AZ-libr.ру

информационный портал





Сологуб Фёдор Кузьмич [01.03.1863-05.12.1927]

Сологуб Фёдор (настоящее имя Фёдор Кузьмич Тетерников)
       [17.2(1.3).1863, Петербург — 5.12.1927, Петербург]
       — поэт, прозаик, драматург.
       Отец Сологуба (рано умерший) занимался портняжным делом в Петербурге, мать (из крестьян Петербургской губ.) — прислуга в господском доме. Рос и учился вместе с господскими детьми, но спать приходилось на кухне. Много читает, уклон чтения преимущественно социальный (в 11-12 лет прочел всего Белинского, Добролюбова, Писарева, Некрасова, оцененного выше Пушкина и Лермонтова); событием жизни становится прочтение романа Достоевского «Преступление и наказание». Окончив в 1882 Учительский институт, уезжает (взяв с собой мать и сестру) учительствовать в Крестцы Новгородской губ.; оттуда в 1885 переводится в Великие Луки Псковской губ., а затем в 1889 в Вытегру Олонецкой губ.
       Первые стихотворные опыты относятся к 12-летнему возрасту. В последующих юношеских стихах — острое ощущение «неравенства людей» и неизбежно сопутствующая ему «неотмщенной обиды отрава». В годы учительства создается никогда самим поэтом не публиковавшийся цикл стихотворений, получивший условное название «Из дневника» (1883-1904). В нем описывается неоднократно испытанная автором и примененная им самим порка розгами. Уже здесь выявлялся тот садомазохистский комплекс переживаний, который составит одну из особенностей творчества Сологуба: «В первую очередь писателя привлекает не социальный или нравственный аспекты темы (деспоты и невинные жертвы), но психологический: ему интересны те, кого "томят порочные желания", кто истязает с наслаждением <...>. Поступки и чувства героев, изображенных Сологубом <...>, часто несут на себе печать садического комплекса, осложненного эротическими и травестийными мотивами» (Павлова М. [Вступ. статья] // Сологуб Ф. Из дневника. С.111). Одновременно Сологуб работает над романом «Тяжелые сны» (1883-94), опубликованным в 1895 в журнале «Северный вестник» (Отдельным изданием 1896). В его основе — тяжелые впечатления жизни уездной России 1880-х. Главный герой учитель Логин в избытке наделен чертами рефлексирующих героев Достоевского и во многом автобиографичен.
       В 1892 Сологуб переезжает в Петербург, где входит в круг сотрудников журнала «Северный вестник», представителей «нового искусства», «старших» символистов Д.Мережковского, 3.Гиппиус, Н.Минского. На первых порах произведения Сологуб публиковались только в «Северном вестнике», затем — в журналах «Весы», «Русская мысль», «Образование», газетах «Речь», «Слово», «Утро России» и др. Продолжается и карьера Сологуба на поприще просвещения: из учителя математики он превращается в инспектора училищ, становится членом Петербургского уездного училищного совета. В «литературных сборищах» он был незаметен: «Тихий, молчаливый, невысокого роста, с бледным худым лицом и большой лысиной, казавшийся старше своих лет, он как-то пропадал в многолюдных собраниях» (Перцов П. Литературные воспоминания. 1890-1902. М., Л., 1933. С.232). С незаметным названием выходит в 1896 в Петербурге и первый поэтический сборник Сологуба «Стихи».
       Идейным единомышленником Сологуб в этот период становится прежде всего Н.Минский с его книгой «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни» (1890), в которой главным было утверждение: «Цель жизни не вне себя, а в себе самом». Этому сопутствует разочарование в идеалах «гуманности» и «добра», признание их бессилия, что приводит человека к трагедии одиночества перед лицом смерти. Подтверждение ее Сологуб находит в близкой ему философии будущего «экзистенциалиста» Л.Шестова. Тем более что это откровение созвучно и «философии пессимизма и отчаяния» А.Шопенгауэра, которая, по словам А.Белого, была в ту пору «разлита в воздухе». Отдельные ее элементы поэт вводит даже в свои стихи: «Какой-то русский Шопенгауэр, вышедший из удушливого подвала» (Волынский А. Книга великого гнева. СПб., 1904. С.192). Близок был Сологуб и Ницше с его темами «дионисийства» и «героического пессимизма». Стоял у истоков художественных прозрений Сологуба и Достоевский, от которого им был унаследован «трагизм подполья»: «Диапазон его (Сологуба.— Ред.) переживаний неширок и однообразен: болезненная тоска и бессильные порывы, сердечная тревога и отупляющая усталость, напряженное ожидание, безнадежность и отчаяние» (Дикман М. — С.17-18). Сугубо сологубовским выступает мотив упоения страданием: «В этих жилах струится растленная кровь, / В этом сердце немая трепещет тоска, / И порочны мечты, и бесстыдна любовь, / И безумная радость дика» («Я устал, я едва только смею дышать...», 1895). По «запрещенному раю» и «царице радостного зла» с ее свитой «порочных снов и злых страстей» томится ранняя муза Сологуба («Нет, не любовь меня влекла...», 1893).
       Современники отмечали «глубину» погружения Сологуб в себя: «Предмет его поэзии скорее душа, преломляющая в себе мир, а не мир, преломленный в душе» (А.Блок. Творчество Фёдора Сологуба. 1907). Этот солипсизм приводит к развитию в лирике Сологуба своеобразной мифологии, утверждаемой поэтом взамен религии. Богом становится всепоглощающее «я» лирического субъекта. Не случайно поэтом даже создается мистерийная поэма с характерным названием «Литургия мне» (1907). Взамен существующего недоброго мира им утверждается как подлинная ценность мир инобытия в образах «Звезды Маир», прекрасной земли «Ойле», куда человек попадает после смерти: «Мой прах истлеет понемногу, / Истлеет он в сырой земле, / А я меж звезд найду дорогу / К иной стране, к моей Ойле» («Звезда Маир», 1901). В своеобразном оригинальном мифе представляет Сологуба и антипода своему демиургическому «я» — недоброго создателя и властелина мира в образе солнца-дракона или змия, мучающего находящихся в его плену обитателей Земли (воплощения шопенгауэровской концепции о мире как злой воле). Вышедшая в 1906 очередная (6-я по счету) книга стихов Сологуба не случайно названа «Змий»: в ней мотив солнца последовательно разрабатывается как тема извечно тяготеющего над человеком зла и проклятия. «О снеге у него нет ни одного стихотворения, а о жаре столько, будто он аравийский поэт <...>. Сологуб всегда соединяет в одном ощущении солнечные лучи и душевную муку»,— отмечал в своей статье 1910 «Навьи чары мелкого беса» К.Чуковский (О Фёдоре Сологубе. С.48).
       На уровне же своего эмпирического «я» Сологуб выступает как публицист (в основном по вопросам педагогики), а также как сотрудник журналов с либерально-сатирическим уклоном («Зритель», «Сигнал», «Адская почта» и др.), в которых в период революции 1905 публикует соответствующего содержания стихи, пародии и острые «политические сказочки».
       В 1905 в журнале «Вопросы жизни» печатается создававшийся 10 лет (1892-1902) и принесший Сологуб шумную известность роман «Мелкий бес» (Отдельное издание 1907), в котором на фоне затхлой жизни уездного городишки и колоритных портретов обывателей возвышается сразу же вписавшийся в галерею масштабных сатирических типов русской литертауры образ учителя гимназии Передонова, существа отвратительного, все оскверняющего и патологического, кончающего преступлением и сумасшедшим домом. Этот образ поразил современников и вызвал самые противоречивые суждения о себе. Заклейменный В.Лениным как «шпион и тупица», для Р.Иванова-Разумника он оказался символом как раз революционно-материалистических настроений. При всем том он воспринимался и как существо явно несчастное, страдающее от своей помраченности. Не случайно автор дает ему в спутники неотступного мучителя — Недотыкомку, некое мифическое злое существо. Это делает фигуру героя фатально-обреченной, символом глубоко укоренившегося вообще в человеке зла. Высказывались предположения, что в Передонове Сологуб изобразил темные стороны своего «я». В поздние годы писатель признавался, что «Передонова ему пришлось протащить через себя» (Данько Е.— С.211), хотя в момент первых обсуждений книги и возвращал любезно отгадчикам их версию: «Нет, мои милые современники, это я о вас писал мой роман о Мелком Бесе и жуткой его Недотыкомке» (СС. Т.6. СПб., 1913. С.VIII). Большинство, впрочем, с этим соглашались: «Передонов — это каждый из нас <...>. В каждом из нас есть передоновщина» (Блок А. О реалистах // Блок А. СС. Т.5. М.; Л., 1962. С.125); «Кой черт тут "сатира", "воплощение зла", когда живой человек, вчерашний, завтрашний Ардалион Передонов находится в таком беспримерном, беспросветном несчастии» (Гиппиус 3. Слезинка Передонова // О Фёдоре Сологубе. С.75).
       В 1907 Сологуб уходит с поприща педагогической деятельности. Через год женится на А.Н.Чеботаревской, их квартира становится одним из литературных салонов Петербурга. Изменяется, по свидетельству современников, и внешний облик писателя. Недавний типичный разночинец с бородкой и в пенсне делается теперь «сущим патрицием», в облике которого отчетливо проступают писательские черты, как это передал в его портрете К.Сомов и отметил в своей статье «Современные портретисты» (1911) М.Волошин: «За презрительной и импонирующей маской Сологуба пресыщенный, недобрый и анализирующий взгляд» (Лики творчества. Л., 1988. С.282). В эти два года (1907-08) создаются почти все мифологические драмы Сологуба: «Победа смерти», «Дар мудрых пчел», «Ночные пляски» и др., в которых автор раскрывается (как и в поэзии) глубоким тайновидцем человеческой души на путях двоемирия.
       С выходом в 1908 лучшей итоговой книги стихов «Пламенный круг» (8-й по счету) Сологуб признается, безусловно, крупнейшим явлением в поэзии. «В современной литературе я не знаю ничего более цельного, чем творчество Сологуба» — так начинает специально посвященный этой книге раздел в своей статье «Письма о поэзии» (1908) А.Блок, утверждая далее, что «Сологуб давно уже стал художником совершенным и, может быть, не имеющим себе равного в современности», что в «Пламенном круге» он достиг вершины простоты и строгости» (СС. Т.5. М.; Л., 1962. С.284,285). Даже М.Горький, всегда недолюбливавший Сологуба за его «пессимизм», вынужден был впоследствии в письме С.Сергееву-Ценскому (1928) признаться, что «Пламенный круг» — книга удивительная и надолго» (СС. Т.30. М., 1955. С.57). По-настоящему в связи с выходом этой книги заходит разговор и о роли Сологуба в литературном процессе, его художественных принципах и поэтике. Однако тут же стало выясняться, что тайна поэтического мастерства Сологуба остается неуловимой. Самое большее, что удавалось зафиксировать,— это ощущение некой высокой (пушкинской) простоты и строгости формы: «Все его выражения, все его слова обдуманы и осторожно выбраны. Такая простота в сущности является высшей изысканностью...» (Брюсов В. Фёдор Сологуб как поэт (1910) // Брюсов В. Далекие и близкие. М., 1912. С.108); его стихи «напоминают кристаллы по строгости своих линий» (Чулков Г. Покрывало Изиды. М., 1909. С.61); «...его поэзия,— высказался в статье "Поэзия и проза Фёдора Сологуба" (1909) Л.Шестов,— как ответы Пифии — вечная мучительная загадка. В ней есть дивная музыка, смысла которой ни ему, ни его читателю разгадать не дано» (О Фёдоре Сологубе. С.71); позже И.Эренбург писал: «Сологуб познал высшую тайну поэзии — музыку. Не бальмонтовскую музыкальность, но трепет ритма» (Портреты современных поэтов. М., 1923. С.69). Отмечалось также значительное ритмическое и строфическое богатство поэзии Сологуба. Например, Брюсов в одном только 1-м томе СС поэта (СПб.: Шиповник, 1910) в 177 стихотворениях находил «более ста различных метров и построений строф: отношение, которое вряд ли найдется у какого-либо другого из современных поэтов» (Далекие и близкие. С.108). Во всем же остальном попытки определения поэзии Сологуба носили преимущественно импрессионистический характер. Даже Н.Гумилев в своем анализе «Пламенного круга» ограничивался всего лишь такими дефинициями сологубовского стиха, как «мягкий и певучий», лишенный «и медной звонкости брюсовского стиха, и неожиданных поворотов блоковского» (Письма о русской поэзии. М., 1990. С.78). С большей конкретизацией утонченную его звукопись характеризовал в своей статье «О современном лиризме» (1909) И.Анненский: «Помните вы эту "Тихую колыбельную"... Вся из хореев, усеченных на конце нежно открытой рифмой. На ли, ю, ду, на, да, изредка динькающий — день — тень, сон — лен или узкой шепотной — свет — нет. Сколько в этой элегии чего-то истомленного, придушенного, еле шепчущего, жутко-невыразимо-лунного...» (Книги отражений. М., 1979. С.352). Более поздний исследователь эту музыкальную доминанту стиха Сологуб объяснял: «В гармонии, мелодии стиха Сологуб находил душевное освобождение, "очищение", катарсис <...>. И это тот эстетический катарсис, который присущ его безысходно жестокой лирике. Гармония стиха противостоит злой, дисгармонической действительности и художественно преодолевает ее» (Дикман М.— С.56).
       Начиная с 1907 в альманахе «Шиповник» печатается самый большой роман Сологуба «Навьи чары» (в завершенном виде получил назв. «Творимая легенда», 1913), представляющий собой некий конгломерат сюжетов: бытописательных, мистических, научно-фантастических, революционных, любовно-приключенческих и уголовных, объединенных главным героем — сверхмогущественным «суперменом» Триродовым. Более цельным предстает также законченный в это время (1912), начатый еще в 1894 рассказом «Шаня и Женя», психологический роман «Слаще яда» — о любви с трагическим финалом.
       Наряду с исключительной способностью, по признанию самого Сологуба, к «воспроизведению болезненных состояний дум, истерических ощущений, умением передавать сны, кошмары, химеры и т.д.» (Стихотворения. Л., 1978. С.592) он является вместе с тем и художником светлого, гармонического мира. Об этом пишется на первых страницах романа «Творимая легенда»: «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную легенду...» Находит писатель для определения этого творческого процесса и выразительный символ — «дульцинировать» жизнь (от имени героини романа Сервантеса «Дон Кихот» Дульцинеи — воображаемой прекрасной дамы, которую герой в ослеплении своей мечты видел в простой и грубой крестьянке Альдонсе; Альдонса у Сологуба — символ пошлой действительности). Самым существенным «ферментом» преображения серой обыденности в мир высших ценностей выступает у Сологуба красота. «Красота» — вот то «заветное слово», которым Ф.Сологуб хочет отогнать от себя серую недотыкомку мещанства и победить передоновщину жизни» (Иванов-Разумник Р. Фёдор Сологуб // О Фёдоре Сологубе. С.19). «Красота» преломляется в поэзии и особенно прозе Сологуба весьма богатым спектром чувственных впечатлений и образов. В русской литературе эстетический мир Сологуба, несомненно, самый «благоухающий». В романе «Мелкий бес» пошлой похоти передоновщины противостоит «сладкий, но странный, кружащий, туманно-светлый, как золотящаяся ранняя, но грешная заря за белою мглою», запах цикламена; «пряный, сладкий и блудливый» — корилопсиса; «сладко-влажный» — плематита; «томный и пряный» — японской функии и др. Но красота человека предстает у Сологуба наивысшей, она всегда будет опрокидывать «чахлую мечту о равенстве людей» («Заклинательница змей», 1921). Сологуб едва ли не первый в целомудренной русской литературе эмансипатор и певец телесной красоты и «расцветающей Плоти». «Босые женские ноги, например, в его стихах кажутся чем-то особенно и умилительным, и грешным,— а главное, чем-то безмерно телесным» (Анненский И. О современном лиризме (1909) // Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С.355). Касается это, впрочем, и противоположного пола: «Как глупо, что мальчишки не ходят обнаженные! Или хоть босые <...>. Точно стыдятся иметь тело,— думала Людмила,— что даже мальчишки прячут его...» («Мелкий бес»). Помимо чувственно-эротического, мотив телесного обнажения у Сологуб имеет и смысл идейный: «Мы сняли обувь с ног, и к родной приникли земле, и стали веселы и просты, как люди в первом саду. И тогда мы сбросили наши одежды и к родным приникли стихиям. Обласканные ими, облелеянные огнем лучей нашего прекрасного солнца, мы нашли в себе человека» («Творимая легенда»).
       Исключительную роль в сологубовском «преображении» пошлой действительности в мир высшего бытия играет любовь. Мелким и грязным похождениям Передонова в романе «Мелкий бес» противопоставляется любовная игра, которую ведет молоденькая Людмила Рутилова с хорошеньким мальчуганом-гимназистом Сашей Пыльниковым. Преобразующая красота их чувств и взаимоотношений держится на недосягаемой для пошлости высоте. Восхищенный изображением этой игры, А.Блок писал: «Когда читаешь о том, как веселятся и играют Саша и Людмила — оба молодые и красивые <...>, как целуются, как над буднями уездной крапивы празднуют праздник легкой плоти,— когда читаешь, кажется, смотришь в весеннее окно» (Блок А. О реалистах // Блок А. СС. Т.5. М.; Л., 1962. С.127). Он же высказывался и об уникальности этого романа не только в русской литературе: «Эпизод, о котором я говорю, сколько мне известно, не имеет подобных себе во всей мировой литературе. Разве только в древней идиллии можно отыскать глубокие его корни» (Там же).
       «Преображение» жизни осуществляется у Сологуба и путем постижения его героями некоего сокровенного, но на самом деле единственно истинного бытия, сигналы откуда доходят в нашу обыденность в виде неясных отзвуков и проблесков. Неведомый, потаенный мир проявляется у Сологуба обычно в экстремальных состояниях его героев, нередко в виде пришельцев. Во время болезни герою рассказа «Призывающий зверя» (1906) является «дикого и странного вида» мальчик. Тут же стены комнаты как бы растворяются, и герой оказывается в какой-то смутно знакомой ему местности. Счастливые люди у Сологуба те, кто не порабощен обыденностью и тем самым причастен высшему, сокровенному миру. Счастливая героиня рассказа «Солнышко» — мать удивительного, как бы излучающего особую жизненную энергию подростка. Но он ее плод не от мужа, человека с мелкой чиновничьей душой. Отец мальчика — ее случайный возлюбленный, который был с нею один только раз (и один только раз в жизни приходит), но с которым она испытала «наитие силы, движущей мирами и сердцами».
       В связи со своей концепцией двоемирия Сологуб перестраивает традиционное представление о смерти, она в его произведениях выступает положительным персонажем, некой «Прекрасной Дамой», уводящей героев из ущербной действительности в мир «истинного бытия». Не случайно умирают у него чаще всего люди, достойные быть в лучшем мире, преимущественно дети.
       1910-е — полный расцвет творчества и популярности Сологуба — издательствами «Шиповник» и «Сирин» (Петербург) выпускается сразу три его СС: два в 12-ти и одно в 20-ти томах (последнее вышло неполным). Признанный современниками, Сологуб входит в четверку наиболее знаменитых писателей вместе с Андреевым, Куприным и Горьким и является безусловным авторитетом для поэтов. «Я всегда вас считал и считаю одним из лучших вождей того направления, в котором протекает мое творчество»,— признавался ему Н.Гумилев в письме 1915 (Письма о русской поэзии. М., 1990. С.297). Война 1914 вызывает в Сологубе подъем национального духа, выраженного им в статье «Почему символисты приняли войну» (1914) и в книге стихов «Война» (1915). Встретив приветствием Февральскую революцию 1917, Сологуб отрицательно отнесся к Октябрьскому перевороту и к дальнейшей власти большевиков, как не отвечающим его идеалу «европейской гуманитарной цивилизации». С апр. 1917 он возглавляет «литературную курию» в Союзе деятелей искусства, выступившую с требованием «свободы» и «независимости» искусства от государства. В своих знаменитых «Петербургских дневниках» этого периода 3.Гиппиус отмечала: «Все-таки самый замечательный русский поэт и писатель — Сологуб — остался "человеком". Не пошел к большевикам. И не пойдет. Невесело ему зато живется» (Петербургские дневники. 1914-1919. Нью-Йорк, 1990. С.260).
       В 1921 Сологуб переживает самоубийство Анастасии Чеботаревской. Спасение от одиночества находит в творчестве.
       В первой половине 1920-х выходят сборники стихов Сологуба «Голубое небо» (1920), «Одна любовь», «Соборный благовест», «Фимиамы» (все — 1921), «Костер дорожный», «Свирель», «Чародейная чаша» (все — 1922), «Великий благовест» (1923). Неопубликованными остаются сб. «Стихи о милой жизни», «Туманы над Волгой», «Лиза и Колен» (все — 1920), «Анастасия» и «Кануны» (оба — 1921). Поздняя лирика Сологуба претерпевает значительную эволюцию в сторону опрощения и приятия жизни (начинающуюся, впрочем, еще в 1910-е). М.Кузмин в 1922 писал: «В лучших стихах (Сологуба,— А.М.) вы найдете примиренность, большее приятие жизни и милое простодушие, вообще свойственное этому поэту, но которое прежде он часто маскировал наивным демонизмом» (Кузмин М. Условности. Пг., 1923. С.166).
       Сологуб предвидел свою кончину именно в декабре: «Каждый год я болен в декабре, / Не умею я без солнца жить. / Я устал бессонно ворожить, / Я склоняюсь к смерти в декабре...» («Триолетты», 1913). Он и скончался в последний месяц 1927; похоронен на Смоленском кладбище неподалеку от места первоначального захоронения А.Блока.

Соч.:
       Стихотворения / вступ. статья, подгот. текста и примеч. М.Дикман. П., 1978. (Б-ка поэта. Б. серия);
       Тяжелые сны. Л., 1990;
       Мелкий бес. Заклинательница змей: рассказы. М., 1991;
       Творимая легенда. М., 1991;
       Из дневника. Неизданные стихотворения // Ежегодник РО Пушкинского Дома на 1990 год. СПб., 1993;
       Неизданный Фёдор Сологуб. М., 1997;
       Письма к А.А.Измайлову // Ежегодник РО Пушкинского Дома на 1995 год. СПб., 1999;
       Собрание пьес. Т.1-2. СПб., 2001;
       СС: в 6 т. М., 2002.

Лит.:
       Библиография сочинений Ф.Сологуба. СПб., 1909;
       О Фёдоре Сологубе. СПб., 1911;
       Данько Е. Воспоминания о Фёдоре Сологубе // Лица: альм. СПб., 1991;
       Тэффи Н. Фёдор Сологуб // Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993;
       Дикман М. Поэтическое творчество Федора Солоуба // Сологуб Ф. Стихотворения. Л., 1978;
       Якубович И. Романы Ф.Сологуба и творчество Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. Т.2. СПб., 1994;
       Гладкий А. «Тяжелые сны» Фёдора Сологуба» на фоне Бахтина. Проблема автора и героя // Бахтинские чтения. Витебск, 1998;
       Евдокимова Л. Мифопоэтическая традиция в творчестве Ф.Сологуба. Астрахань, 1998;
       Рублева Н. Субъективная организация трилогии Ф.Сологуба «Творимая легенда» // Сборник научных работ студентов и аспирантов ВГПУ. Вологда, 1999. Вып.7;
       Иванова О. Ирония в романе Ф.Сологуба «Мелкий бес» // XX век: Проза. Поэзия. Критика. М., 2000. Вып.3;
       Сергеев О. Поэтика сновидений в рассказах Фёдора Сологуба. М., 2002;
       Клейнборт Л. Встречи: Фёдор Сологуб // Русская литература. 2003. №1;
       Павлова М. Фёдор Сологуб в 1890-е — начале 1900-х годов. Жизнь. Прозаическое творчество: автореферат докторской дис. СПб., 2005.

А.И.Михайлов



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:39:46 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"