|
Рекемчук Александр Евсеевич
[25.12.1927, Одесса]
— прозаик, поэт, кинодраматург, переводчик.
Родился в семье со сложной, драматической судьбой.
Его отец, Евсей Тимофеевич Рекемчук, штабс-капитан русской армии, участвовал в
Гражданской войне, затем оказался эмигрантом, жил во Франции. В 1926 вернулся
на Родину, стал журналистом, однако во второй половине 1930-х был репрессирован
(расстрелян в 1937).
Мать Рекемчука, Л.А.Приходько, была актрисой, снималась в фильмах немого кино.
После развода в 1933 с отцом Рекемчука вышла замуж за австрийского
политэмигранта, участника гражданской войны в Испании Ганса Нидерле. Влияние
отчима было заметным в детские годы, и впоследствии в своей журналистской
работе он использовал его имя в качестве своего псевдонима (Александр Нидерле).
Кроме того, Г.Нидерле во многих событиях своей судьбы становится одним из
прототипов героя автобиографической повести Рекемчука «Товарищ Ганс» (1965), а
также сценария «Они не пройдут» (1963).
Детские годы Рекемчука прошли в Одессе, а затем в Харькове. Впервые свое
стихотворение «Перше травня» («Первое мая») Рекемчук опубликовал на украинском
языке в сборнике «Щаслива южсть» (Харьков, 1938).
Когда началась война, Рекемчук эвакуировался на Алтай, жил в Барнауле. После
окончания средней школы в 1943 поступил в 4-ю Московскую артиллерийскую школу,
переведенную в те годы в г.Бийск. Вместе с нею вернулся в Москву; окончил школу
в 1946. Но уже в ранней юности Рекемчук начинает свои литературные опыты. Это
дает ему возможность в 1946 стать студентом Литературного института им.
М.Горького. После окончания 1-го курса он поехал на практику в Коми АССР и,
увлеченный возможностями, открывшимися в новых для него обстоятельствах жизни,
остается там надолго; учение в Литературном институте продолжает на заочном
отделении. С этого времени началась его деятельная журналистская жизнь: с 1947
по 1951 работает сначала литературным сотрудником, а затем заведующим огделом
культуры в республиканской газете «За новый Север» (впоследствии газета сменила
название на «Красное знамя»). Все эти годы Рекемчук много и увлеченно ездил по
северным землям, систематически печатаясь, работая во всех газетных жанрах
(статьи, очерки, корреспонденции, фельетоны, стихи и др.).
В 1951 Рекемчук вернулся в Москву, через год окончил Литературный институт и
стал работать вначале внештатным корреспондентом журнал «Огонек», а затем
ответственным секретарем редакции многотиражной московской газеты «За
газификацию», где также много печатался, широко используя свой опыт пребывания
на Севере — в нефтеносных и газопромышленных районах. Работа эта настолько
поглощает его, что уже в 1954 Рекемчук снова надолго уезжает в Коми АССР, где
до 1959 работает собственным корреспондентом республиканской газете в Ухте, а
также руководит местным литературным объединением.
В 1956 он совершает недолгое путешествие по Германии и Польше, в следующем году
становится членом СП СССР.
С 1963 Рекемчук постоянно живет в Москве. В течение гола он занимал должность
заместителя главного редактора журнала «Молодая гвардия», затем становится
главным редактором «Мосфильма» (1964-67); является также членом редколлегий
журнала «Знамя» (1966-70), «Новый мир» (1970-86); в 1970-77 был секретарем
правления Московской писательской организации.
Но главным в его литературной судьбе эти годы остается все более захватывающая
его творческая работа над «северным» материалом. Освоение Севера, работа
геологов, строителей, нефтяников для Рекемчука — не поверхностное,
«командировочное» знание, а результат пережитого, близких наблюдений, которые
он продолжал углублять в течение многих лет и во многих произведениях. Его
первые сборники, куда вошли повести и рассказы на материале этих впечатлений,
были опубликованы в Сыктывкаре — «Стужа» (1956) и «Берега» (1958). Первыми
значительными произведениями, которые ввели его в большую русскую литературу
конца 1950-х — начала 1960-х, были повести «Время летних отпусков» (1958-59) и
«Молодо-зелено» (1960-61), привлекшие к себе внимание критики; опубликованные
вначале в газеты Ухты и Сыктывкара, они тогда же были перепечатаны в московском
журнале «Знамя».
Как художника, становление которого происходило в годы серьезных перемен в
общественной и литературной жизни страны, Рекемчук привлекает повседневная
трудовая жизнь людей его поколения; становление характеров, углубление
внутреннего мира человека, освобождающегося от стереотипов, еще недавно
обязательных в книгах о советской молодежи. Это проявилось в его первых крупных
повестях — «Время летних отпусков» (Светлана Панышко) и «Молодо-зелено»
(Николая Бабушкин), и еще более — в дальнейшей прозе Рекемчука. Истокам и
превратностям своеобразной судьбы своего поколения Рекемчук посвящает повесть
«Товарищ Ганс» (1965), во многом автобиографическую: герой этой повести Саня
Рымарев — пасынок австрийского коммуниста-эмигранта, который переживает трудную
судьбу и в Советском Союзе. Юный герой повести вбирает в свой опыт многое
пережитое молодым поколением в 1930-е и во время войны. Вообще, к событиям
войны, эвакуации и т.д. Рекемчук обращается неоднократно —в повести «Мальчик»
(1970), в романе «Нежный возраст» (1979), где правдиво и искренне рассказано и
о раннем трудовом приобщении подростков к жизни (стоит отметить, что прототипом
героя повести «Мальчик» был композитор Родион Щедрин). Возвращается Рекемчук и
к судьбам юных воспитанников военного училища; здесь также оказался
востребованным опыт лично пережитого. Отметим, что роман «Нежный возраст» был
во многом переработанной повестью «Товарищ Ганс».
Но все же Рекемчук как писатель привязан к впечатлениям его многолетнего
пребывания на Севере, в Коми. Этот материал остается для него источником новых
и новых открытий человеческих судеб в меняющемся мире. Таков его роман «Скудный
материк» (1968), где снова перед читателем открывается природа Севера, нелегкие
проблемы ее неразрушающего освоения, которые должно решать человеку, живущему
на этой земле и, к сожалению, подчиняющемуся нередко экологически опасным
директивам «верхов». Среди персонажей книг Рекемчука не только
энтузиасты-добровольцы, но и репрессированные, «лагерники» (судьба одного из
них, бурового мастера Ивана Еремеева, — в центре событий романа «Скудный
материк»). На ином, но тоже лично выношенном материале рассказывает Рекемчук о
жизни северян в романе «Тридцать шесть и шесть» (1987), где перед читателем
развертывается непростая судьба студента, посланного в 1947 на Север собирать
фольклор. Обе книги — «Нежный возраст» и «Тридцать шесть и шесть» — образуют
своего рода дилогию. В романах привлекает требовательный и искренний
самоанализ, захватывающий все эпохи истории, пережитой героями и преломившийся
в сознании близкого Рекемчук и социально, и биографически человеческого типа.
В 1940-50-е Рекемчук пишет и публикует немало своих стихотворений, главным
образом в периодике Коми АССР (но его поэтические опыты так и не были до сих
пор собраны в книжном издании). В эти же годы он немало работает и как
переводчик, главным образом с языка коми, но также и с украинского; кроме того,
в свои журналистские годы на Севере он вполне профессионально и систематически
выступает как критик и рецензент, в поле зрения которого и литературная жизнь
молодежи Севера, и театральные постановки как местных театров, так и
гастрольные спектакли; ему принадлежит ряд содержательных отзывов на сочинения
писателей-современников — Г.Березко, А.Штейна, Ч.Айтматова и др.
Несомненно, что этот широкий кругозор Рекемчук — журналиста, газетчика
обусловлен многогранностью его художественного таланта. Не случайно, вернувшись
в Москву после многих лет работы на Севере, он много и успешно работает в кино.
По его сценариям созданы художественные и телевизионные фильмы «Время летних
отпусков» (1960), «Молодо-зелено» (1962), «Они не пройдут» (1965), «Арбузный
рейс» (1965), «Ожидания» (1966), «Евгений Урбанский» (1967),
«Как тысяча солнц» (1974) и «Железное поле» (1986).
Некоторые произведения Рекемчука были инсценированы: «Время летних отпусков»
(инсценировка Б.Шварца) поставлена на Ленинградской телестудии; эта же повесть
в инсценировке Т.Марченко поставлена на Ленинградском радио.
Одновременно Рекемчук отдает много сил воспитанию нового писательского
поколения: с 1975 он — руководитель семинара прозы в Литературном институте; с
1988 - профессор.
В 1989 и был членом ассоциации «Писатели в поддержку перестройки»; в
последующие годы становится главой издательства «ПИК».
Произведения Рекемчук переведены на многие иностранные языки.
Соч.:
Избранные произведения: в 2 т. / предисл. В.Савватеева. М., 1977;
Избранное / предисл. автора. М., 1982;
Хлопоты. М., 1976;
Исток и устье. Л., 1977;
Нежный возраст. М., 1977;
Старое русло Клязьмы: Рассказы. Повесть. Роман. М., 1986;
Тридцать шесть и шесть: роман. М., 1987;
Мальчики. М., 2001;
Знаки времени: сб. [Знаки времени. Нежный возраст. Железное поле]. М., 2002;
Мальчики. М., 2001;
Знаки времени. М., 2002;
Пир в Одессе после холеры. М., 2003.
Лит.:
Семушкин Т. Александр Рекемчук // Рекемчук А. Все впереди. Время летних
отпусков. Роман-газ. 1959. №22;
Львов С. Новое имя // Новый мир. 1959. №12;
Галкина Н. Александр Евсеевич Рекемчук. Памятка читателю. Сыктывкар, 1963;
Акимов Б. Созревание таланта // Нева. 1960. №7;
Полякова В. После первой книги // Новый мир. 1963. №4;
Гальперин В. Проза Александра Рекемчука // Рекемчук А. Рассказы и повести.
Сыктывкар, 1965;
Макаров А. Через пять лет: По следам собственных выступлений // Макаров А.
Идущим вослед. М., 1969;
Левин Ф. Редкостный уголок действительности // Дружба народов. 1970. №12;
Кожевников В.И. Александр Евсеевич Рекемчук // Русские советские
писатели-прозаики: библ. указатель. Т.7. Ч.2. М., 1972;
Авчинникова Н. // Знамя. 1979. №9;
Арзамасцева И.Н. А.Е.Рекемчук // Русские писатели XX в. М., 2000;
Семёнов Г. Концерт для возраста с оркестром. СПб., 2000.
В.М.Акимов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|