|
Шкваркин Василий Васильевич
[4(16).5.1894 (по др. данным 1893), Тверь — 14.11.1967, Москва]
— драматург.
Сын фабриканта. Профессиональным литератором стал уже в зрелом возрасте,
предварительно сменив множество занятий. Революция 1917 застала его
вольноопределяющимся уланского полка. Затем служил в Красной Армии, работал в
различных советских учреждениях. Один год был студентом филологического
факультета Московского университета.
Путь Шкваркин в драматургию начался с увлечения историей. Первый шаг был
удачным: написанная в 1925 историческая драма «В глухое царствование»
(«Предательство Дегаева») получила премию на конкурсе пьес этого жанра. В
центре ее — психологически изломанная судьба народовольца Сергея Дегаева,
совершившего двойное предательство. Пьеса была поставлена на сценах студии
Малого театра (1925, реж. Ф.Н.Каверин, при участии В.Н.Пашенной) и Театра им.
МГСПС (реж. Е.О.Любимов-Ланской). Вдохновленный успехом, Шкваркин взялся за
написание еще одной исторической драмы — «Год-горн» (1926), посвященной
событиям революции 1905. Но она оказалась слишком калейдоскопичной,
перенаселенной действующими лицами, единственное назначение которых —
представить различные политические взгляды и позиции. В этих ранних пьесах
почти ничто не напоминало о будущем комедиографе.
Комедийный талант обнаружился у Шкваркина, когда он по заказу Московского
театра сатиры обратился к драматургии малых форм, высмеивающей нэпманов, мещан,
бюрократов и т.п. Так появилось сатирическое обозрение «Вокруг света на самом
себе» (1927) с ее героем Иваном Васильевичем Страховым, «маленьким» человеком,
страдающим в условиях неприглядной действительности эпохи нэпа. Подобный герой
не был открытием Шкваркин, по своему положению и мировосприятию он сродни
делопроизводителю Короткову из «Дьяволиады» М.Булгакова. И хотя пьеса обрела
сценическую жизнь (бывший Театр Корша, 1927, реж. Р.Н.Симонов, в главной роли
В.О.Топорков), она не имела успеха. Для творческого развития драматурга важен
был, однако, сам факт обращения к современности.
Обличение нэпмановского мира Шкваркин продолжил в жанре водевиля: «Вредный
элемент» (1927), «Шулер» (1929). Поставленные в студии Малого театра режиссером
Ф.Н.Кавериным, они принесли писателю известность. Жанр водевиля оказался более
органичным для него. Здесь музыкальная одаренность драматурга, его склонность к
лирике, к веселому и озорному смеху удачно дополняли друг друга. Автором музыки
к спектаклю «Вредный элемент» стал И.О.Дунаевский. В одобрительных отзывах
критики иногда все же проскальзывали противоречивые нотки. С одной стороны, она
признавала, что у Шкваркина «всё, как в настоящем водевиле», а с другой —
упрекала автора в недостаточной сатиричности его пьес (П.Марков. «Вредный
элемент» // Правда. 1927. 29 марта. С.3). Перейдя от нэпманов к другому объекту
осмеяния в водевиле «Лира напрокат» (1928), где иронически обыгрывалась идея
призыва «ударников — в литературу», Шкваркин натолкнулся на суровую критику,
вследствие чего пьеса не получила выхода в печать.
Обращение Шкваркина к молодежной теме в пьесах «Кто идет?» (1931) и «Доктор
Егор Кузнецов» (1932) было гораздо более благотворным по своим последствиям.
Критика не преувеличивала, называя это «переломным моментом» в его творчестве
(Орлинский А. «Кто идет?» // Вечерняя Москва. 1931. 9 янв. С.3). Приход в
драматургию Шкваркин юных героев (в основном из студенческой среды) не только
наполнил ее новыми жизненными проблемами, но и обусловил новое качество его
пьес. Подтверждением тому явилась комедия «Чужой ребенок» (1933), ставшая,
пожалуй, самым популярным его произведением. Героиня пьесы, начинающая актриса
Маня, чтобы войти в предстоящую ей сценическую роль, «разыграла» своих
родителей и друзей, объявив, что ждет ребенка. Тем самым она устроила серьезное
нравственное испытание для окружающих ее людей, характеры которых раскрываются
через отношение к этому «факту». Курьезная ситуация с воображаемым ребенком
позволила драматургу выявить сущность каждого из персонажей, показать
зарождение новых взаимоотношений между людьми. Пьеса в полной мере раскрыла
творческое своеобразие Шкваркина, утвердив его приверженность лирико-бытовой
комедии, с которой связаны наибольшие достижения драматурга. После премьеры
комедии в Московском театре сатиры (1933, реж. Н.М.Горчаков и Р.Г.Корф) ей
предстояла длительная и интересная жизнь на сценах почти всех театров страны.
Несомненной творческой удачей стала и другая, не менее известная комедия
Шкваркина — «Простая девушка» (1936). В ней драматург по-своему переосмыслил
извечную ситуацию гоголевского «Ревизора», побуждающую людей выглядеть лучше,
чем они есть, маскировать свою натуру под страхом разоблачения и наказания от
«значительного» лица. Таковым лицом в пьесе неожиданно оказалась юная
домработница Оля: из человека, которым все помыкают, она (под влиянием
распространившегося слуха) превращается в глазах жильцов коммунального дома в
журналистку, имеющую задание от издательства «вскрыть язвы нашего быта»
(Комедии. С.256). Узнав об этом, обитатели дома перестают воевать друг с другом
и начинают усиленно «прихорашиваться», чтобы избежать публичного осмеяния в
печати. Сознавая силу и неизменность человеческих пороков, автор комедии тем не
менее ясно давал понять, что люди могут меняться к лучшему, становиться чище,
добрее — «если захотят» (Там же. С.293). Ничем не заменимым средством на этом
пути, с точки зрения Шкваркина, является приобщение к искусству. Вот почему, по
наблюдению одного из исследователей, «драматург противопоставлял мещанству не
столько новые формы жизни, сколько поэзию искусства, красоту окружающего мира»
(Климова Л.— С.182). Забавная интрига, мягкая (а иногда и злая) авторская
ирония, полнокровный юмор, остроумные (в духе М.Зощенко) диалоги и реплики
персонажей обеспечили этой комедии прочное зрительское внимание и счастливую
театральную судьбу. В 1959 по мотивам «Простой девушки» была создана
одноименная музыкальная комедия (композитор К.Хачатурян).
В последующих комедиях Шкваркина — «Весенний смотр» (1937), «Страшный суд»
(1939) — тема «избавления от пошлости» (Володин Я. // Советское искусство.
1938. 10 апр. С.3) приобрела отчетливо выраженный драматический оттенок. В
первую очередь они побуждали задуматься о том, что человеческие взаимоотношения
— тонкая и деликатная материя, с которой надо очень аккуратно обращаться. Отход
писателя от веселой и легкой комедии сопровождался усилением, с одной стороны,
сатирического, а с другой — лирического, авторского начала. Еще в «Простой
девушке» появился персонаж (куплетист Грей-Герасимов, в более позднем ее
варианте замененный на пожилого рабочего Андрея Степановича), откровенно
выражающий авторскую точку зрения. Подобный герой «от автора» выведен и в
комедии «Весенний смотр», но уже в заметно идеализированном облике (учитель
Страхов). Наряду с этим драматург явно прибавил и сатирических красок в
обрисовке отдельных ее персонажей (например, Верховского). Гневная и осуждающая
интонация Шкваркина еще сильнее зазвучала в комедии «Страшный суд», где
представлены разные типы подлецов и негодяев (Блажевич, Изнанкин, Пружинин,
Валентина Николаевна). Однако автор, исходя из того, что суд собственной
совести страшнее народного суда, слишком легко и быстро привел их к раскаянию в
финале, чем существенно ослабил пьесу.
Годы Великой Отечественной войны были примечательны для творчества Шкваркина
опытом создания героических (по авторскому определению) комедий «Проклятое
кафе» («Последний день», 1944) и «Мирные люди» (1945). Но в художественном
отношении они значительно уступали его предшествующим бытовым комедиям. Более
успешной оказалась попытка Шкваркина вернуться к исторической теме в
комедии-фарсе «Принц Наполеон», которая в черновом варианте была написана в
1941, а окончательно завершена после войны. Писатель использовал в ней
поучительный исторический эпизод воцарения во Франции злополучной фигуры
Наполеона III.
Пьесы эти не могли скрыть наступившего спада в творчестве Шкваркина. Стало
ясно, что пик его творческих достижений остался позади. Два последних
десятилетия жизни Шкваркина были отмечены его молчанием, причины которого до
конца еще не прояснены. В историю литературы Шкваркина вошел как один из лучших
представителей жанра бытовой комедии в советской драматургии, великолепно
владеющий драматургической техникой, языковым мастерством.
Соч.:
Комедии / вступ. статья И.Штока, прим. Л.Нимвицкой. М., 1966.
Лит.:
Шток И. Комедиограф Василий Шкваркин // Театр. 1958. №8;
Климова Л. Шкваркин // Очерки истории русской советской драматургии: в 3 т.
Т.2: 1934-45. Л.; М. 1966;
Уварова Б. Поединок с оборотничеством. Василий Шкваркин // Парадокс о драме:
Перечитывая пьесы 1920-1930-х годов. М., 1993;
Вишневская И. Овеществленный смех // Мельпомена. 1994. №5.
В.П.Муромский
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|