|
Степун (настоящая фамилия Степпун) Фёдор Августович
[19.2(3.3).1884, Москва — 27.2.1965, Мюнхен]
— прозаик, философ, критик.
Отец по образованию инженер, работал директором «известных на всю Россию»
писчебумажных фабрик. Детство Степун прошло в калужском имении Кондрово,
которое было расположено на берегах Угры и Шани. В автобиографическом очерке
(Старые — молодым. Мюнхен, 1960) Степун утверждал: «Кроме литовской и немецкой
крови есть во мне еще и французская, и шведофинская. В моем субъективном
ощущении это этническое богатство ни в малейшей степени не умаляет моей
русскости, которой я обязан длительной жизни в деревне». Степун вырос в
лютеранстве, потом перешел в православие.
В 1903, окончив реальное училище в Москве, уезжает в Германию, где поступает на
философский факультет Гейдельбергского университета (в России же для
философского образования был нужен аттестат классической гимназии). Степун
изучал философию под руководством профессора В.Виндельбанда, а также прошел
курс истории, политической экономии, государственного права, истории искусства,
литературы. В годы учебы был увлечен, как и многие другие представители
творческой интеллигенции России того времени, учением Вл.Соловьева, которому
Степун посвятил докторскую диссертацию. Она была защищена им в Гейдельбергском
университете в 1910. По его собственному признанию, он всегда оставался близким
«по своим философским взглядам славянофильско-соловьевскому учению о
положительном всеединстве как о высшем предмете познания» («Бывшее и
несбывшееся»).
Возвратившись в Россию в 1910, Степун вместе со своим университетским товарищем
С.И.Гессеном выпускает журнал «Логос» — «международный ежегодник по философии
культуры», в котором принимают участие и русские ученые и литераторы
(Вяч.Иванов, А.Белый, Э.Метнер и др.), и представители западноевропейской мысли
(В.Виндельбанд, Г.Зиммель, Г.Риккерт, Д.Лукач и др.). В «Логосе» (1910-14)
появляются в печати статьи Степуна: «Трагедия творчества (Фридрих Шлегель)»
(1910. №1), «Трагедия мистического сознания» (1911-12. №2,3), «Жизнь и
творчество» (1913. №3-4). Степун концентрирует свои усилия над исследованием
проблемы соотношения жизни и творчества, которые представляются ему двумя
противоположными, борющимися в человеке началами.
В 1910-е Степун сближается с символистами, принимает участие в редактировании
журнала «Труды и дни», участвует в работе секции по эстетике при московском
издательстве «Мусагет», увлекается творчеством А.Блока, А.Белого, Вяч.Иванова.
Сочувственно-любовное отношение к символизму осталось у Степуна на долгие годы.
В 1931 он признавался И.Бунину, творчество которого он также ценил: «Я люблю в
искусстве только надлом... Я не люблю классицизма, Возрождения, Греции. Я не
пойду брать с полки Гете, если мне будет трудно в данный час. Я возьму
кого-нибудь надломленного, пронзительного. Другое искусство мне не интересно. В
Белом же, в его припудренном трагизме, я чую его боль, его надлом» (Кузнецова
Г. Грасский дневник. М., 1995. С.214). До начала Первой мировой войны Степун
активно участвует в литературно-философской жизни обеих столиц, пишет в журнале
«Северные записки», «Студия», «Маска», касаясь вопросов развития литературы и
театра. Обладая особым ораторским талантом, Степун ездит с выступлениями и
лекциями по всей России по линии Бюро провинциальных лекторов. Эти поездки дали
Степуну возможность непосредственно ощутить общественные настроения в рабочей,
студенческой и интеллигентской среде, познакомиться с жизнью провинциальной
России.
Летом 1914 во время мобилизации Степун едет в Иркутск, где формируется и
проходит учебные занятия 12-я Сибирская стрелковая артиллерийская бригада. В
начале окт. 1914 Степун в чине прапорщика попадает на Галицийский фронт, воюет
в Прибалтике; награжден орденами Анны и Святослава, был даже представлен к
золотому оружию, которого тем не менее не получил. Зимой 1915 при возвращении с
позиции в штаб Степуна получает тяжелую травму ноги, около 11 месяцев находится
на излечении в Риге, Пскове, Москве. Письма Степуна с фронта к жене и матери по
настоянию М.О.Гершензона были опубликованы в журнале «Северные записки» (1916)
под псевдонимом Н.Пугин. Полностью фронтовые заметки Степун под названием «Из
писем прапорщика-артиллериста» с восстановленными купюрами и добавлениями за
1916, 1917 вышли в 1918 в одной книге с очерком В.Ропшина (Б.Савинкова) «Из
действующей армии (Лето 1917)». Военные корреспонденции Степуна представляют
собой сложный сплав лирических размышлений, точных документальных наблюдений,
реалистических описаний и философских обобщений, касающихся мировоззрения
интеллигентного человека на войне; они запечатлели душевные переживания автора
— от эйфорического восторга перед сражением, «упоения в бою» в начале войны до
смертельной усталости и обиды за Отечество в ее конце. Последнее письмо
датировано мартом 1917 и заканчивается сведениями о революции в Петрограде.
После излечения, летом 1916 Степун возвращается на фронт, служит в Галиции в
войсках тылового обеспечения.
В начале революции приезжает в Петроград в составе армейской делегации
Юго-Западного фронта. Степун был избран армейским представителем во
Всероссийский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, а затем
назначен начальником политического управления в Военном министерстве, которым
руководил Б.Савинков. Февральскую революцию Степун встретил восторженно как
«всенародную мистериальную трагедию», которая вознесла русскую жизнь на
неожиданную вершину.
Цели, задачи и формы Октябрьской революции не вызывали у Степун ни сочувствия,
ни понимания. Во время октябрьского переворота был на короткое время арестован,
затем возвращается в Москву. В 1919 осуществляет литературное и художественное
руководство Государственным Показательным театром революции. «Как военспец,—
вспоминал позднее Степун,— я был призван на военную службу, как тяжелораненый в
царскую войну, назначен на тыловую должность, как писатель и бывший фронтовик,
ничего не понимающий в административно-хозяйственных делах, любезно
переуступлен Троцким Луначарскому на предмет производства пролетарской
культуры» (Современные записки. 1923. Кн.14. С.293). Однако в производстве
«пролетарской культуры» Степун не участвовал; предпринимал попытки поставить
Шекспира, Метерлинка, Гольдони, Л.Андреева; из театра вскоре был уволен. В
голодные годы военного коммунизма читает лекции в художественных студиях,
позднее уезжает в деревню, где вместе с родственниками жены занимается
натуральным хозяйством.
В 1922 Степун участвует в возрождении литературно-художественных альманахов при
издательстве «Шиповник». Под его редакцией вышел первый и единственный сборник,
включивший работы Ф.Сологуба, М.Кузмина, А.Ахматовой, В.Ходасевича,
Б.Пастернака и др. В этом номере был напечатан и первый рассказ Л.Леонова
«Бурыга». В 1922 в сборник «Освальд Шпенглер и закат Европы» выходит статья
Степуна, посвященная анализу известной книги «Закат Европы». В этом сборнике
принимали участие и Н.Бердяев, С.Франк, Я.Букшпан.
В.И.Ленин увидел в сборнике «литературное прикрытие белогвардейской
организации». Степун оказался среди тех представителей интеллигенции, которые
были высланы за границу. Осенью 1922 Степун вместе с женой навсегда покинул
родину, поселившись в Германии. Выступает как публицист и литературный критик в
различных эмигрантских журналах, становится сотрудником самого авторитетного
журнала «Современные записки». Здесь появляются его историческиеи философские
статьи, литературные заметки, рецензии на философские труды и художественного
произведения как представителей русской эмиграции, так и советских писателей.
Многие суждения Степуна поражают своей глубиной: «В революцииесть стихия
трагического безумия, от которой пойдет все живое и значительное в новом,
пореволюционном искусстве, и стихия благополучного коммунистического разума,
которая неизбежно упрется в тупик "пролеткультщины", т.е. "мертвую опись
революционного факта" и убогую партийно-марксистскую пропись» (Литературные
заметки // Современные записки. 1925. №26. С.315) и др.
В течение 1923-25 здесь публикуется философский роман в письмах «Николай
Переслегин» (Отдельное издание 1929). Основу романа составляет
автобиографическая история любви, осложненная соперничеством друзей и
мистическим влиянием людей, покинувших этот свет. «Николай Переслегин» — это
исповедь человека символистской культуры, который наделен искренностью,
благородством и вместе с тем раздвоенностью сознания, стремлением к игре, позе,
кокетливому мученичеству. Однако в конце романа, завершающегося в 1914,
Переслегин приходит к выводу, что «если вознесение любви в полноту и исполнение
возможно, то во всяком случае не на иллюзионистских путях тлетворных мечтаний,
а на путях живой религиозной веры в бессмертие единственно любимого». Пути
религиозной нравственности и духовного возрождения отстаивались Сив
публицистике, и в философском творчестве; особый интерес он проявлял к
экзистенциальному характеру русского мышления («Большевизм и христианское
существование», 1956).
Роман «Николай Переслегин» был с восторгом встречен критикой. «Русское открытое
сердце и зоркость глаза соединяются у Степуна с высокой духовностью мыслителя
европейского масштаба»,— писал К.Фриш. «Нет книги, в которой о любви были бы
сказаны более тонкие и значительные вещи»,— замечал Ф.Сегер. «"Николай
Переслегин" — самое прекрасное, что когда-либо написано о любви. При этом
действие романа развивается с такой напряженностью, что от книги нельзя
оторваться»,— утверждал К.Фишер. «Нет сомнения, что "Николай Переслегин" —
создание очень духовного и глубоко аристократического таланта»,— подводил итоги
Ю.Айхенвальд (Современные записки. 1930. №41).
С 1926 по 1937 Степун работает на кафедре социологии в Дрездене, пока его не
уволили фашисты за «русский национализм, христианство и жидопослушность».
В 1931 вместе с И.Фондаминским и Федотовым участвует в издании
религиозно-философского журнала в Париже «Новый град» (1931-37). «Особенность
новоградского духа,— отмечал позже Степун,— определялась прежде всего тем, что
его основатели и главные сотрудники встретились друг с другом на путях покаяния
как за свои личные ошибки, так и за прегрешения тех партий, групп и течений, к
которым они принадлежали» (Бывшее и несбывшееся).
В 1947 специально для Степуна была создана кафедра истории русской духовной
культуры в Мюнхенском университете, на которой он работал до самой смерти.
В 1956 в Нью-Йорке вышли в свет мемуары Степуна «Бывшее и несбывшееся» в 2
томах. Они были написаны в нацистской Германии, когда автору было запрещено
заниматься преподавательской и научной деятельностью. Первый том охватывал
события детства, юности, учебы в Германии и Первую мировую войну, второй был
посвящен событиям революции в России — Февральской и Октябрьской. По широте и
глубине воссоздания культурно-исторической и религиозно-философской обстановки
на рубеже веков, точности свидетельских показаний во время русских революций
эти воспоминания не имеют себе равных. Автор предстает перед читателем то в
образе тонкого беллетриста, то скрупулезного социолога, то умного, ироничного
политика, то мудрого философа. Этот многоликий собеседник пытается разгадать
«тайну России», увидеть в ее жизни «то бессмертное вечное, что не сбылось, не
ожило: завещание грядущим дням и поколениям».
Соч.:
Сочинения. М., 2000;
Прошлое и будущее славянофильства // Северные записки. 1913. №11;
Из писем прапорщика-артиллериста. М., 1918;
Жизнь и творчество. Берлин, 1929;
Николай Переслегин. Париж, 1929;
Встречи: Л.Толстой, И.Бунин, Н.Зайцев, В.Иванов, А.Белый, Л.Леонов. Мюнхен,
1962;
Литературно-критические статьи / вступ. статья М.Фридлендера // Русская
литература. 1989. №3;
Б.Л.Пастернак / вступ. заметки и публ. К.М.Поливанова // Литературное
обозрение. 1990. №2;
Бывшее и несбывшееся. М.; СПб., 1995;
Идея России и формы ее раскрытия // Октябрь. 2001. №6.
Лит.:
Чижевский Д.И. Речь о Степуне // Новый журнал. Нью-Йорк. 1964. Кн.75;
Штаммлер А. Ф.А.Степун // Новый журнал. Нью-Йорк. 1966. Кн.82;
Русская религиозно-философская мысль XX века. Питсбург, 1975;
Исупов К. Роман Ф.Степуна «Николай Переслегин» в истории отечественного
эстетизма // Тезисы межвузовской научной конференции, посвященной 120-летию
И.А.Бунина. Елец, 1990;
Ермичев А.А. Степун-философ // Ступени. СПб., 1991. №2;
Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX-XX веков. Нижний Новгород,
1992;
Философы России XIX-XX столетий. М., 1993;
Пирожкова В. Несколько слов о моем учителе // Степун Ф. Бывшее и несбывшееся.
М.; СПб., 1995. С.629-645;
Архипов Ю. О книге Фёдора Степуна «Бывшее и несбывшееся» // Степун Ф. Бывшее и
несбывшееся. М.; СПб., 1995. С.646-650;
Соболев А.В. Степун Ф.А. // Новая философская энциклопедия. Т.3. М., 2001.
С.637-638;
Ки Бэ Квон. Философия войны в прозе Ф.А.Степуна и Л.Н.Андреева // Юбилейная
международная конференция по гуманитарным наукам. Орел, 2001. Вып.2;
Кантор В. Фёдор Степун и большевистское имяславие // Вопросы литературы. 2005.
№1.
Т.М.Вахитова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|