|
Анциферов Николай Степанович
[1930, Макеевка Донецкой обл.— 16.12.1964, Москва]
— поэт.
Родился в семье потомственных шахтеров. С 1947, после окончания горнопромышленного ремесленного училища, трудился электрослесарем. В начале 1950-х около года работал в газете «Комсомолец Донбасса», учился в вечерней школе. Окончил Литературный институт им. А.М.Горького (1962). После этого остался в столице — заведовал отделом поэзии в журнале «Москва».
Как вспоминал друг поэта, донецкий журналист А.Мартынов, Анциферов принес в редакцию «Комсомольца Донбасса», где в 1952 были впервые опубликованы его стихи, «много грубоватых, но очень метких и точных шахтерских словечек и выражений. Впоследствии из них и составился неповторимый шахтный запах его стихов...» (Мартынов А. — С.6). Анциферов пришел в литературу с собственной темой, которую предельно точно определил еще в дебютной своей книге «Дайте срок...» (1956): «Я хочу сказать о земляках. / Может быть, получится коряво, / Все-таки / Горняк о горняках, / Как могу, / Сказать / Имею право...» Донбасс, его люди, нелегкий шахтерский труд, очень специфический, но хорошо знакомый и любимый поэтом мир, звучит едва ли не в каждом стихотворении Анциферова, ставшего певцом шахтерского края. «Он был своего рода полпредом молодого племени рыцарей подземного труда и от их имени выступал в поэзии,— писал С.Смирнов.— Стихи Николая Анциферова похожи на куски антрацита, в которых сконцентрированы твердость и пламя, весомость и энергия...» (Смирнов С. - С.4).
Литературная слава пришла к недавнему макеевскому горняку стремительно и довольно рано. О талантливом певце рабочих окраин тепло отзывались Н.Асеев, Я.Смеляков, А.Твардовский. Близким другом Анциферова стал Н. Рубцов.
Анциферов писал о простых, будничных вещах, но находил детали и ситуации, которые поднимают обыденность до высот поэзии. Так происходит, когда он рассказывает читателям об угольной пыли («Угольная пыль») и когда повествует о моменте возвращения шахтеров из-под земли после смены («Я солнцу рад...»). «Значительность и интерес его поэзии в том, что она насыщена материалом шахтерского края, его людьми, его индустриальными пейзажами...» (Смеляков Я.— С. 219).
По воспоминаниям А.Мартынова, в жизни Анциферов был «порывистый, "заводной", отчаянный и немножко бесшабашный» (Мартынов А.— С.8). Таков и главный персонаж его стихов. «Весельчак, работяга, лукавый и задиристый — его лирический герой. О самой тяжелой работе он может сказать: "Я работаю, как вельможа, / Я работаю только лежа". Надо обладать крепким душевным здоровьем, чтобы так сказать. Стихи Анциферова дышат доподлинностью рабочей жизни. У них естественная завязь. Они крепко сработаны. И грубоватая их доброта неподдельна...» — писал в рецензии на книгу «Подарок» (1961) В.Лазарев (С. 292). Процитированное стихотворение «Вельможа» из второй его книги «Молчание — не золото» (1960) стало, по сути, визитной карточкой Анциферова — антологическим, наиболее часто публикуемым. Причину такой «вольготной» работы своего героя поэта объясняет дальше: «...Не найти работенки краше, / Не для каждого эта честь. / Это только в забое нашем: / Только лежа — ни встать, ни сесть...»
Впрочем, такой герой нравился далеко не всем. М.Петровский едко, с сарказмом отзывался о лирическом герое поэзии Анциферова. По мнению критика, главный персонаж стихов Анциферова — молодой шахтер — выдуман автором, слишком положительный, примерный: «порывает со всеми недостатками: пьет исключительно безалкогольное ("хватанули фруктовой воды"), не играет в азартные игры ("в комсомольском быту моем сроду игр не бывало азартных"), а если днем на работе разругается с бригадиром, то шутя и ненадолго ("Ну, а вечером, возле клуба, увидали в обнимку нас")...» (Петровский М.— С.91). Критик, впрочем, игнорирует контекст строк, не улавливает мягкой иронии, с которой поэт рассказывает о своем герое. Например, анекдотичность причины, заставившей прийти в шахту: мальчишке хотелось купить сапоги со скрипом — «прахаря», вот и пошел работать — «В "прахаря", "прахаря", "прахаря" / Упиралась моя философия... / Засосала мои якоря / Незабвенная шахта "София"» («Начало биографии»).
Как отмечал С.Смирнов, в стихах Анциферова «звучали правда, молодая страстность и естественная простота. В них светился огонек юмора. В них присутствовала разговорная интонация и афористичность — неотъемлемые элементы сочной народной речи...» (Смирнов С. — С.3).
Не все стихи Анциферова проходили цензуру: поэма «Нахаловка», созданная в начале 1950-х, предлагавшаяся Анциферовым во все литературные издания, была опубликована только в 1991. В ней речь идет о забытом богом и начальниками шахтерском поселке, мимо которого «на легковых автомобилях деляги катят в коммунизм». В одном из эпизодов поэмы в качестве декораций для фильма о дореволюционном Донбассе режиссер успешно использует лачуги современных горняков. По словам Анциферова, в основе эпизода лежал действительный факт.
Соч.:
Дайте срок... Сталино, 1956;
Молчание — не золото. Сталино, 1960;
Подарок. М., 1961;
Случайная гостья. М., 1964;
Избранная лирика. М., 1965;
Избранное. Донецк, 1966;
Шахтерская лампочка, М., 1977.
Лит.:
Мартынов А. Слово о друге // Анциферов Н. Шахтерская лампочка. М., 1977. С. 5-8;
Петровский М. Ответственность героя // Юность. 1961. №12. С.91-92;
Смеляков Я. Молодая поэзия нового времени // Москва. 1962. №12. С.219;
Смирнов С. От составителя // Анциферов Н. Избранная лирика. М., 1965. С.3-4;
Лазарев В. Солнце и соль // Молодая гвардия. 1966. №12. С.292.
Д.В.Коржов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|