Шкваркин Василий Васильевич [16.05.1894-14.11.1967]

Шкваркин Василий Васильевич
       [4(16).5.1894 (по др. данным 1893), Тверь — 14.11.1967, Москва]
       — драматург.
       Сын фабриканта. Профессиональным литератором стал уже в зрелом возрасте, предварительно сменив множество занятий. Революция 1917 застала его вольноопределяющимся уланского полка. Затем служил в Красной Армии, работал в различных советских учреждениях. Один год был студентом филологического факультета Московского университета.
       Путь Шкваркин в драматургию начался с увлечения историей. Первый шаг был удачным: написанная в 1925 историческая драма «В глухое царствование» («Предательство Дегаева») получила премию на конкурсе пьес этого жанра. В центре ее — психологически изломанная судьба народовольца Сергея Дегаева, совершившего двойное предательство. Пьеса была поставлена на сценах студии Малого театра (1925, реж. Ф.Н.Каверин, при участии В.Н.Пашенной) и Театра им. МГСПС (реж. Е.О.Любимов-Ланской). Вдохновленный успехом, Шкваркин взялся за написание еще одной исторической драмы — «Год-горн» (1926), посвященной событиям революции 1905. Но она оказалась слишком калейдоскопичной, перенаселенной действующими лицами, единственное назначение которых — представить различные политические взгляды и позиции. В этих ранних пьесах почти ничто не напоминало о будущем комедиографе.
       Комедийный талант обнаружился у Шкваркина, когда он по заказу Московского театра сатиры обратился к драматургии малых форм, высмеивающей нэпманов, мещан, бюрократов и т.п. Так появилось сатирическое обозрение «Вокруг света на самом себе» (1927) с ее героем Иваном Васильевичем Страховым, «маленьким» человеком, страдающим в условиях неприглядной действительности эпохи нэпа. Подобный герой не был открытием Шкваркин, по своему положению и мировосприятию он сродни делопроизводителю Короткову из «Дьяволиады» М.Булгакова. И хотя пьеса обрела сценическую жизнь (бывший Театр Корша, 1927, реж. Р.Н.Симонов, в главной роли В.О.Топорков), она не имела успеха. Для творческого развития драматурга важен был, однако, сам факт обращения к современности.
       Обличение нэпмановского мира Шкваркин продолжил в жанре водевиля: «Вредный элемент» (1927), «Шулер» (1929). Поставленные в студии Малого театра режиссером Ф.Н.Кавериным, они принесли писателю известность. Жанр водевиля оказался более органичным для него. Здесь музыкальная одаренность драматурга, его склонность к лирике, к веселому и озорному смеху удачно дополняли друг друга. Автором музыки к спектаклю «Вредный элемент» стал И.О.Дунаевский. В одобрительных отзывах критики иногда все же проскальзывали противоречивые нотки. С одной стороны, она признавала, что у Шкваркина «всё, как в настоящем водевиле», а с другой — упрекала автора в недостаточной сатиричности его пьес (П.Марков. «Вредный элемент» // Правда. 1927. 29 марта. С.3). Перейдя от нэпманов к другому объекту осмеяния в водевиле «Лира напрокат» (1928), где иронически обыгрывалась идея призыва «ударников — в литературу», Шкваркин натолкнулся на суровую критику, вследствие чего пьеса не получила выхода в печать.
       Обращение Шкваркина к молодежной теме в пьесах «Кто идет?» (1931) и «Доктор Егор Кузнецов» (1932) было гораздо более благотворным по своим последствиям. Критика не преувеличивала, называя это «переломным моментом» в его творчестве (Орлинский А. «Кто идет?» // Вечерняя Москва. 1931. 9 янв. С.3). Приход в драматургию Шкваркин юных героев (в основном из студенческой среды) не только наполнил ее новыми жизненными проблемами, но и обусловил новое качество его пьес. Подтверждением тому явилась комедия «Чужой ребенок» (1933), ставшая, пожалуй, самым популярным его произведением. Героиня пьесы, начинающая актриса Маня, чтобы войти в предстоящую ей сценическую роль, «разыграла» своих родителей и друзей, объявив, что ждет ребенка. Тем самым она устроила серьезное нравственное испытание для окружающих ее людей, характеры которых раскрываются через отношение к этому «факту». Курьезная ситуация с воображаемым ребенком позволила драматургу выявить сущность каждого из персонажей, показать зарождение новых взаимоотношений между людьми. Пьеса в полной мере раскрыла творческое своеобразие Шкваркина, утвердив его приверженность лирико-бытовой комедии, с которой связаны наибольшие достижения драматурга. После премьеры комедии в Московском театре сатиры (1933, реж. Н.М.Горчаков и Р.Г.Корф) ей предстояла длительная и интересная жизнь на сценах почти всех театров страны.
       Несомненной творческой удачей стала и другая, не менее известная комедия Шкваркина — «Простая девушка» (1936). В ней драматург по-своему переосмыслил извечную ситуацию гоголевского «Ревизора», побуждающую людей выглядеть лучше, чем они есть, маскировать свою натуру под страхом разоблачения и наказания от «значительного» лица. Таковым лицом в пьесе неожиданно оказалась юная домработница Оля: из человека, которым все помыкают, она (под влиянием распространившегося слуха) превращается в глазах жильцов коммунального дома в журналистку, имеющую задание от издательства «вскрыть язвы нашего быта» (Комедии. С.256). Узнав об этом, обитатели дома перестают воевать друг с другом и начинают усиленно «прихорашиваться», чтобы избежать публичного осмеяния в печати. Сознавая силу и неизменность человеческих пороков, автор комедии тем не менее ясно давал понять, что люди могут меняться к лучшему, становиться чище, добрее — «если захотят» (Там же. С.293). Ничем не заменимым средством на этом пути, с точки зрения Шкваркина, является приобщение к искусству. Вот почему, по наблюдению одного из исследователей, «драматург противопоставлял мещанству не столько новые формы жизни, сколько поэзию искусства, красоту окружающего мира» (Климова Л.— С.182). Забавная интрига, мягкая (а иногда и злая) авторская ирония, полнокровный юмор, остроумные (в духе М.Зощенко) диалоги и реплики персонажей обеспечили этой комедии прочное зрительское внимание и счастливую театральную судьбу. В 1959 по мотивам «Простой девушки» была создана одноименная музыкальная комедия (композитор К.Хачатурян).
       В последующих комедиях Шкваркина — «Весенний смотр» (1937), «Страшный суд» (1939) — тема «избавления от пошлости» (Володин Я. // Советское искусство. 1938. 10 апр. С.3) приобрела отчетливо выраженный драматический оттенок. В первую очередь они побуждали задуматься о том, что человеческие взаимоотношения — тонкая и деликатная материя, с которой надо очень аккуратно обращаться. Отход писателя от веселой и легкой комедии сопровождался усилением, с одной стороны, сатирического, а с другой — лирического, авторского начала. Еще в «Простой девушке» появился персонаж (куплетист Грей-Герасимов, в более позднем ее варианте замененный на пожилого рабочего Андрея Степановича), откровенно выражающий авторскую точку зрения. Подобный герой «от автора» выведен и в комедии «Весенний смотр», но уже в заметно идеализированном облике (учитель Страхов). Наряду с этим драматург явно прибавил и сатирических красок в обрисовке отдельных ее персонажей (например, Верховского). Гневная и осуждающая интонация Шкваркина еще сильнее зазвучала в комедии «Страшный суд», где представлены разные типы подлецов и негодяев (Блажевич, Изнанкин, Пружинин, Валентина Николаевна). Однако автор, исходя из того, что суд собственной совести страшнее народного суда, слишком легко и быстро привел их к раскаянию в финале, чем существенно ослабил пьесу.
       Годы Великой Отечественной войны были примечательны для творчества Шкваркина опытом создания героических (по авторскому определению) комедий «Проклятое кафе» («Последний день», 1944) и «Мирные люди» (1945). Но в художественном отношении они значительно уступали его предшествующим бытовым комедиям. Более успешной оказалась попытка Шкваркина вернуться к исторической теме в комедии-фарсе «Принц Наполеон», которая в черновом варианте была написана в 1941, а окончательно завершена после войны. Писатель использовал в ней поучительный исторический эпизод воцарения во Франции злополучной фигуры Наполеона III.
       Пьесы эти не могли скрыть наступившего спада в творчестве Шкваркина. Стало ясно, что пик его творческих достижений остался позади. Два последних десятилетия жизни Шкваркина были отмечены его молчанием, причины которого до конца еще не прояснены. В историю литературы Шкваркина вошел как один из лучших представителей жанра бытовой комедии в советской драматургии, великолепно владеющий драматургической техникой, языковым мастерством.

Соч.:
       Комедии / вступ. статья И.Штока, прим. Л.Нимвицкой. М., 1966.

Лит.:
       Шток И. Комедиограф Василий Шкваркин // Театр. 1958. №8;
       Климова Л. Шкваркин // Очерки истории русской советской драматургии: в 3 т. Т.2: 1934-45. Л.; М. 1966;
       Уварова Б. Поединок с оборотничеством. Василий Шкваркин // Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 1920-1930-х годов. М., 1993;
       Вишневская И. Овеществленный смех // Мельпомена. 1994. №5.

В.П.Муромский

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:39:46 UTC