|
Баранская Наталья Владимировна
[18(31).12.1908, Петербург - 29.10.2004, Москва]
— прозаик, литературовед.
Родилась в семье профессиональных революционеров. Мать, Л.Н.Радченко, была
среди основателей Союза борьбы за освобождение рабочего класса, участвовала в
организации социал-демократической газеты «Искра». Отец, В.Н.Розанов, —
племянник В.В.Розанова, врач по образованию, один из организаторов
транспортировки и распространения «Искры» в России. На II съезде РСДРП
Л.Н.Радченко и В.Н.Розанов примкнули к меньшевикам. И до революции, и при
советской власти родители Баранской не раз арестовывались, высылались из
столичных городов.
В 1925 Баранская окончила Первую опытную школу МОНО и поступила на Высшие
государственные литературные курсы Моспрофобра. В преподавательском составе
этих курсов удивительным образом сочетались старая профессура, отвергаемая за
«реакционность», и молодые литературоведы, осуждаемые за «формализм», в
преподавании сочетались творческое и искусствоведческое направления.
В 1930 Баранская окончила эти курсы и одновременно историко-этнологический
факультет МГУ. Жила с сосланной матерью в Воронеже, работала в местном
издательстве. После ареста и высылки Л.Н.Радченко в Казахстан Баранская уехала
из Воронежа в Москву, а оттуда, вслед за сосланным первым мужем, в Уральск, где
работала в редакции газеты «Прикаспийская правда». После окончания срока ссылки
мужа Баранская уехала вместе с ним в Саратов, где также работала в
издательстве.
В 1936 муж Баранской был арестован и отправлен в воркутинские лагеря. Еще до
его ареста Баранская вернулась в Москву, работала экскурсоводом.
В мае 1937 она вышла замуж за своего родственника Н.Н.Баранского и вновь уехала
в Саратов, где в университете исследовала связи литературы и фольклора.
В 1940 Баранская вместе с Н.П.Анциферовым и И.В.Андросовым готовила в ГЛМ
Ломоносовскую выставку.
Н.Н.Баранский в 1943 погиб на фронте.
В окт. 1943 Баранская вернулась в Москву из эвакуации с Алтая. Работала в ГЛМ,
окончила аспирантуру МГУ.
В конце 1950-х Баранская стала заместителем директора по научной части в
Сосковском музее А.С.Пушкина.
В 1966 после выступления И.Бродского на вечере памяти А.А.Ахматовой и появления
на выставке в фойе музея фотографии Н.С.Гумилева Баранская была вынуждена
оставить работу в музее.
В 1968 в «Новом мире» были опубликованы первые рассказы Баранской — «Проводы»,
«У Никитских и на Плющихе». Осенью следующего года «Новый мир» напечатал
повесть Баранской «Неделя как неделя», которая остается наиболее известным
произведением Баранской. Перед читателем разворачивается картина обыденной
жизни — неделя, заполненная узнаваемыми обычными заботами и хлопотами молодой
работающей женщины, жены и матери двоих детей. Героиня повести — Ольга
Воронкова, занятая сверх меры на работе и дома, вызывает сочувствие читателя.
Это была первая из героинь Баранской, наделенных даром устроительницы жизни,
пусть и на небольшом пространстве вокруг себя.
Баранская публикуется в журнале «Юность», Сибирь», «Звезда».
В 1977 вышла первая книга — «Отрицательная Жизель», в 1981 — книга повестей и
рассказов «Женщина с зонтиком».
В сборник «Портрет, подаренный другу» (1982) вошли документальные очерки,
связанные с работой Баранской в музее А.С.Пушкина, рассказ «У Войныча на
мельнице» и повесть «Цвет темного меду» — о Наталье Николаевне Пушкиной, о ее
жизни после трагической дуэли, о воспоминаниях и раскаянии, об одиночестве
страдающего человека.
Роман «День поминовения» (1989) — книга о вдовах, потерявших мужей на войне.
Последняя книга Баранской — «Странствия бездомных» (1999) — посвящена истории
ее семьи, родителей, судьбам родных и близких, воспоминаниям о прожитой жизни.
Баранская определила главную тему своего творчества: «Бережение своей жизни,
уважение к жизни чужой — вот чего хочет от человека Господь. Человек учится
этому с первого года, если есть у него Дом. <...> Прочный и чистый Дом,
скрепленный любовью,— основа основ в каждой стране, на всей Земле». Во
вступлении к «жизнеописанию», как определила Баранская жанр книги, она
подчеркивает: «В моих повестях и рассказах изображается частная жизнь». Истории
частной жизни стали историей строительства такого Дома каждой из их героинь и
участниц. Поэтому эти истории и приобрели популярность среди читателей, не раз
переиздавались, переводились на иностранные языки, публиковались в 10 странах
Запада и в Японии.
Соч.:
Отрицательная Жизель: Рассказы, маленькие повести. М., 1977;
Женщина с зонтиком: повесть и рассказы. М., 1981;
Портрет, подаренный другу. Л., 1982;
День поминовения: роман, повесть. М., 1989;
Автобиография без умолчаний // Грани. 1990. №156;
Автобус с черной полосой: повесть. Птица: рассказ // Грани. 1992. №166;
Встреча. Лесная поляна. Портрет Зойки на фоне двора: рассказы // Грани. 1993.
№168.
Лит.:
Наумова Н. Черты современной героини // Нева. 1978. №10;
Непомнящий В. Избранница поэта // Неделя. 1978. №10;
Владимирова И. Не только быт // Нева. 1981. №8.
О.И.Козлова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|