|
Булычёв Кир (настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко)
[18.10.1934, Москва — 5.9.2003, Москва]
— прозаик, кинодраматург.
Отец — Всеволод Николаевич Можейко, окончил слесарный техникум, затем —
юридический факультет Ленинградского университета, адвокат, председатель
Главного арбитражного суда, впоследствии преподаватель теории государства и
права; мать — Булычёва Мария Михайловна; инженер-механик.
В 1957 Булычёв окончил Московский педагогический институт иностранных языков
им. Мориса Тореза с дипломом востоковеда, работал переводчиком в Бирме, с 1959
года — аспирант, затем научный сотрудник института востоковедения АН, с 1966 —
доктор исторических наук, область научных интересов — история Юго-Восточной
Азии.
С 1960 активно сотрудничал с журналом «Вокруг света» в качестве корреспондента.
Первая прозаическая публикация — рассказ-мистификация «Долг гостеприимства»
(Азия и Африка сегодня. 1965. №7), напечатан как переводной, в качестве автора
указан «бирманский прозаик Маун Сейн Джи». Первые публикации под псевдонимом
Кир Булычев — подборка детских сказок «Девочка, с которой ничего не случится»
(Мир приключений. М.: Детская литература, 1965), и рассказ «Когда вымерли
динозавры» (Искатель. 1967. № 2).
Лауреат Государственной премии СССР (1982).
Булычёв начал активно публиковаться со второй половины 1960-х, несколько позже,
чем первые представители «новой волны» в научной фантастике (И.Ефремов, А. и Б.
Стругацкие, И.Варшавский, Г.Альтов и др.), зародившейся в эпоху оттепели,
когда, по словам самого Булычёва, «на крушение сталинской модели мира наложился
прорыв человека в космос». (Булычев Кир. За пределами рецензии // Если. 1999.
№1-2. С.240-244). Однако даже на фоне этой блестящей плеяды Булычёв быстро
завоевал читательскую популярность. «Успех писателю принесли уже ранние
рассказы и повести, которые объединил программно названный сборник «Люди как
люди» (М., 1975), определивший экологическую нишу Булычёва в отечественной
научной фантастике: камерные истории о простых людях, попавших в невероятные
обстоятельства, точность психологического рисунка, бытовые детали, создающие
неповторимое правдоподобие самых экзотических миров научной фантастики, юмор,
емкий лаконичный язык интеллигентной "городской прозы"» (Борисов Вл.
Энциклопедия фантастики. Минск, 1995. С.116). Многие рассказы этого сборника
отличаются пронзительной лиричностью. Так, в «Снегурочке» завязывается
трогательная и безнадежная любовь между юношей с «земного» космического корабля
и спасенной им девушкой с невыносимо холодной для землян планеты. А в рассказе
«Корона профессора Козарина» трагическое непонимание между молодыми супругами
способен преодолеть лишь найденный в дачном чулане аппарат для чтения мыслей.
Фантастика Булычёва лишена как громкого пафоса, так и унылого
популяризаторства. С т.н. «исповедальной прозой» 1960-х ее сближает юношеская
романтичность и вера в высокое предназначение человека. А насмешливый, порой
слегка пародийный, сниженный тон его повествования подчеркивает это сходство.
Булычёв — мастер того, что ныне принято называть «сериалом»; большинство его
рассказов и повестей группируется вокруг одного или нескольких центральных
персонажей — «девочки из будущего» Алисы Селезневой, космического врача Павлыша
или агента космо-флота Андрея Брюса. Однако наиболее популярные его герои сошли
со страниц сборника «Чудеса в Гусляре» (М., 1972), впоследствии выдержавшего
множество переизданий. Чудаки, обыватели и «скромные гении», населяющие Великий
Гусляр, выступают в качестве представителей земной цивилизации в контактах с
многочисленными космическими пришельцами, почему-то облюбовавшими этот
крохотный городок. Иногда в их размеренную жизнь врываются изобретения местного
гения — профессора Минца, или самые настоящие чудеса, как в рассказе «Поступили
в продажу золотые рыбки». Иногда жителям Великого Гусляра, ставшего
перекрестком космических дорог, приходится пускаться в самые отчаянные
авантюры, чтобы поддержать «честь Земли». Комизм ситуации усугубляется тем, что
жители городка, для которых пришельцы привычней, чем иностранные туристы,
объясняются с инопланетянами на характерной для общения с «зарубежными
друзьями» помеси бытового языка и канцелярита.
В своих «космических» циклах Булычёв также одним из первых отошел от принятых
стереотипов. В этом ему помогли многочисленные путешествия, в частности
плавание на сухогрузе «Сегежа» из Мурманска в Тикси. О буднях космонавтов он
пишет, как писал бы о моряках, геологах, археологах... Именно сочетание
увлекательного сюжета и современного, в меру модного стиля сделало Булычёва
одним из любимых писателей инженерно-технической интеллигенции, а также
постоянным автором прогрессивного научно-популярного журнала «Химия и жизнь».
Но наибольший успех Булычёв снискал в «непрестижном» жанре детской фантастики,
где ему не было равных. Его рассказы и повести о девочке из будущего Алисе до
сих пор читаемы и любимы. Этот цикл — по крайней мере, первые его повести —
можно при желании воспринимать и как пародию на тогдашние штампы детской
литературы и второсортной фантастики, отчего взрослые читали «Алису» с
неменьшим удовольствием, чем дети. А «Заповедник сказок» из того же цикла (М.,
1985), пародирует еще и вошедший в моду в 1970-е «стиль рюсс».
Не менее интересны и «внесерийные» произведения Булычёва. Так, в повести
«Похищение чародея» (Химия и жизнь. 1979. №8-12) люди из будущего проникают в
прошлое, порою с риском для жизни, чтобы спасти «гениев, которых не было» —
тех, чьи задатки так и не смогли осуществиться в хаосе и дикости темных веков.
Особняком стоит и роман «Река Хронос» (М., 1992), по признанию самого Булычёва,
его «главная вещь».
В последние годы жизни интонация повествований Булычёва изменилась. Даже в
новеллах о Великом Гусляре юмор и ирония уступили место жесткой, почти
фельетонной сатире, как в повести «Перпендикулярный мир» (Химия и жизнь. 1989.
№1). По отзывам критиков, отдельные произведения, вышедшие из-под пера писателя
за последнее десятилетие, несут на себе отпечаток поспешности или вторичности.
Неоднозначно оценивается и попытка Булычёва вернуться к своим старым рассказам,
переработав их в романы (так, в основу романа «Вид на битву с высоты» (М.,
1998) положен 20-летней давности рассказ «Выбор»). Тем не менее Булычёв
оставался одним из самых популярных отечественных писателей-фантастов
современности, а по результатам опроса, проведенного ежемесячным журналом
фантастики «Если» (1997. № 10) — самым популярным.
Именно с этим журналом в последние годы Булычёв тесно сотрудничал: состоял в
редакционном совете, публиковал рассказы и повести, воспоминания «Как стать
фантастом» (Если. 1999. №8-11) и, наконец, литературно-публицистическое
исследование «Падчерица эпохи» (2003. №6-8), посвященное истории советской
фантастики 1917-41. Эта работа, завоевавшая награды нескольких крупнейших
отечественных конвентов (съездов писателей-фантастов), в 2004 вышла отдельной
книгой.
В честь героини Булычёва Алисы Селезневой учреждена и ежегодно вручается премия
«Алиса» — за лучшее фантастическое произведение для детей (до 2004 года ее
вручал сам Булычёв), а с 2004 года журналом «Если» учреждена премия им.
Булычева «за гуманизм в фантастике». Первыми ее лауреатами стали киевские
писатели М. и С. Дяченко.
Особо следует сказать о вкладе Булычёв в отечественную кинематографию. Снятые
по его сценариям или на основе его повестей кинофильмы, полнометражные
мультфильмы и телесериалы полюбились людям самых разных возрастов. По словам
самого писателя, он автор сценариев «к дюжине полнометражных фильмов и
несметному числу короткометражек». Именно за сценарии к фильмам —
художественному фильму «Через тернии к звездам» (1980, реж. Р.Викторов) и
мультфильму «Тайна третьей планеты» (1980, реж. Р.Качанов) в 1982 писатель
получил Государственную премию.
За ними последовали сценарий фильма «Слезы капали» (в соавторстве с Г.Данелия и
А.Володиным, 1982), мультфильм «Два билета в Индию» (реж. Р.Качанов, 1983),
кинофильм «Комета» (реж. Р.Викторов и Ю.Чулюкин, 1983) и др. Но самый заметный
успех пришелся на долю 5-серийного телевизионного фильма «Гостья из будущего»
(1984) и его продолжения — «Лиловый шар» (1987) (реж. П.Арсенов).
Экранизированы также повесть «Перевал» (мультфильм, реж. В.Тарасов, 1988, в
котором использована интересная графика астронома и автора «новой истории»
А.Фоменко), повести «Подземелье ведьм», «Похищение чародея» и рассказы из
«гуслярского цикла».
Соч.:
ПСС: в 15 т. / сост. А.В.Алексеев. М., 1993-97. (Взрослая фантастика);
ПСС: в 10 т. / сост. А.В.Алексеев. М., 1993-98. (Детская фантастика).
Лит.:
Семибратова И. Давайте помечтаем // Детская литература. 1983. №11;
Волков А. В одежде нашего века: Советская анимационная фантастика 80-х //
Детская литература. 1991. №5;
Аврамов И. Кир, отец Алисы. О творчестве писателя Кира Булычева //
Одноклассник. 1992. №6-7)
Арбитман Р. Прощание с Великим Гусляром // Арбитман Р. Участь Кассандры: статьи
о фантастике и не только о ней. Саратов, 1993;
Ревич Вс. Перекресток утопий. Судьбы фантастики на фоне судеб страны. М., 1998;
Русская фантастика XX века в именах и лицах. М., 1998;
Щербак-Жуков А. Третья жизнь Кира Булычева // На экране Чудо: Отечественная
кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии.
М., 2003.
М.С.Галина
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|