AZ-libr.ру

информационный портал





Ставров Перикл [__.__.1895-__.__.1955] {(1895г.-1955г.)}

Ставров Перикл, (настоящее имя Ставропуло Перикл Ставрович)
       [1895, Одесса — 1955, Париж]
       — поэт, прозаик, переводчик, мемуарист.
       Ставров родился в греческой семье. Тем не менее русская культура и поэзия всегда были для него родными. До эмиграции Ставров был близок к Ю.Олеше, Э.Багрицкому, В.Катаеву и, по словам Гл.Струве, входил в тот же одесский литературный кружок, что и эти «известные потом советские писатели» (Струве.— С.238). Из Одессы Ставров уехал в 1920, эмигрировал в Грецию и принял греческое гражданство. В последующие годы Ставров жил в Болгарии и Югославии, а в 1926 переехал в Париж.
       Г.Струве считал, что Ставров «находился под гипнозом поэзии Анненского, которого едва ли не считал величайшим русским поэтом» (Струве— С.238). Тем не менее поэтические тексты Ставрова находятся в русле «парижской ноты» и идеологически близки литературным credo В.Адамовича. Ставров публиковался в «Современных записках», «Русских записках», «Круге». Его первый сборник «Без последствий» вышел в 1933 в Париже. В рецензии на этот сборник Г.Адамович писал: «В бедных и темных своих словесных одеждах, в косноязычии и путанице, в случайной безвкусице даже, они (стихотворения Ставрова — Е.Р.) все-таки доходят до ума и сердца, как нечто творчески напряженное и несомненное». (Последние новости. Париж. 1933. 25 мая).
       Л.Червинская, во многом повторяя отзыв Адамовича, утверждала: «П.Ставров в своих неуклюжих, не всегда обоснованно путанных стихах производит впечатление литературного отшельника, которого не коснулись ни болезнь, ни лоск этого поэтического века» (Числа. 1933. №9. С.223-230). Однако в данном случае дефиниция «литературный отшельник» выглядит натяжкой. В поэтических текстах Ставрова чувствуется влияние И.Анненского, Иванова, Адамовича. Неуклюжесть, косноязычие и в то же время творческая напряженность и несомненность, которые Адамович находил в стихах Ставрова, позволяли современникам относить этого поэта к «школе Адамовича» и «поэзии парижской ноты». Для последней были характерны именно скудость и часто «темнота» «словесных одежд» при несомненном поэтическом порыве и душевной обнаженности. Впоследствии, рецензируя второй сборник стихотворений Ставрова, Адамович скажет, что его стихи «неотчетливы, они напоминают пар, облака» (Последние новости. 1937. 11 марта). Но в данном случае «облачность» поэзии Ставрова, декларируемая Адамовичем, выглядит в рамках поэзии «парижской ноты» скорее достоинством, чем недостатком.
       Второй сборник стихотворений Ставров «Ночью» вышел в 1937 в Париже. Ставров публиковался в журнале «Встречи», редакторами которого были В.Адамович и М.Л.Кантор, входил в литературное объединение «Круг» (1935-39). Кроме того, поэт был членом Парижского союза русских писателей и журналистов, а в 1943-44 возглавлял Объединение русских писателей и поэтов во Франции.
       После войны Ставров сблизился с Н.А.Бердяевым, посещал воскресенья в Кламаре и называл себя впоследствии младшим другом и почитателем философа. «В течение долгих лет его друзья и почитатели собирались у него по воскресеньям в Кламаре,— писал Ставров — Десять минут дачного поезда, чтобы приехать в тихий, провинциальный Кламар с его игрушечными домиками в стиле Мориса Утрило, забыть на время повседневные заботы, забыть политические раздоры, где влияния среды, естественные склонности или просто соображения выгоды чаще играют гораздо большую роль, чем идеальные побуждения или искания правды» (Ставров П. Воскресенья в Кламаре. С.391).
       В 1949 поэт стал членом редколлегии парижского издательства «Рифма». Стихотворения Ставрова вошли в антологии «Эстафета» (Париж, 1948) и «На Западе» (Нью-Йорк, 1953). Ставров публиковался в таких эмигрантских органах печати, как «Встречи», «Грани», «Меч», «Новоселье», «Русские записки», «Современные записки» и т.д. Ставров известен и как автор рассказов, повестей и эссе, мастер литературного перевода.

Соч.:
       Без последствий. Париж, 1933;
       Ночью. Париж, 1937;
       Памяти Э.Багрицкого // Встречи. 1934. №4;
       М-ль Бланш // Русский сб. 1946. №1;
       Американская дуэль // Новоселье. 1948. №37-38;
       Воскресенья в Кламаре // Н.А.Бердяев. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1991. (Первая публ.: Новое русское слово. 1949. 10 апр.).

Лит.:
       Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж; М.; 1996;
       Пильский П. [Рец.: «Ночью»] // Сегодня. 1937. 20 апр;
       Мандельштам Ю. [Рец.: «Ночью»] // Возрождение. 1937. 23 мая.

Е.Ю.Раскина



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:39:40 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"