|
Распутин Валентин Григорьевич
[15.3.1937, пос. Усть-Уда Усть-Удинского р-на Иркутской обл.]
— прозаик.
«Родился я в трехстах километрах от Иркутска,— рассказывает писатель,— в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я — коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, — ей забот, сколько помню, всегда хватало» (Вопросы литературы. 1976. №9). Детство Распутина прошло в низовьях Ангары, в небольшой д. Аталанке, которая впоследствии была перенесена на берег Братского моря. С 1944 по 1948 учился в Аталанской начальной школе, с 1948 по 1954 в Усть-Удинской средней школе.
В 1954 поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета.
В 1955 познакомился с А.Вампиловым, будущим драматургом, с которым его связали близкие дружеские и творческие отношения.
30 марта 1957 в газете «Советская молодежь» появилась первая публикация Распутина — «Скучать совсем некогда». Несмотря на то что Распутин, по его собственному признанию, не думал о литературном творчестве, а готовился стать учителем, он с увлечением занимался журналистской работой. В иркутской газете «Советская молодежь» печатает статьи, заметки о студенческой жизни, о пионерах, о школе, работе милиции, использует в то время псевдоним Р.Валентинов, позже — В.Каирский, но чаще публикует работы под своим именем. После окончания университета (1959) оставлен на работе в газете. В 1961 в альм. «Ангара» (№1) появляется в печати первый рассказ Распутина «Я забыл спросить у Лешки...». Это была романтическая история о дружбе и смерти, герой которой размышлял о ценности отдельной человеческой жизни и великих идеалах коммунизма.
С 1961 по 1966 работает редактором литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения, литсотрудником газеты «Красноярский рабочий», спецкором газеты «Красноярский комсомолец», пишет рассказы и очерки о молодых участниках великих строек Сибири.
В 1965 принимает участие в Читинском зональном семинаре начинающих писателей; здесь произошла встреча с В.Чивилихиным, которого писатель считает своим «крестным отцом в литературе». В.Чивилихин отметил талант Распутина и даже передал по телефону в «Комсомольскую правду» его рассказ «Ветер ищет тебя».
В 1966 в Красноярске вышла книга очерков «Костровые новых городов», а в Иркутске — книга очерков и рассказов «Край возле самого неба». Очерки Распутина проникнуты романтической героикой, свойственной этому жанру в 1960-е. В них своеобразным образом переплетались мотивы трагизма и героики, будничной реальности и лирики, переживания отдельной личности и образ народа-строителя. Они излишне фактографичны, в них немало цифр, документов, броских сопоставлений. Однако среди этого материала вызревала дорогая для Распутина идея о присутствии душ погибших среди живущих. Она незаметно контрастировала с пафосом «покорения природы», который навсегда ушел из творчества Распутина после 1960-х. Наиболее интересными были рассказы Распутина из сборника «Край возле самого неба». В рассказах о жителях Саян — тофаларах впервые в творчестве Распутина появились образы старых мудрых женщин, умеющих жить в гармонии с совестью и окружающей жизнью («Продолжение песни следует», «Эх, старуха»). Впервые Распутин обращался к мифу, фольклору, используя поверья, заклинания, воссоздавая разговоры живых с умершими.
В 1967 опубликован рассказ «Василий и Василиса», посвященный трагедии отчуждения двух любящих людей. Эта история была воссоздана с удивительным тактом и осторожностью, психологической тонкостью и достоверностью. Сквозь грустную историю разрушения семьи просвечивала в отдельных деталях история послевоенной жизни русской деревни. После увлечения западной литературой (Хемингуэй, Ремарк) Распутин обращается к русской классике — к творчеству Достоевского, Л.Толстого, Бунина. Среди классиков советской литературы Распутин выделяет творчество М.Шолохова, А.Платонова, Л.Леонова.
В 1967 Распутин принят в СП СССР.
В том же году в альманахе «Ангара» (№4) опубликована повесть «Деньги для Марии», которую сам Распутин считает началом самостоятельной творческой работы. В 1968 она появилась отдельным изданием с послесловием Ф.Кузнецова «Писатель родился». Сюжет повести достаточно прост: у продавщицы деревенского магазина обнаружена недостача, и ее муж Кузьма пытается собрать эту сумму, чтобы спасти от тюрьмы жену — мать четверых детей. Если сама Мария замыкается в своем горе, то Кузьму беда гонит по людям и дорогам, ввергая в состояние безысходности и отчаяния. Главное содержание повести составляют встречи Кузьмы с разными людьми, размышления его о жизни, сны, перемешанные с явью. Сквозь реалистически суровое и строгое описание этих событий проступают в повествовании черты притчи, рассказывающей о том, как нарушились в деревне исконные традиции коллективного бытия, как очерствел человек, не желающий поставить себя на место попавшего в беду. Главным средством раскрытия характера героя, начиная с этой повести, стал у Распутина внутренний монолог, который нередко переходит в несобственно-прямую речь автора. Внутреннюю композицию повести определяет чередование двух временных планов — прошлого и настоящего, сопоставлением которых определяется характер опасного этического сдвига в народной среде. Особую поэтическую глубину придают повестям Распутина картины природного мира, а также элементы недосказанности, иррациональности, тайны, народно-поэтической мифологии.
В 1970 в журнале «Наш современник» (№ 7, 8) появилась повесть Распутина «Последний срок», которая принесла широкую известность автору. Рассказ о последних днях умирающей старухи Анны, к которой съехались ее взрослые дети, воссозданный в реалистической конкретности и точности, перерастает в философско-поэтическое размышление о смерти простой женщины, исполнившей свой материнский и трудовой путь с жертвенной добротой и ощущением красоты. Критика эту повесть Распутина называла «поэмой о смерти крестьянки». Проблема смерти в советской литературе находилась под негласным запретом, следовало писать лишь о смерти героической, вдохновляющей на подвиг, борьбу, самопожертвование. У Распутина иной ракурс Рассказывая о том тайном и зыбком переходе человеческой души в мир иной, писатель не только показывает исход жизни, ее результат, чо и ожидающий ее впереди момент соединения с предками, многовековой традицией, бесконечной цепи вечной жизни. «Ей есть к кому уходить и есть от кого уходить», — писал Распутин о старухе Анне. Однако ее дети уже не ощущают этой кровной и духовной привязанности ни друг к другу, ни к родному дому, ни к вечной народной жизни. Они не обладают той цельностью, душевной гармонией, памятью, которые обеспечивают высокое достоинство их матери.
Повесть «Последний срок» долгие годы находилась в центре споров о «деревенской прозе», выдерживая упреки социологизированной критики в «идеализации патриархальщины», в противопоставлении города деревне Однако позиция Распутина начиная с 1970-х не укладывалась в рамки только социального анализа. Обладая широтой этической и философской проблематики, высокой духовной наполненностью, Распутин исследует жизнь сквозь понятие «крестьянского рода», анализируя тончайший механизм передачи наследственного кода, генетических особенностей духовной жизни от поколения к поколению до момента разрыва, утраты этой традиции. По его утверждению, «жизнь, не подтвержденная смыслом души, есть существование случайное». В этом процессе Распутина интересуют экзистенциальные состояния человека, когда он находится в кризисных, «пограничных» ситуациях перед лицом смерти или любой другой катастрофы, грозящей ему физической или духовной гибелью. Пристально вглядываясь в человека на пороге вечности, Распутин прежде всего обращает внимание на свободу и ответственность, с которой тот завершает свои земные дела. Истоки этой свободы в интуитивном осознании, чувственном ощущении смысла своего прихода в жизнь, «духовного местонахождения» на карте человечества. Рассказ Распутина об этих событиях отличает врожденное художническое чувство такта, своя мера допустимого и возможного в описании человеческой жизни.
В 1972 появляется в печати почти не замеченная критикой очерковая повесть «Вниз и вверх по течению», герой которой — писатель Виктор — совершал паломничество из города к местам своего деревенского детства. В.Астафьев писал о ней: «Завершив очень важный начальный этап в работе, он как бы отошел чуть в сторону, чтобы взглянуть на ту дорогу, какую он сам себе торил, да и поразмыслить о дальнейшей своей судьбе, стало быть, и о судьбе родной земли» (Роман-газета. 1978. №7). Повесть состоит из трех частей, взаимопереплетенных в повествовании. Одна в жанре путевого очерка рассказывает о нравах рабочих поселков, расположенных по берегам Ангары, другая посвящена лирическим воспоминаниям о детстве, о той поре, когда «жили бедно, но весело и дружно», об утраченной «малой родине», которая оказалась на дне Братского моря. В третьей части идет разговор о сложностях писательского ремесла, о неудовлетворенности начинающего художника, заглядывающего в бездны и тайны человеческой психики. Виктору снится свой персонаж, который осуждает его за попытку изобразить последние видения умирающего человека, ибо они непостижимы. В размышлениях героя повести находят отклик сомнения Распутина в праве художника «переступать последнюю черту», чтобы услышать голос тех, кто уже ушел с этой земли и унес с собой частицу недоступной живущим истины.
В 1973 появляется в печати один из лучших рассказов Распутина — «Уроки французского», посвященный Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга А.Вампилова. Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня» (15 всгреч в Останкине. М., 1989. С.221). Маленький герой рассказа — 11-летний мальчик — сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот «антипедагогический поступок» была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел. Суровый, будничный рассказ о голодной зиме дополняется совр. раздумьями автора-повествователя о чувстве вины перед теми, кто помогал ему в жизни, о муках совести, настигающей человеческую душу, о вечной неудовлетворенности собой, об утрате того духовного и нравственного богатства, которым владели в детстве.
В 1974 в журнале «Наш современник» (№ 10, 11) была напечатана повесть Распутина «Живи и помни» — одно из лучших произведений русской послевоенной прозы. Задуманная писателем как повесть о женщине «в ее природном и нравственном целомудрии», она воспринималась критикой как произведение о войне, о дезертире, сбежавшем домой, чтобы «поглядеть» на родственников и жену. Критики даже сравнивали ее с повестями Ю.Гончарова «Дезертир» (1962) и Ч.Айтматова «Лицом к лицу» (1958). Но Распутин не уставал повторять: «Ради Настены и задумывалась эта вещь, и писалась. А для того, чтобы характер ее проявился в полную меру, пришлось искать какие-то особые обстоятельства, каковыми я посчитал историю с ее мужем. А это потребовало и в отношении к нему некоего судебного разбирательства перед приговором. Не хотелось его мазать одной лишь черной краской...» (15 встреч в Останкине. С.217). Характер Настены Гуськовой максимально приближен к идеальному. Она «с самого начала мечтала отдавать больше, чем принимать,— на то она и женщина, чтобы смягчать и сглаживать совместную жизнь, на то и дана ей эта удивительная сила, которая тем удивительней, нежней и богаче, чем чаще ею пользуются»,— писал Распутин. Самоотверженная, чудесная и удивительно светлая женщина поставлена жизнью в ситуацию трагического выбора, ее душа не может примирить противоположные решения: как жить по совести, вместе со всем деревенским миром, сплоченным в горестях военной жизни, и как сохранить верность и преданность мужу, нарушившему закон братства и товарищества и бежавшему с поля боя. Преступление Андрея Гуськова отчуждает Настену от людей, лишает ее уверенности в настоящем, которое расходится на «отдельные, равные, чужие друг другу куски», и даже долгожданный ребенок обещает ей в будущем только позор. Не умея жить без единения с общей судьбой, в разорванном мире и в измученном сознании, чтобы сохранить свою душу, Настена уходит в воды Ангары. Повесть Распутина отличают цельность и гармония, изощренный психологизм, стройность композиции, интонационное богатство, «вкрадчивая», по наблюдению Б.Астафьева, тональность, тонкая метафоричность, разнообразие фольклорных и христианских ассоциаций.
Повесть «Прощание с Матёрой» (1976) подводит своеобразный художнический итог размышлениям Распутина о трагической судьбе деревни под колесами «научно-технической революции», осуществляемой варварскими, жестокими, антигуманными методами. Усиливается трагическое мироощущение писателя, которое приобретает апокалиптические черты. Если в «Последнем сроке» происходило прощание со старухой Анной, исполнившей свой долг и уходящей естественной смертью, в повести «Живи и помни» — с молодой прекрасной женщиной, не сумевшей вынести позора и мук совести, то в последнем произведении погибала под волнами искусственного моря Матера — русская патриархальная деревня. Время и власть обрекали на гибель не периферийные слои культуры и жизни, а ее обширные материки (не случайно деревня названа Матерой), еще живые и плодоносные. В повести нашла свое отражение философия, поэтика, мистика прощания с традиционным укладом жизни, «дедовскими святынями», нравственными и духовными заветами предков, которые Распутин олицетворяет в образе величественной и крепкой духом старухи Дарьи. Остров Матера у Распутина не просто отдельная деревня, а модель крестьянского мира, наполненного своими жителями, скотиной, зверьем, проживающим в уютном и родном ландшафте, в центре которого находится мощный листвень, границы которого охраняет таинственный и мистический Хозяин. Здесь царят гармония и целесообразность, познание и труд, уважение к живым и почитание мертвых. Но прощание с этой жизнью совсем не элегично и благостно, оно прерывается скандалами, драками, ссорами коренных жителей и «пожогщиков», «разорителей», приехавших очищать перед затоплением территорию для будущей электростанции. На их стороне оказывается и внук Дарьи — Андрей. Молодое поколение, которое должно быть, по мысли Распутина, лучше, чем уходящее, не выполняет своей исторической роли. Поэтому писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижениями и оставив на десятом плане человеческое совершенствование». Распутин вслед за Л.Леоновым ощущает дисбаланс между цивилизацией и культурой, техническим прогрессом и нравственным состоянием общества.
Повесть вызвала серьезную дискуссию в печати. Самые тяжелые в то время обвинения касались «романтизации и идеализации патриархального мира». Оценивая этот мир с позиции социологического и политического знания, некоторые критики видели в этой общественной структуре лишь консервативные и отрицательные качества, забывая о том, о чем напоминал Распутин. В патриархальной жизни содержалось то зерно, которое имело свое будущее, играло положительную роль в развитии нации, что откристаллизовалось веками как весьма ценная национальная традиция, составляющая золотой, неприкосновенный фонд культуры, обогащающий сокровищницу мировой цивилизации. (Об этом впоследствии говорил В.Белов в книге «Лад».) А.Салынский оценивал проблематику повести как «тривиальную» (Вопросы литературы. 1977. №2), В.Оскоцкий отмечал желание Распутина «из коллизии все-таки не трагедийной любой ценой "выжать" трагедию» (Вопросы литературы. 1977. №3), Е.Старикова заметила, что Распутин «более жестко и менее гуманно, чем раньше, разделил мир своей повести на "своих и чужих"» (Литература и современность. М., 1978. Сб. 16. С.230). Острота поднятых писателем вопросов вызвала на страницах «Литературной газеты.» дискуссию «Деревенская проза.Большаки и проселки» (1979. Сент.-дек.).
В конце 1970-х - начале 1980-х Распутин обращается к публицистике («Поле Куликово», «Абстрактный голос», «Иркутск с нами» и др.) и рассказам. В журнале «Наш современник» (1982. №7) напечатаны рассказы «Век живи — век люби», «Что передать вороне?», «Не могу-у...», «Наташа», открывающие новую страницу в творческой биографии Распутина. В отличие от ранних рассказов, в центре которых была судьба или отдельный эпизод биографии героя, новые отличаются исповедальностью, вниманием к тончайшим и таинственным движениям души, которая мечется в поиске гармонии с собой, миром, Вселенной. А.Адамович писал о них: «Новое, действительно новое здесь — подчеркнутое чувство реальности происходящего. Реальность страстно утверждаемой художником нашей человеческой неисчерпаемости... Человек в них — существо, себя самого удивляющее — глубинами, просторами, которые в нем сокрыты. И вдруг распахивается существо светоносное» (Литературная газеат. 1982. 1 сент.). «Здесь новый уровень общения людей,— утверждал В.Крупин,— здесь душа с душою говорит» (Литературная Россия. 1983. №1).
Философско-публицистическая повесть Распутин «Пожар» (1985) сюжетно продолжает «Прощание с Матерой». Но герои живут в поселке после переселения из затопленной подобно Матере деревни. И жизнь эта покатилась под гору, по варварским, хищническим законам, проявляющимся в отношении к природе, месту своего обитания, друг к другу. Вспыхнувший в поселке пожар — своеобразное наказание людям за грех беспамятства, безверия, пьянства. «Перед глазами все смешалось, — писал Распутин,— пожар изнутри и пожар настоящий, те и другие огни наплывали и кипели вместе». Главный герой повести — Иван Петрович, человек совестливый и работящий, пытается противостоять напору хаоса местных «архаровцев». Но и он ощущает себя на грани истощения, на краю могилы, не может преодолеть внутренний душевный конфликт. Он понимает, что прямолинейное обличение людей, прямой призыв «жить по совести» не достигают цели. Ему, как заметила С.Семёнова, не хватает творческого начала в этой борьбе со злом, которое могло бы «захватить самих "зараженных"», ибо моральное излечение невозможно без активности самого больного (Семёнова С— С.163). Философский пафос произведений Распутина, связанный с идеей сохранности мира, природы и памяти, дополняется мотивом творчества, столь необходимым для поиска новых путей созидания. Критики отмечали в «Пожаре» черты «учительской прозы» Л.Толстого, проявляющиеся в ориентации на моральный суд и самосуд, на рационализацию сюжета, на прямолинейную проповедь добра, гражданских и семейных ценностей. С этой традицией были связаны упреки писателю в излишней публицистичности его творчества.
Долгое время Распутин не обращается к художественному творчеству, работает как очеркист и публицист. В конце 1980 — начале 1990-х появляются его очерки о Сибири («Байкал», «Вниз по Лене-реке»), размышления о «Слове о полку Игореве» («Диалог с Д.С.Лихачевым»), о Сергии Радонежском («Ближний свет издалека»), о религиозном расколе в России («Смысл давнего прошлого»), известное «Слово о патриотизме», статьи о творчестве В.Шукшина и А.Вампилова и др. В середине 1990-х в журнале «Москва» и «Наш современник» опубликованы новые рассказы писателя («В ту же землю...», «Женский разговор», «По-соседски», «В больнице», «Изба», «Видение» и др.). Любимые герои Распутина — пожилые, совестливые люди — пытаются осмыслить новую жестокую реальность, которая представляется им страшной и трагической. Сквозь элементы нецерковной мистики, просвечивающей в этих произведениях, ощущается стремление писателя к православию.
4 мая 2000 Распутину вручается премия имени А.Солженицына.
В центре новой повести Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» (Наш современник. 2003. №11) образ сильной русской женщины — Тамары Ивановны Воротниковой, которая волею обстоятельств была вынуждена взять в руки отцовский обрез и застрелить насильника своей несовершеннолетней дочери. Сам писатель рассказывал о работе над этим произведением: «С повестью я провозился долго. Начинал и бросал, снова начинал и снова бросал. Останавливал самосуд Тамары Ивановны, чем бы он ни вызывался, какой бы безысходностью ни подталкивался. Можно было допустить, что в сложившихся обстоятельствах (а обстоятельства эти черным пологом облегли всю Россию) — не оказалось у нее другого выхода: на войне как на войне. Однако имеет ли право писатель на оправдание выстрела? Но и обойти этот случай каким-нибудь виртуозным ходом я не мог, это сразу перекрывало мне возможность говорить откровенно. Моя героиня и сама не может оправдывать себя, до конца жизни ей предстоят тяжелейшие нравственные муки, которые ни приговором, ни зоной среди таких же несчастных, не снимутся. Но еще страшнее и мучительнее была бы ее жизнь, если бы она позволила преступнику торжествовать победу и до последнего дыхания издеваться над ее правдой. Для нее это значило бы, что мир в своих нравственных и законо-полагающих основаниях перевернулся, и никто не собирается устанавливать его на прежнее место. Подобные чувства испытывал и автор» (Российский писатель. 2004. №3. С.9)
Соч.:
Избранные произведения: в 2 т. / вступ. статья Н.Котенко. М., 1990; Соч.: в 2 т. М., 1997;
Век живи — век люби: Рассказы и очерки. М., 1982;
Слово о патриотизме // Сибирь. 1988. №6;
Сибирь, Сибирь... М., 1991;
Ближний свет издалека: О Сергии Радонежском // Север. 1992. №5;
В одном сибирском городе: Цикл рассказов // Роман-газета. 1995. №17;
Поминный день // Роман-газета. 1996. №11;
В ту же землю: Повесть. Рассказы. М., 2001;
Дочь Ивана, мать Ивана: сб. Иркутск, 2004.
Лит.:
В.Г.Распутин. Биобиблиографический указатель. Иркутск, 1986;
Семёнова С. Валентин Распутин. М., 1987;
Котенко Н.Н. Валентин Распутин. М., 1988;
Яновский Н.Н. Писатели Сибири. М., 1988;
Золотусский И.П. В свете пожара. М., 1989;
Бондаренко В. Господи, поверь в нас... // Континент. 1992. №70;
Курбатов Б. Предчувствие // Наш современник. 1992. №1;
Быков Д. Слезный дар. Поздний Распутин // Литературная газета. 1998. 23 сент. С.7;
Тендитник Н.С. Валентин Распутин. Колокола тревоги. Очерк жизни и творчества. М., 1999;
Солженицын А. Слово при вручении премии А.Солженицына В.Распутину // Новый мир. 2000. №5;
Курбатов В. Слово о В.Распутине на вручении премии А.Солженицына // Русская провинция. Новгород. 2000. №3;
Большакова А. О вечно-девичьем в женской душе // Литературная учеба. 2002. №1;
Нива Ж. Валентин Распутин // Сибирь. 2002. №1;
Сухих И. Однажды была земля // Звезда. 2002. №2;
Старцев А. Русский писатель на краю русской земли // Москва. 2002. №3;
Колобаева Л.А. Распутин-рассказчик // Русская словесность. 2002. №2;
Литературно-критическая конференция по новой повести Валентина Распутина // Российский писатель. 2004. №3. С.1,4-9;
Курбатов В. Диагноз (О новом романе В.Распутина) // Литературная учеба. 2004. №3;
Беляков С. Живи в России // Урал. 2004. №3;
Чатшаев В.А. «Молений и молний взаимная сила» // Литература в школе. 2004. №6;
Кокшенева К. Границы судьбы // Москва. 2004. №2;
Быков Д. Зори над распутьями // Новый мир. 2004. №4;
Шахерова О.И. Распутин в школе. М., 2004.
Т.М.Вахитова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|