работал писарем в сельском совете и т.п.
В 1921-22 Вирта был учителем по ликвидации неграмотности в 263-м Кунгурском полку 30-й дивизии.
Перебравшись вскоре в Тамбов, Вирта в 1923 начинает репортерскую деятельность в газете «Тамбовская правда», где его наставником был журналист Г.И.Осетров, в числе первых заметивший литературное дарование юноши. Первые рассказы Вирта, построенные на деревенском материале, были напечатаны в литературном приложении к газете «Тамбовская правда». Тогда и появился псевдоним — Вирта (название небольшой северной реки, этим псевдонимом он отдал дань уважения своим далеким предкам).
Вирта позже работал в газетах Костромы, Махачкалы, Саратова; на страницах костромского журнала «Ледокол» появился рассказ Вирта о борьбе с антоновщиной; летом 1928 в молодежной газете «Смена» были напечатаны (за подписью Н.Карельский) главы первого романа Вирта «Тайна заброшенной хижины».
В 1930 Вирта переезжает в Москву, где сотрудничает в газетах «Вечерняя Москва», «Труд» и «Электрозавод»; увлеченно работал в ТРАМе (театре рабочей молодежи), выступая и автором ряда пьес, и актером, и режиссером, и директором. Широкую известность Вирта принес роман «Одиночество» (1935), посвященный событиям, развернувшимся на Тамбовщине в годы Гражданской войны (борьба с антоновщиной).
В 1930-е роман «Одиночество» выдержал 12 изданий. Успех «Одиночества» был предопределен синтезом исторической достоверности и психологической глубины. В главном герое романа — Петре Сторожеве (Вирта хорошо знал человека, ставшего его прототипом) — читатели и критики усматривали некоторое сходство с Григорием Мелеховым из эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон».
В 1941 за роман «Одиночество» писатель был удостоен Сталинской премии 2-й степени. По мотивам романа Вирта написал трагедию «Земля» (1937), которая с успехом шла на сцене МХАТа.
В 1957 Вирта подготовил новую редакцию «Одиночества», где под влиянием времени были несколько изменены социально-психологические акценты и мотивировки. Сюжет романа «Одиночество» послужил основой оперы Т.Н.Хренникова «В бурю» (1939; 2-я ред. 1952).
Второй роман Вирта «Закономерность» (1937), сюжетно связанный с «Одиночеством», оказался менее удачным. Рецензия А.С.Макаренко называлась «Закономерная неудача» (Литературная газета. 1937. №47. 10 авг. С.3). Не понравилась «Закономерность» и М.А.Шолохову (см. об этом: Эйдельман Я. Оправдать доверие многомиллионных масс: Беседа с Михаилом Шолоховым // Литературная газета. 1937. №56. 15 окт. С.1). В романе «Закономерность» повествуется о жизни и делахмолодых людей губернского г.Верхнереченска — выходцев из зажиточных, интеллигентских семей, об их трудном пути в революцию. Здесь получил материализацию тезис И.В.Сталина о том, что по мере строительства социализма классовая борьба в обществе обостряется.
Уже в довоенную пору Вирта заявил о себе как о талантливом драматурге: трагедия «Земля», пьеса «Заговор» (1938), комедия «Клевета, или Безумные дни Антона Ивановича» (1939), пьеса «В старой фактории» (1940) не остались не замеченными читателями и зрителями конца 1930-х.
За свою активную и плодотворную литературную деятельность Вирта был награжден в 1939 орденом Ленина.
В период финской кампании (1939-40) и в годы Великой Отечественной войны Вирта был военным корреспондентом «Правды», «Известий» и «Красной звезды». Писатель побывал на многих фронтах, своими глазами видел оборону Мурманска, осажденный Ленинград и Сталинградскую битву. Кроме статей, очерков, корреспонденции и репортажей, из-под пера Вирта в военные годы выходят и драматургические произведения: «Мой друг полковник»(1942), «Солдатские женки» (1943),«Солдаты Сталинграда» (1944).
Вскоре после войны Вирта пишет сценарий художественно-документального фильма «Сталинградская битва» (1947), за который получил в 1950 Сталинскую премию 1-й степени. И на литературном сценарии, и на снятом в 1949 на его основе 2-серийном фильме сказалось влияние культа личности Сталина, о чем, однако, критики заговорили лишь после 1953. Из сценария «Сталинградская битва» писатель сделал пьесу (драматическую хронику) «Великие дни» (1947), шедшую в некоторых театрах.
По окончании войны Вирта часто обращается к сельской теме, которая была близка ему с самого начала его творческой биографии. Пьеса «Хлеб наш насущный» (1947) посвящена жизни колхозной деревни, в основе ее конфликта — борьба передовых колхозников против расхитителей общественной собственности, борьба двух типов сознания. За эту пьесу в 1948 Вирта был удостоен Сталинской премии 2-й степени.
В 1951 Вирта издает большой роман «Вечерний звон», работу над которым он начал еще в 1939 и продолжал урывками в годы войны. Роман повествует о жизни крестьян д.Дворики в конце XIX — начале XX в., о начале революционной борьбы на Тамбовщине. «Вечерний звон» предвосхищает события, которые были изображены Вирта в романе «Одиночество». Здесь читатель вновь встречается с семьей Сторожевых. Романом «Вечерний звон», характеризующимся широким охватом событий и людских судеб, открывается трилогия, запечатлевшая историю семьи Луки Лукича Сторожева и его потомков («Одиночество», «Закономерность»). На «Вечерний звон» писатель смотрел как на начало задуманного им цикла из 6 романов, воссоздающих народную жизнь на протяжении длительного исторического периода — от конца XIX в. до современности. Известно также, что Вирта мечтал написать 2-ю часть романа «Одиночество».
Не расставался Вирта и с драматургией: в первые послевоенные годы им написаны пьесы «Заговор обреченных» («В одной стране») (1948; сталинская премия 1-й степени в 1949), «Три года спустя» (1952) — продолжение «Заговора обреченных», литературный сценарий «Тихий угол» (1952), комедия «Гибель Помпеева» (1953, новая литературная редакция) и др.
Проза и драматургия В. 1930-х — начала 1950-х отвечали идейным и эстетическим требованиям сталинской эпохи, с ее культом личности Сталина и «теорией бесконфликтности». Выступления Вирта по вопросам литературы и искусства также свидетельствуют о том, что он был едва ли не добровольным пленником и заложником своего сложного времени. После смерти Сталина положение Вирта, обладателя четырех Сталинских премий, резко изменилось к худшему.
В 1954 Вирта был исключен из СП СССР за то, что, как утверждалось, на своей подмосковной даче вел привилегированный образ жизни. Однако у В. хватило сил для того, чтобы устоять на ногах.
В 1956 он, судя по всему, был восстановлен в Союзе Писателей. После XX съезда КПСС начался новый этап в творчестве Вирта, не прекращавшего работать даже в самые тяжелые для него дни.
В романе «Крутые Горы» (1956) Вирта стремился отразить те перемены, которые произошли в жизни колхозного крестьянства после XX съезда КПСС. Примечательно, что свои «картины сельской жизни» Вирта писал после длительного пребывания в с.Горелое. Многие действующие лица произведения срисованы с натуры. На материале романа «Крутые Горы» Вирта создал пьесу «Дали-дальние, неоглядные...» (1957).
В 1960 Вирта опубликовал роман «Степь да степь кругом...» (др. название «Возвращенная земля»), который посвящен освоению целинных земель Казахстана. Романом «Быстробегущие дни» (1964) писатель откликнулся на острые споры, развернувшиеся по поводу проекта канала Иртыш-Караганда.
В конце 1950-х — начале 1960-х Вирта не раз напоминал о себе как о плодовитом драматурге: в этот период им были написаны такие пьесы, как «Летом небо высокое», «Три камня веры» (обе — 1959), «Желанная» (1961), «Кружатся, кружатся ветры.» (1963), «Секреты фирмы "Клеменс и сын"» (1964) и др. Судьба обширного и разнопланового драматургического наследия В. оказалась сложной: значительная часть драматургических произведений Вирта так и осталась невостребованной.
С конца 1950-х Вирта довольно часто обращался к жанру повести: «Наша Берта» (1959), «Жизнеописание Остапа Чуба, составленное с его слов и со слов его достопочтенной супруги и опубликованное для всеобщего сведения, а также в назидание потомству» (1960), «Призрак покидает Зеленый холм» (1964), «Тех лет глубокие следы» (1970), «Кольцо Луизы» (1971), «Ваши радиограммы подтверждены боями... (По следам одного подвига)», «Побег», «Скала» (все — 1973) и др.
Известен Вирта и как талантливый рассказчик. Небольшие сборники его рассказов выходили начиная со второй половины 1930-х. Некоторые из рассказов и «маленьких повестей» Вирта сохраняют свою художественную ценность и по настоящее время: «На проезжей дороге», «Старый Андриян», «Вечерние тени» (все — 1947), «Обходчик» (1969), «Воодушевленный Егор» (1974) и др. Вирта писал также юмористические рассказы и рассказы и повести для детей. Перу Вирта принадлежат многочисленные очерки и статьи, а также ряд киносценариев.
В течение многих лет Вирта работал над романом-хроникой «Черная ночь», две книги которого были опубликованы после смерти писателя, в начале 1990-х (Кн.1. Молодая гвардия. 1990. № 6,7; Кн.2. Там же. 1991. №7-9). Своеобразными ступенями к этому большому хроникальному произведению стали очерк «Как был взят в плен Паулюс» (1943) и повесть «Катастрофа» (1962), в которой «на фоне действительных событий прослеживались зигзаги души и пути человека (фельдмаршала Паулюса.— П. 5.), слишком поздно понявшего гибельность и преступность дела, которому он верой и правдой служил до часа пленения» (СС. Т.4. С.10). Роман-хроника «Черная ночь» рассказывает о Гитлере, нацизме и движении общеевропейского Сопротивления. Он остался незавершенным. Судя по опубликованным частям, это крупное произведение Вирта обещало быть основательным и значительным.
В богатом архиве писателя, который находится у его вдовы, хранится еще немало неопубликованных рукописей.
Жизнь и творчество Вирта многими нитями связаны с тамбовской землей. Свою «автобиографическую повесть» «Как это было и как это есть» писатель не случайно завершил словами признания в любви к Тамбову.
Основные произведения Вирта переведены на многие иностранные языки.
Соч.:
СС: в 4 т. / сост. Т.А.Вирты; вступ. статья И.Л.Гринберга. М., 1980-82.;
Избранные произведения: в 2 т. / вступ. статья И.Л.Гринберга. М., 1973;
Пьесы. М., 1950;
Ответы на анкету «Как мы пишем» // Вопросы литературы. 1962. №7. С.164-167;
Не легко!.. // Литературная Россия. 1974. №13. 29 марта. С.8-9.
Лит.:
Кин В.П. Талантливая книга // Новый мир. 1936. №7. С.234-238;
Арагон Л. Новый талант // Литературный Ленинград. 1936. №51. 5 нояб.;
Николай Евгеньевич Вирта / сост. В.М.Акимов // Русские советские писатели. Прозаики. Л., 1959. Т.1. Библиографический указатель. С. 346-374;
Емельянов Б. Парадоксы Николая Вирты // Театр. 1962. №5. С.66-70;
Захаркин А. О романе Н.Вирты «Закономерность» // Вирта Н.Е. Закономерность. М., 1972. С.436-440;
Вирта Н.Е. 70 лет со дня рождения // Календарь знаменательных и памятных дат по Тамбовской области на 1976 год. Тамбов, 1975. С.24-26;
Николай Вирта: К 70-летию со дня рождения: сб. Тамбов, 1976;
Гринберг И.Л. Труд и вдохновение. М., 1983. С.248-261;
Караваев В. Последний роман Николая Вирты // Молодая гвардия. 1990. №6. С.67-69.
Л.В.Бекедин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|