|
Матусовский Михаил Львович
[10(23).6.1915, Луганск — 16.7.1990, Москва]
— поэт.
Родился в семье фотографа, после окончания семилетки учился в Луганском
строительном техникуме, работал на паровозостроительном заводе, печатался (с
1934) в местной периодике. Окончил Литературный институт. им. А.М.Горького
(1935-39) и аспирантуру МИФЛИ (1939-41).
В 1939 опубликовал, в соавторстве с К.Симоновым, книгу стихов и прозы
«Луганчане» о шахтерах — участниках Гражданской войны в Луганске.
В 1940 вышла первая книга стихов Матусовского «Моя родословная».
В конце июня 1941 Матусовский должен был защищать диссертацию по древнерусской
литературе, но на 2-й день войны был мобилизован и направлен на фронт. По
ходатайству научного руководителя Матусовского, академика Н.К.Гудзия,
диссертация в виде исключения, была утверждена в его отсутствие.
Матусовский находился в качестве военного корреспондента на Западном,
Северо-Западном, и Втором Белорусском фронтах, был ранен, награжден орденами и
медалями. Во время Великой Отечественной войны были опубликованы сборник
стихотворений Матусовский «Фронт» (1942)), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944),
поэмы «Володя» (1942), «Песня об Айдогды Тахирове и его друге Андрее Савушкине»
(1943), «Дед», «Янис» (1944) и др.
Поэзия Матусовского военных лет развивалась в русле документальности, когда в
стих, назывались профессии («Снайперская баллада», 1942) и имена героев,
осуществляя функцию «лирического репортажа». Традиции поэтической публицистики
какое-то время продолжаются и в послевоенные годы, в особенности в
произведениях, посвященных актуальной тематике борьбы за мир: «Слушая Москву»
(1948), «Улица мира» (1951), «Все, что мне дорого» (1957).
Широкая известность Матусовского приходит к нему вместе с обращением к жанру
песни (первое произведение в этом жанре — «Сиреневый туман» — было написано им
еще в студенческие годы в соавторстве с однокурсником Я.Сашиным). Большинство
известных песен Матусовского пришли с экрана — он написал их тексты к
нескольким десяткам кино- и телефильмов («Верные друзья», «За витриной
универмага», «Сын», «Матрос с "Кометы"», «Огненные версты», «Испытание
верности», «Мы за мир», «Запасной игрок», «Трудное счастье», «Битва в пути»,
«Прощайте, голуби!», «Тишина», «Дни Турбиных» и др.). Матусовский сотрудничал с
разными композиторами (с М.Дунаевским — «Не забывай!», «Летите, голуби!»,
«Пишите нам, подруги», «Поручение», «Школьный вальс» и др.; с
В.Соловьёвым-Седым — «Подмосковные вечера», «Солдат — всегда солдат»: с
М.Фрадкиным — «Прощайте, голуби!», «Вернулся я на Родину»; с Т.Хренниковым
«Московские окна»; с О.Фельцманом — «Черное море мое», с А.Пахмутовой —
«Отчего?..»; с Б.Мокроусовым — «Вологда» и др.). Но большинство песен
Матусовского создано в содружестве с В.Баснером. Их общая работа началась с
музыки к кинофильму «Солнце светит всем» и продолжалась до последних дней жизни
Матусовского.
В вышедшем в 2001 в Санкт-Петербурге альбоме композитора («Белой акации гроздья
душистые»: из 31 номинации, вошедшей в сборнике, 26 текстов принадлежит
Матусовскому. Большинство из них — песни к фильмам: «Они были актерами» («Ах,
какие сегодня зарницы!»), «Оборона Севастополя» («Крестики-нолики»),
«Контрольная по специальности» («Размышление»), «Цыган» («Кибитка»),
«Воскресный папа» («Я помню все это»), «Последний шанс» («Не ищите ландышей») и
др. Есть и 2 исключения — «Старый пляж» и «Парижский шарманщик».
Тематический диапазон поэзии Матусовского очень широк — он включает в себя
патриотическую лирику, посвященную родной земле, любимому городу — Москве
«Московские окна», «Московские огни», «Московская полька», «По московскому
времени», «Улицы Москвы» и др. Но есть и другие — в них определение «места
действия» и, соответственно, принадлежности к циклу узнается только из
содержания — «Лодочка», «Зеленый огонек» и др. Большое место занимает в
художественном наследии Матусовского опалившая юность война — это и героические
балладные песни, и исполненные глубокой внутренней боли песни-реквиемы: «На
безымянной высоте», «Баллада о солдате», «Солдатская вдова» и др. Поэт всегда с
пониманием и внутренним тактом относился к своим юным современникам — отсюда
молодежная тематика, песни о любви и дружбе, а также элегические
песни-воспоминания о собственной молодости, о том, как «это было недавно, это
было давно»... Есть у Матусовского и шуточные песни, в которых неподдельный
лиризм сочетается с мягким юмором («Поручение» и др.)
Отношение критики к Матусовскому неоднозначно — в ряде его текстов
усматривается однообразие худож. решений, изобилие «перечислений признаков»,
злоупотребление анафорами и рефренами (за это критиковали даже одну из лучших
песен Матусовского «С чего начинается Родина», «Балладу о солдате»,
«Ленинградский метроном», «Летите, голуби!» и др.). Но в целом поэзии М.
присущи мужественная простота и задушевность. Особую популярность и
долговечность получили детские и школьные песни («Скворцы прилетели», «Вместе
весело шагать по просторам», «Школьный вальс» и др.).
Интересна творческая история наиболее популярных песен. М.С.Хентова, например,
вспоминает о том, что Матусовский «не любил придумывать сюжеты, а искал их в
реальных событиях, считая, что жизнь неизмеримо богаче любой фантазии»
(Рассказы о песнях. М., 1985. С.61). В песне «На безымянной высоте» имеется в
виду реальный бой за высоту у пос. Рубежки Калужской обл. Неточность только
одна: «из восемнадцати ребят», сражавшихся против 200 фашистов, уцелело не
трое, а двое.
«Подмосковные вечера», подобно «Катюше» М.Исаковского, покорили планету, стали
своеобразной музыкальной эмблемой сторонников мира в Европе, Америке, Африке—в
ряде стран ее стали называть «Спокойной ночи, Земля». До сих пор каждые 15
минут звучит над страной ее мелодия — музыкальные позывные радиостанции «Маяк».
На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов «Подмосковные вечера» были
удостоены первой премии и Большой золотой медали. До этого на Всемирном
конкурсе песни в Берлине третью премию получила «Песня молодежи» Матусовского
(муз. И.Дунаевского). На третьем Всероссийском конкурсе молодых исполнителей
советских песен в 1980 прозвучало 600 произведений. Первой премией была
отмечена патриотическая песня, связанная с историческим прошлым России, — «На
поле Куликовом» (муз. Т.Хренникова).
Успех песен Матусовскогоязан именно с тем, что ему была присуща редкая
способность «соответствовать» музыке. Часто сам текст стих, содержит выраженную
мелодию, такова, например, вальсообразная ритмика песни «Это было недавно...»
(кинофильм «Друзья и годы»), перекликающаяся со «Сказками Венского леса».
Такова же не повторяющая, но искусно интонированная под старинный романс «Белая
акация» песня «Белой акации гроздья душистые...», заслуженно разделившая успех
кинофильма «Дни Турбиных» и далеко вышедшая за его пределы.
Текст песен Матусовского менялся. Матусовский не оставался равнодушным к новым
художественным исканиям времени, к рождению новых форм самовыражения. Не
отступая от законов жанра, поэт привносил в свои песни то, что казалось
критикам «недоработкой». Повторяемость, нарушения ритма и рифмы оказывались на
деле поиском нестандартной худож. выразительности, связанной с отражением
специфики времени.
В художественном творчестве Матусовский последнего периода заняла достойное
место своеобразная мемуарная проза — «Семейный альбом». Автор, «сын фотографа,
имеющего собственное ателье на улице южного города» повествовал о прошлом, о
времени и современниках, как бы используя разные виды фотопамяти — карточки
профессиональные и любительские, хорошо сохранившиеся и выцветшие. Перу
Матусовского принадлежат также сценарии документальных фильмов «Рабиндранат
Тагор» (1961) и «Мелодии Дунаевского» (1964). У Матусовского есть воспоминания
о П.Антокольском, М.Светлове, А.Фатьянове, о друзьях-фронтовиках Ю.Севруке,
Б.Горбатове и др. Он является автором большого числа переводов — антологии
украинской, казахской, туркменской, марийской поэзии, особенно интересны
переводы Т.Шевченко, М.Бажана, С.Капутикян и С.Рустама.
Соч.:
Подмосковные вечера: Стихи и песни. М., 1960;
Как поживаешь, Земля? Книга стихов и песен. М., 1963;
Не забывай! Песни. М., 1964;
Тень человека: Стихи о Хиросиме. М., 1968;
Это было недавно, это было давно / вступ. статья П.Антокольского. М., 1970;
Суть: Стихи и поэмы. М., 1979;
Голоса Равенсбрюка. М., 1979;
Суздальские сказания. Ч.1-3. М., 1970-79;
Избранные произведения: в 2 т. М., 1982;
Семейный альбом. М., 1983;
Стихи. Песни. М., 1986.
Лит.:
Азаров В. Чувство будущего // Звезда. 1948. №7;
Долматовский Е. Рассказы о твоих песнях. М., 1973. [Гл. «Воспоминая о войне» и
«Лирика, покорившая планету»];
Кондратьев В. Долг поэта, долг солдата // Знамя. 1981. №2;
Борщаговский А. Проза поэта // Дружба народов. 1981. №7;
Озеров Л. Время. Жизнь. Поэзия // Новый мир. 1984. №5;
Луковников А. Соавторы // Советская эстрада и цирк. 1984. №5;
Доризо Н. Я прохожу по строчечному фронту. М., 1984. С.225-227;
Хентова С. «На безымянной высоте» // Рассказы о песнях: сб. статей. М., 1985;
Луковников А. «Подмосковные вечера» // Рассказы о песнях: сб. статей. М., 1985.
К.Ф.Бикбулатова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|