|
Семёнов Юлиан Семёнович
[8.10.1931, Москва — 5.9.1993, Красная Пахра под Москвой]
— прозаик.
Семёнов в 1953 окончил Московский институт востоковедения, получив
специальность историка и востоковеда. После окончания института занимается
исследовательской и преподавательской работой в МГУ, позже работает в Кабуле,
переводит с афганского. Долгое время занимается журналистикой. Будучи
специальным корреспондентом газет «Правда» и «Литературная газета», Семёнов
объездил весь Советский Союз, часто выезжал за рубеж.
Публиковаться Семёнов начал с середины 1950-х (На экранах Японии. Обзор //
Искусство кино. 1955. №9; Две встречи. Пребывание в Москве И.Монтана // Огонек.
1957. №1; и др.). Первые рассказы Семёнов были опубликованы в журнале «Знамя» —
«Пять рассказов из жизни геолога Н.И.Рябининой» (1958. №12), «Будни и
праздники» (1959. №3). Л.Аннинский, анализируя первые художественные опыты
Семёнова, писал: «Герои Семёнова — люди цельные, безудержные в своих
стремлениях, красивые в подвиге, отвратительные в слабости. Отсюда — и
своеобразно заостренная, романтическая, подчас даже экзальтированная манера
письма. Семёнов не освещает события ровным светом, он не интересуется прошлым
своих героев, их судьбой, и люди у него — не объемные фигуры, а белые и черные
силуэты при вспышке подвига» (Аннинский Л. Спор двух талантов // Литературная
газета. 1959. 20 нояб.).
С 1960 Семёнов — член СП СССР. Его произведения печатаются в массовых и
популярных журналов «Огонек», «Смена», «Юность», «Москва», «Молодая гвардия»,
«Дружба народов» и др.
В 1960-е Семёнов работает в разных жанрах, осваивая документальное
повествование («Дипломатический агент», 1958), лирический рассказ и повесть о
современниках («Бирюсовая коса», 1962; «В горах мое сердце», 1963; «Дождь в
водосточных трубах», 1964; «Дунечка и Никита»,
1966; и др.), детективную повесть и приключенческий роман на военную или
революционную тему («При исполнении служебных обязанностей», 1962; «Петровка,
38», 1963; «Пароль не нужен», 1965; «Майор Вихрь», 1966; «Семнадцать мгновений
весны», 1970; «Бомба для председателя», 1971, и др.).
Наибольшую популярность у массового читателя получают детективные и
приключенческие романы Семёнова. Построенные по известной схеме, которая
предполагает победу кристально чистого героя (милиционера, партизана,
разведчика) над изощренным и коварным преступником (уголовником или фашисгом),
они отличаются острой, мастерски закрученной интригой, неожиданными поворотами
сюжета, умелым введением документальных и стилизованных под документ
источников. Но вместе с тем персонажи романов Семёнова, разделенные по принципу
контраста («белые и черные силуэты»), являются лишь пропагандистами разной
идеологии. Положительные герои ощущают себя «носителями советской власти», а
отрицательные — ее противниками. Поэтому конфликт в произведениях Семёнова
заранее задан, определен и нередко условен. Интерес представляют лишь
неожиданные мотивации поступков персонажей, своеобразные психологические
поединки непримиримых врагов. Как отмечала впоследствии критика, «мотивы
поступка, глубоко скрытые побуждения порою интереснее самого поступка» (Идашкин
Ю. И снова Штирлиц // Литературная Россия. 1985. 29 нояб.).
Многие герои произведений Семёнова являются историческими личностями (Ленин,
Дзержинский, Блюхер, Постышев, Бокий и др.), другие, являясь образом
собирательным, имеют реальных прототипов. Так, удачливый сыщик Костенко
(«Петровка, 38»; «Огарева, 6», 1972; «Противостояние», 1980) «списан» с
полковника Кривенко, которого, по признанию Семёнова, работавшего во время
написания этих романов в его спецгруппе, считают «гордостью столичного
угрозыска». Знаменитый Владимиров-Исаев-Штирлиц, действующий не только на
страницах романа «Семнадцать мгновений весны», но и во многих других романах
(«Пароль не нужен», 1965; «Бриллианты для диктатуры пролетариата», 1971;
«Приказано выжить», 1983; «Экспансия», 1985-87; и др.), вобрал черты первых
советских разведчиков, работавших в оккупированном японцами Владивостоке, а
также черты прославленных позднее Кузнецова, Зорге, Абеля.
Работая с историческими документами, которые для него были «основанием для
размышлений, ассоциаций, открытий» (Документ — это пища для размышлений. Беседа
с писателем // Дон. 1984. №6), Семёнов пытался, разумеется, в рамках
существующих в то время идеологических ограничений «дать читателю информацию» о
малоизвестных событиях отечественной и зарубежной жизни, расширить исторический
и политический кругозор современника. Однако он никогда не скрывал, что
преследует дидактические и утилитарные цели. «Чем точнее мы следуем за
документом, за правдой исторических лиц, обстоятельств, тем более сознательно
убежденного гражданина мы формируем» (Дон. 1984. №6).
В 1970-е появляется в печати роман-хроника «Горение» (1977-79), посвященный
дореволюционному периоду жизни и деятельности Ф.Дзержинского. Образ «железного
Феликса» в романе Семёнова обрел черты мыслителя, интеллектуала, «пламенного
интернационалиста, опытнейшего практика революционной борьбы, искушенного и
изобретательного конспиратора» (Идашкин Ю. [Предисл.] // Семёнов Ю. СС. Т.1.
С.15).
В прозе Семёнов 1970-80-х начинает складываться жанр современного политического
романа, который становится ведущим в его творчестве последнего периода. В этих
романах преобладают антифашистские, антиимпериалистические и антиамериканские
тенденции («Он убил меня под Луанг-Пробангом...», 1970; «ТАСС уполномочен
заявить...», 1979; «Пересечение», 1983; «Пресс-центр: Анатомия политического
преступления», 1984; «Репортер», 1988; и др.). В политическом романе Семёнова
обнаруживаются два плана изображения, один из которых связан с официальной
деятельностью разных политических структур и ведомств, другой — с тайной,
законспирированной работой спецслужб, агентов, разведчиков и журналистов,
ведущих собственное расследование. Реальность видимая и общеизвестная
«подсвечивается» реальностью скрытой, обнаруживая пружины современных
конфликтов. Как считает Семёнов, работники секретных служб «по роду
деятельности первыми смотрят в глаза фактам и вырабатывают относительно новых
фактов концепции» («Не является ли политический роман ключевым жанром
современной прозы?». Беседа с писателем // Дружба народов. 1984. №1).
Раскрывая тайные механизмы политической игры, Семёнов почти всегда использует
криминальные сюжеты, что усиливает занимательность его прозы и сближает ее с
политическим детективом. Политические романы Семёнова отличаются рыхлой
композиционной структурой: отдельные факты и события, изложенные либо подробно,
либо лаконично, произвольно соединяются в авторском монтаже без каких-либо
объяснений для читателя. Критика постоянно упрекала Семёнова в торопливости,
небрежности, неровности стиля и языковых погрешностях.
Основу политических романов Семёнова составляли не только документальные
источники, но и личные впечатления, полученные в результате длительных
командировок за рубеж.
На страницах советских газетах появлялись его мастерские репортажи из Вьетнама,
Лаоса, Чили, Сингапура, Лос-Анджелеса, Токио, Перу, Франции и др. Он оставил
заметки о встречах со многими выдающимися политическими деятелями — Альенде,
Корваланом, Хо Ши Мином, Вальдхаймом, Э.Кеннеди, Хаммером и др. Частично эти
очерки и др. публицистические вещи Семёнов объединены в книгах: «Вьетнам, Лаос.
1968» (1969), «Вьетнамский дневник» (1971), «Маршрут СП-15. Борнео» (1971),
«Возвращение в фиесту» (1975), «Поиск-891. Опыт театральной журналистики»
(1981), «Лицом к лицу» (1983).
В 1960-70-е Семёнов писал пьесы, нередко перекладывая для сцены свои
прозаические произведения («Иди и не бойся», 1963; «Петровка, 38: репортаж»,
1964; «Шоссе на Большую Медведицу», 1964; «Шифровка для Блюхера», 1966;
«Провокация», 1968; «Огарева, 6», 1973).
Многие произведения Семёнова экранизированы («Майор Вихрь», «Семнадцать
мгновений весны», «Петровка, 38», «Огарева, 6», «Пересечения», «Бомба для
председателя», «ТАСС уполномочен заявить...» и др.). В 1988 выпускает книгу
«Закрытые страницы истории» (совместно с А.Сорбовским).
В 1989 появляется в печати сборник «Ненаписанные романы» («Отчаяние», «Краткая
биография», «Первый день свободы»), в 1990 — «Тайна Кутузовского проспекта».
В конце 1980-х Семёнов начинает выпускать в Москве ежемесячную газету
«Совершенно секретно», посвященную политическим расследованиям, репортажам,
скандалам в России и за ее пределами.
Соч.:
СС: в 5 т. / предисл. Ю.Идашкина. М., 1983-84;
СС: в 19 т. М., 1997.
Лит.:
Аннинский Л. Спор двух талантов // Литературная газета. 1959. 20 нояб.;
Светов Ф. «Просто» или «не просто» детектив? // Новый мир. 1964. №1;
Беляев А. Серьезный опыт политической прозы // Октябрь. 1972. №6;
Идашкин Ю. Право на жизнь: Полемические заметки // Нева. 1983. №9;
Иванюта Г.Л. Проблема авторской позиции в романе Ю.Семёнова «Пароль не нужен»
// Проблема авторства в художественной литературе. Ижевск, 1993;
В гостях у «штирлицев» // Аргументы и факты. 1998. №З. С.9.
Т.М.Вахитова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|