|
Комиссарова Мария Ивановна
[22.7(4.8).1904 (по анкете 1924 Союза поэтов (РО ИРЛИ) и др. данным - 1901 или
17(30)7.1900), с.Андреевское Костромской губ.— 28.7.1994, Петербург]
— поэтесса.
Выросла в крестьянской семье из рода Осипа Комиссарова, помешавшего покушению
на императора Александра II. Окончив трудовую школу в г.Любиме, Комиссарова
стала сельской учительницей и вскоре была направлена для продолжения
образования в Костромской университет, затем перевелась в Петроград. Училась в
Педагогическом институте им. А.И.Герцена (1922-29), входила в литературное
объединение «Мастерская слова».
В 1925 стала женой поэта Н.Брауна.
Начала печататься в 1923 («Думы девичьи рдеют в закатах...» // Красный студент.
1923. №6). Первая книга стихов «Первопуток» (1928) вызвала одобрительное письмо
Б.Пастернака (архив Н.Брауна). Критики нашли в книге элементы ученичества,
«схему хлебниковско-тихоновского стиха», «по-пастернаковски изысканные
созвучья» (Оксенов И. // Звезда. 1928. №6; Поступальский И. // Новый мир. 1928.
№9. С.255), влияние Н.Клюева. Но отмечали и свежесть чувств автора,
плодотворное развитие им фольклорных традиций. Уже тогда обозначился главный
образ Комиссаровой: «малая родина» Кострома как олицетворение великой России. В
следующей книге — «Переправа» (1932) стиль Комиссаровой обрел
социально-публицистическую направленность, но народно-поэтическое начало
осталось определяющим. В годы Великой Отечественной войны (Комиссарова была
эвакуирована в Пермскую обл. с маленьким сыном) на слова Комиссаровой были
созданы песни, вошедшие в репертуар ряда ансамблей («Урал-богатырь», «Уральская
партизанская» и др.). Пережив семейную трагедию (вся многочисленная семья
Комиссаровых к тому времени была репрессирована), в своей лирике поэтесса на
первый план выдвинула героические черты национального характера. Поэма «Лиза
Чайкина», законченная к 1955, встала в один ряд с такими произведениями, как
«Зоя» М.Алигер и «Сын» П.Антокольского.
Тем не менее в 1946 после постановления ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и
„Ленинград"» набор подготовленной книги стихов Комиссаровой был рассыпан (в
вину Комиссаровой в постановлении вменялись «произведения, проникнутые тоской,
пессимизмом и разочарованием в жизни»), а имя поэтессы долгие годы
замалчивалось. Творческий успех в этот период сопутствовал ей в переводческой
работе (с белорусского и украинского, прежде всего лирики Леси Украинки).
В 1982 Комиссарова удостоена премии им. М.Рыльского.
В послевоенные десятилетия голос Комиссарова обрел широкий диапазон: от мягкой
задушевности до напряженного драматизма. Таковы ее книги «Моя тропинка
продолжается» (1961), «Дорога к друзьям» (1968), «Ожидание встречи» (1973),
«Еще не вечер» (1981) и книга избранного «Всем расстояньям вопреки» (1979). В
них обрисовался сквозной сюжет лирики Комиссаровой: «потемки деревни» и чувство
дочерней благодарности тебя породившим («Детство», 1934, написанные позднее
«Бабка», «Матери»); женская лирика разлук и встреч («Снегурочка, где ты?»),
затем материнское, монументальное годов войны («Зароют в землю голос мой...»),
а после — и трагическое, вдовье (цикл, посвященный памяти Н.Брауна: «Ты здесь,
со мною рядом»). Поэтический слог Комиссаровой лишен внешней эффектности. Но
когда возникают такие образы, как «метели звездные запели», «реки спят в
обнимку с берегами», «молния латынью расписалась / На вечном небе вечным словом
— Рим», ощущается выучка «петроградско-ленинградской школы» 1920-х. Комиссарова
создавала патриотические произведения, не противоречащие официальной идеологии.
Но Комиссарова отличалась гражданской стойкостью.
В 1930-е выступила в защиту Б.Пастернака, в 1969 отказалась подписаться под
официальным письмом, требовавшим исключения А.Солженицына из писательских
рядов, в конце жизни оказывала материальную помощь политическим
репрессированным, с 1991 была почетной соратницей Российского Имперского
союза-ордена. Поддерживала возрождение казачества, подписывала обращения за
возвращение всех храмов верующим. Отпевали Комиссарову в Князь-Владимирском
соборе, похоронили на Комаровском кладбище рядом с Н.Брауном.
Соч.:
Стихи. Л., 1967;
Всем расстояньям вопреки: Стихотворения разных лет. Л., 1979;
Избранное. Л., 1984.
Лит.:
Пьяных М. Верхневолжье — источник вдохновения: Литературный портрет
М.Комиссаровой // Твоя земля рассказывает. Кострома, 1960. С.92-93;
Азаров Вс. Дело жизни: Перечитывая стихи М.Комиссаровой // Нева. 1966. №7.
С.182-184:
Александр Прокофьев: Вспоминают друзья. М., 1977.
Луговцов Н. Рассказы о моих современниках: Мария Комиссарова, Жур П. Мастер //
Звезда. 1981. №5:
Филиппов Г. Срываю дни с календаря...// Звезда. 1984. №8. С.167-171.
Г.В.Филиппов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|