|
Котюков Лев Константинович
[9.1.1947, Орел]
— поэт, прозаик, переводчик, критик.
Род Котюковых имеет крестьянское происхождение; отец — военный летчик, мать
работала на железной дороге. Котюков окончил среднюю школу в Орле, работал
электриком; начал сотрудничать в молодежной газ.
В 1964 поступает на факультет журналистики МГУ, но оставляет учебу,
разочаровавшись в университетских преподавателях. Через год Котюков становится
студентом Литературного института (семинар С.Наровчатова). Здесь состоялось
знакомство с Н.Рубцовым, А.Передреевым, Ю.Кузнецовым, в общении с которыми
происходило взросление поэта.
После института Котюков возвращается в родной Орел, где работает
литконсультантом молодежной газеты, автослесарем, культпросветработником.
Издательства возвращают рукописи с жесткими приговорами: «Идеализм.
Богоискательство. Мировоззренческая неразбериха». Позднее сам Котюков так
напишет об этом времени: «Нежелание угождать властям предержащим, глубокий
внутренний разлад и весьма вольный образ жизни сделали меня персоной "нон
грата" в Союзе писателей и местных редакциях» (На пороге XXI века. М., 2000.
Т.2. С.164).
С течением времени все же сопротивление удается преодолеть. Начинают выходить
книги, Котюков вступает в Союз писателей. В 1986 он переезжает в подмосковный
г.Пушкино.
Первая книга стихов «Синие перегоны» вышла из печати в 1976. Помимо обычных для
дебютного сборника романтических и юношеских мотивов она включает в себя стихи,
проникнутые болью утраты, памятью о погибшем отце — военном летчике («Белый
самолет», «Память», «Ночной полет», «Разговор»).
Стилистика поэтических выступлений Котюкова отличается четкостью, ясностью
мысли, конкретностью образов, лаконизмом.
Котюков неоднократно демонстрировал в стихах свой публицистический,
гражданственный темперамент, но не менее прочувствованно звучат его лирические
стих. Чувство юмора у Котюкова носит весьма своеобразный, мрачноватый характер:
«Вышел из дому с похмелья / Гражданин на пять минут. / Поломал в саду деревья:
/ "А чего они растут". / Думал: "С кем затеять драку?", / Вспомнил тысячу обид,
/ Кирпичом прибил собаку: / "А чего она скулит!!" / Думать стало веселее, / Гой
еси, народный суд! / Дал прохожему по шее: / "А чего он ходит тут!" / Был он
сбит автомобилем / И покончил с жизнью счет. / Схоронили и забыли: / "А чего
ему еще!"» («Трагедия»).
О многообразии поэтических пристрастий Котюков написал Ст.Золотцев: «...у него
мрачность соседствует с ерничеством, а лютый космический холод вечности — с
теплым сеном в орловском саду, на родине поэта... А рядом — нежнейшие,
дымчатые, "тургеневско-окрашенные"... строки о любви, и вслед — изображение
параноидальной действительности столицы, погружающейся в грязь и мразь
"демэпохи"» (Золотцев Ст.— С.11).
В поздней поэзии Котюков присутствует и неизбывная трагическая нота —
одиночества, духовной изоляции: «...И снова один. / И холод седин. / И снова
легка печаль. / В объятьях тугих, молодых рябин / Не жаль убивающих дней
золотых, / Погибшей любви не жаль...» («Крест и пламя». С 445), но мотивы
отчаяния преодолеваются необходимостью жить и работать.
Проза Котюков энергична, фабульна. В фантасмагорическом повествовании «Песнь о
Цейхановиче», представляемом автором каждый раз в новом жанре (последняя по
времени публикация снабжена обозначением «роман-поэма» и открывается главкой с
характерным названием «Герой нашего времени»), сильно сатирическое начало,
заставляющее вспомнить о традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина: «Есть ли у
Цейхановича душа? Безусловно, есть — и, ого-го, какая душа!... Но незрима она,
как подкова у клопа. Кто-то упрекнет меня за это сравнение. Но не с лошадью же
сравнивать душу моего великого друга... Так что — прочь сомнения! Цейханович —
человек с русской душой, почти Миклухо-Маклай. Вон как заботится о нас,
горемычных» (Песнь о Цейхановиче // Проза. М., 2004. №2).
Котюков является также автором документального повествования «Демоны и бесы
Николая Рубцова» (1999), много лет занимался личностью Сталина
(историко-литературное исследование «Сын последних времен», 2000), переводил
его юношеские стихи (Забытый поэт: предисл. к переводам // Поэзия. 1997. №1):
«Озябший розовый бутон / К фиалке голубой приник. / И тотчас ветром пробужден,
/ Очнулся ландыш и поник».
В 2002 Котюков выступил с оригинальным издательским проектом, издав
своеобразный альм. «Моя галерея», где поместил произведения разных литераторов
и политиков (от И.Джугашвили-Сталина до В.Черномырдина), снабдив их собственным
комментарием.
Котюков были присуждены премии им. А.Фета (1996), им. святых равноапостольных
Кирилла и Мефодия (1997), им. А.Твардовского (2000), им. Н.Рубцова (2001), им.
М.Лермонтова (2003), им. Ф.Тютчева (2003).
Котюков — секретарь правления МГО СП России.
С 1999 возглавляет Московскую областную писательскую организацию. Живет в
Пушкине Московской области.
Соч.:
Поэзия: Синие перегоны. М., 1976. (Новинки «Современника»);
Белый самолет. Орел, 1977;
В одинокой толпе. М., 1995;
В змеиных зеркалах. М., 1993;
Последние и первые. М., 1993;
Страх любви. М., 1996;
Невозможное. М., 2000;
Крест и пламя. М., 2004.
(Б-ка русского поэта). Проза: Демоны и бесы Николая Рубцова. М., 1999;
Собрание избранных соч. Том 1: Сын последних времен; Однажды и навсегда. М.,
2000.
Лит.:
Вы все первые! Я — последний... // Кто есть кто. 1994. №12;
Золотцев С. Поцелуй на морозе // Литературная Россия. 1994. 19 авг.;
Шевелева И. Незримый Спас // Завтра. 1994. №14;
Куксов Ю. Нахожусь в оппозиции к самому себе. Беседа с Л.Котюковым //
Подмосковье. 1997. 27 дек.;
Сорокин В. Поэт на Родине не гость // Правда. 1998. №134;
Катаева Н. Бесы зависти не дремлют // Гудок. 1999. 14 авг.;
Зименков А. Поэт уранового века // Подмосковные известия. 1999. 25 июня;
Филиппов Д. Лев Котюков, или Поезд в невозможное // Московия литературная.
2000. №1;
Зубов М. Поэзия всегда «не вовремя». Беседа с Л.Котюковым // Труд. 2000. 13
сент.;
Кайсарова Т. Котюков — поэтический лев // Московский университет. 2002. №20;
Редькин П. Неизреченное покаяние // Слово. 2003. №4-5.
С.М.Казначеев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|