|
Раковский Леонтий Иосифович (псевдонимы Л. Рублев, Леонтий Рублев, Рублев, Р-ский, Х.Х.)
[28.12.1895(9.1.1896), местечко Глубокое (или Орехово) Витебской обл., Белоруссия — 15.8.1979]
— прозаик.
Детство и юность провел в деревне.
В 1915 поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. Во время Гражданской войны служил в Красной Армии, некоторое время работал в волостном и уездном отделах народного образования. В 1922 переехал в Петроград. В 1924 окончил правовое отделение факультета общественных наук Ленинградского университета.
Писать начал рано. Первое стихотворение Раковского было напечатано в 1916, а первый рассказ — «Месть» — в 1924 в журнале «Ленинград». В это время Раковский активно сотрудничает в газете «Ленинградская правда», пишет статьи и очерки.
В 1927 им подготовлен первый сборник прозы — «Зеленая Америка», воспроизводящий сцены провинциальной еврейской жизни, спустя год — сборник «Сивопляс» (1928).
В 1930 вышел его роман «Четвертая жена», а еще годом позже повесть «Блудный бес», рисующая быт глухого местечка и рассказывающая о жизни распутного героя по кличке Шендер-Паскудник.
В 1938 Раковский публикует повесть «Алена» с характерным для эпохи сюжетом о пути простой служанки в революцию. Раковский постоянно избирался в руководящие органы писательской организации, занимал должность председателя правления Литературного фонда.
С середины 1930-х Раковский занимается исторической прозой. Его первый исторический роман, «Изумленный капитан», о времени Анны Ивановны и трагической судьбе дворянина Александра Возницина, полюбившего крепостную, вышел в 1936.
В 1938 Раковский приступает к работе над романом «Генералиссимус Суворов», оказавшимся, по существу, его главным произведением. В 1941 он выходит отдельным изданием. Образ полководца был востребован временем. К нему обращались С.Т.Григорьев («Суворов. Историческая повесть», 1940), И.В.Бахтерев и А.В.Разумовский (пьеса «Полководец Суворов», 1939), К.М.Симонов (поэма «Суворов», 1940), К.И.Фельдман (пьеса «Фельдмаршал. Драматическая хроника о фельдмаршале Суворове...», 1939) и др. Раковскому удалось найти свою нишу в ряду многочисленных попыток беллетристического жизнеописания русского военачальника.
В структуре произведения соприсутствуют по меньшей мере три ярко выраженных тематических плана, позволяющие автору представить главного героя в разных ролях. В первом из них Суворов предстает собственно как военачальник и доблестный слуга Отечеству, во втором он явлен в социальной ипостаси маргинального представителя дворянства, в третьем он показан как совершенно не приспособленный для семейной жизни человек.
При всем том, что в центре романа находится один персонаж, Раковский пытается воплотить панорамный взгляд на эпоху и общество. С одной стороны, он изображает высший свет, к которому по социальному происхождению принадлежит его герой, с другой — огромное внимание уделяет простым солдатам. Их быт Раковский стремится изобразить таким образом, чтобы читатель смог почувствовать саму атмосферу армейской жизни. Использование военной терминологии конца XVIII в., описание распорядка дня на постое и в походах, детальная реконструкция поведения солдата в бою — все это наделяет повествование Раковского своеобразным, несомненно привлекательным для его читателя колоритом. При этом, разумеется, низовая жизнь армии противопоставлена досугу военного начальства как Россия крепостных — России помещичьей. В нравственном отношении офицеры-дворяне безусловно проигрывают цельным натурам из народа. Чуть ли не единственным достойным представителем дворянства оказывается полководец Суворов, осуществляющий некую миссию посредничества между двумя взаимоисключающими мирами.
Суворов предельно приближен к народу, а в окружении равных по происхождению чувствует себя чужаком. Эта формула — исключительная личность из дворян на службе у народа — приходилась очень кстати для оправдания противоречивых реальностей советского общества и становления новой мифологии: именно такая личность способна повести за собой народ, именно народное национальное сознание, выразителем которого является Суворов, способно противостоять враждебному окружению, в котором находится Россия. Менталитет высшего света, испытывая немецкое или французское влияние, напротив, идеологически смыкается с вражеским. Та же символическая роль Суворова заставляет Раковского уходить от прорисовки целого ряда исторических коллизий, связанных с именем полководца (польская кампания, пугачевщина и др.).
Батальные сцены, воссоздаваемые Раковским, способны по-настоящему захватить читателя такого рода литературы. Автор четко выдерживает дозу в изображении ужасов войны, смертей и насилия, в чем, конечно же, противостоит одной из важнейших линий русской классической литературы (связанной, например, с именем В.М.Гаршина). Композиция произведения по существу кумулятивна. Война показана как ряд сменяющих друг друга побед и чаще всего над превосходящими силами противника. Потери суворовцев на этом фоне предстают как дань случаю, который выпадает далеко не всем. Привлекательной выглядит и стремительная суворовская тактика, отчасти совпадающая с предвоенной наступательной концепцией СССР. Она противопоставлена как «пассивной», бесчеловечно механистической немецкой, так и варварски бессмысленной турецкой. Турецкий паша посылает лавину всадников на врага, Фридрих II ставит заградительные отряды для своих, а Суворов у Раковского объясняет каждому солдату, что он должен делать в бою.
Во время Великой Отечественной войны Раковский работает корреспондентом газеты «На страже Родины», «В защиту Ленинграда». Пишет «Новые похождения бравого солдата Швейка» для фронтового театра. С наступлением блокады остается в Ленинграде, в 1942 эвакуирован в Великий Устюг. Начинает писать повесть о герое подполья «Константин Заслонов» (опубл. в 1949). По возвращении из эвакуации в 1944 продолжает работу над романом «Генералиссимус Суворов» и завершает его в 1946.
В 1952 выходит книга Раковского «Адмирал Ушаков». Е.Тарле, точно уловивший пафос этого и всех других исторических произведений Раковского и посчитавший необходимым отметить «ценность этого романа в научном отношении», так передал выраженную в нем концепцию истории: «В заслугу автору следует поставить, что он избежал преувеличения личных подвигов изображаемых героев и "анекдотизма"... Ушаковы, Суворовы, Кутузовы, Нахимовы — были непобедимы именно потому, что являлись живым олицетворением могучих моральных и интеллектуальных сил в породившем их великом народе, истинном творце истории» («Правдивый рассказ о русском герое»).
В 1960, продолжая успешно найденную линию, Раковский создает роман «Кутузов», представляющий собой, по сути, еще один вариант повествования о национальном герое — выразителе народных чаяний.
В 1967 Раковский пишет повесть «Михаил Тухачевский».
В 1978 выпускает повесть об Александре Бестужеве «Жизни наперекор. Повесть о Марлинском». Параллельно Раковский занимается переводческой деятельностью: переводит произведения Я.Купалы, Я.Коласа и др.
Серия произведений о русских полководцах входила в круг чтения многих читателей послевоенных поколений и продолжает пользоваться спросом до сих пор.
Соч.:
Избранное: в 2 т. М., 1983;
Зеленая Америка. Л., 1927;
Сивопляс. Л., 1928;
Четвертая жена. Л., 1930;
Блудный бес. Л., 1931;
Изумленный капитан. Л., 1938;
Аленка. Л., 1938;
Генералиссимус Суворов [Ч.1]. Л., 1941;
Константин Заслонов. М.; Л., 1950;
Генералиссимус Суворов. Адмирал Ушаков. Л., 1960;
Кутузов. Л., 1960;
Михаил Тухачевский. Л., 1967;
Жизни наперекор: Повесть о Марлинском. Л., 1978.
Лит.:
Тарле Е. Правдивый рассказ о русском герое // Литературнная газета. 1953. №109(3138). 12 сент.;
Исаков И. С Книга об адмирале Ушакове // Новый мир. 1953. №8;
Майнулов В.А. Исторические романы Леонтия Раковского // Раковский Л.И. Генералиссимус Суворов. Адмирал Ушаков. Л., 1960;
Молдавский Дм. Документальность поэзии и поэзия факта. К семидесятилетию со дня рождения Л.Раковского // Нева. 1971. №1;
Андреев Ю. Об исторической прозе Леонтия Раковского // Раковский Л.И. Избранное: в 2 т. М., 1983;
Алексеев М. Слово о подвиге // Раковский Л. Кутузов: роман. М., 1987.
В.Ю.Вьютнн
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|