|
Благинина Елена Александровна
[14(27).5.1903, с. Яковлево, Орловской губ.— 24.4.1989, Москва]
— поэт, переводчик, мемуарист.
Родилась в семье багажного кассира. Первые уроки словесности получила от деда —
сельского священника и учителя церковно-приходской школы, а также от матери —
«великой книгочейки с феноменальной памятью». Отсюда — из семьи прочных
крестьянских корней, из детства, прошедшего в окружении тургеневско-бунинской
природы, под музыкальное звучание подлинно русской народной речи — этика и
эстетика ее произведений для самых маленьких, неотделимая от атмосферы совсем
незажиточного дома, где тем не менее отец, человек редкой доброты, регулярно
устраивал «леденцовые праздники» для всей окрестной детворы, на гроши выписывал
детские журналы, и где сама Благинина с 8 лет начала писать стихи.
После переезда семьи в Курск, окончив Мариинскую гимназию, Благинина поступает
в педагогический институт, одновременно все больше осознавая свое писательское
призвание. Знаменательным для нее становится 1921, когда впервые было
опубликовано ее стих. «Девочка с картинкой», а затем и ряд др.— в альманахе
курских писателей. В этом же году Благинина уезжает в Москву, где — с
благословения самого В.Брюсова — поступает в возглавляемый им Высший
литературно-художественный институт, после окончания которого (1925) трудится в
«Известиях», в университете радиовещания, Всесоюзном радиокомитете. Затем
становится сотрудницей, постоянным автором детских журналов «Мурзилка» и
«Затейник». «Детские» стихи, сочиняемые вначале просто для знакомых рябяти-шек,
приобретают для Благининой все большее значение.
В 1936 выходят 2 ее книги для детей «Осень» и «Садко», в 1939 — «Вот какая
мама!», в 1940 — «Посидим в тишине», в 1941 — «Мишка-шалунишка». Благинина
становится одним из ведущих детских писателей, с 1938 — член СП СССР. Высокий
профессионализм поэзии Благининой основывается на органическом продолжении
традиций русской поэтической классики и устного народно-поэтического
творчества. Она владеет всеми жанрами детской литературы — от сказок, считалок,
дразнилок, скороговорок до песен, баллад, детской пейзажной и психологической
лирики (пробуждение любви к близким и осознание необходимости заботы об
уставшей маме, о дедушке), а давняя домашняя игра с братом в «сестрицу Аленушку
и братца Иванушку» («Сказка») естественно приводит к созданию ряда игровых
сценариев (в т.ч. для кукольного театра — «Выше дружбы счастья нет», «Петрушка
на крыше»). Всепоглощающей любовью наполнены стихи Благининой для младшего
возраста («Вот какая мама!», «Посидим в тишине», «Осень» и др.). В маленькой
поэме «Аленушка» (1940) даже композиционное построение текста как бы
демонстрирует логику изменения характера произведений для детей в зависимости
от их возраста. Начало «Аленушки» — восторг общения с ребенком, активная
ласковая игра: «Как у нашей дочки / Розовые щечки, / Как у нашей птички /
Темные реснички! / Как у нашей крошки / Тепленькие ножки, / Как у нашей лапки /
Ноготки-царапки!». То же самое, но в иной «тихой» интонации — в «колыбельной
главке»: «Баю-баю-баиньки, / Прискакали заиньки: / — Спит ли ваша девочка, /
Девочка-припевочка? / — Уходите, заиньки. / Не мешайте баиньки!» Потом
появляются и «цветные книжки, / Пусть читают ребятишки», и «Я привез карандаши
/ Пусть рисуют малыши!». А дальше придет время осознания необходимости полить
огород, так как он — «тоже хочет пить», как и маленькие читатели. Тема труда
как радости с большей психологической глубиной и тактом утверждается Благининой
в целом ряде ее стихотворений — «Научу одеваться я братца!», «Будут на зиму
дрова», «Уморилась» и др.
С началом Великой Отечественной войны в творчество Благининой входит военная
тематика: и в самом трагическом ее повороте — смерть, разрушение («Одинокие
печки»), и в патриотической вере в неизбежность победы именно как торжества
добра и правды. В послевоенные годы эта тема будет продолжена в утверждении
благодарной памяти, без которой немыслимо будущее («Шинель» и др.). В сборнике
«На привале» (1945), «Радуга» (1948), «Огонек» (1949), «Не мешайте мне
трудиться» (1959), «Травушка-муравушка» и «Гори-гори ясно!» (оба — 1971),
«Журавушка (1973) особенно привлекает основанная на ряде приемов фольклорной
поэтики патриотическая пейзажная лирика («Черемуха», «Гори-гори ясно», «Золотая
осень» и др.), а также тема «братьев наших меньших» (С.Есенин), любовь к
которым всегда была присуща самой Благининой и которую она завещала своим
маленьким читателям. Детские стихи Благининой переведены на немецкий, польский,
болгарский, китайский, украинский, белорусский и другие языки. Под ее пером
зазвучали по-русски произведения Т.Шевченко, И.Франко, Л.Украинки, Л.Квитко,
Ю.Тувима и др.
Уже во второй половине 1960-х в творчестве Благининой все более активно
начинает заявлять о себе «взрослая» лирика (сб. «Окна в сад», 1966; «Складень»,
1973; ряд публикаций в периодической печати, в частности, в журнале «Новый мир»
и «Знамя»). Все это свидетельствует о растущей философской насыщенности и
нравственной остроте творчества писательницы. Именно с этого времени внимание
издателей и критиков к Благининой все больше и больше уменьшается. Сумевшая
внутренне противостоять тоталитаризму, отстоять свою независимость, что в
меньшей степени удалось, например, Агнии Барто или Вере Инбер (Приходько В.
Золушка и принц. С.97), Б. все меньше вписывалась в атмосферу «застойного
периода». Ей пришлось столкнуться с арестом отца и мужа. Благинина поддерживала
гонимых Б.Пастернака, Л.Чуковскую и др. В ее доме (в одном из стих, она назвала
его «пристанищем чуда») собирались люди, способные к «самостоянию»,
объединенные честностью и преданностью искусству, умением достойно встречать
горести и беды. Роман «Люблю мучителя своего все неистовее» опубликованный в
1997, посвящен горькой литературной судьбе ее мужа, поэта Георгия Оболдуева
(1898-1954), представителя древнего дворянского рода, участника Великой
Отечественной войны, увидевшего при жизни напечатанным только одно свое
стихотворение (1929).
В мемуарную прозу Благининой вошел целый ряд воспоминаний о детстве, юности,
1930-х, военном и послевоенном периоде отечественной истории. Эта книга — «о
времени и о себе», в ней отразился «век и человек» с его интеллектуальной и
нравственной высотой и трагически неустойчивым бытом. Публикацию романа
завершает цикл «взрослых» стихов Благининой: «Другие сны слетятся к изголовью,
/ Умолкнут грозы в стынущей крови. / И все, что называли мы любовью, /
Воспоминаньем станет о любви... / И если в час последнего прощанья / Восстанут
вдруг в проснувшейся крови / Все неисполненные обещанья, / Все росстани, все
горести любви, /Мы встретим их томительным рыданьем, / Обрадуемся, что еще
живем, / И то, что называли мы страданьем, / Обыкновенной жизнью назовем...»
Соч.:
Огонек. М. 1950;
Не мешайте мне трудиться. М., 1959;
Азбука в стихах. М., 1964;
Окна в сад. М. 1966;
Гори-гори ясно! М., 1971;
Журавушка. М., 1973;
Складень. М., 1973;
Стихи, сказки. М., 1990;
Как была я, так и буду быть // Общая газета. 1994. №43. С.16;
Бабушка-забота. М., 1996;
Люблю мучителя своего все неистовее // Новая Россия. 1997. №1,2;
«Я стану чище и моложе...» и др. стихи // Знамя. 1998. № 10.
Лит.:
Инбер В. О веселом и серьезном // Детская литература. 1940. №11,12;
Чуковский К. У живого источника // литература и искусство. 1943. 13 февр.;
Соложенкина С. Е.Благинина. Окна в сад // Новый мир. 1968. №2;
Приходько В.А. Е.Благинина. Очерк творчества. М., 1971;
Озеров Л. И только песня остается. Памяти Елены Благининой // Детская
литература. 1989. №9;
Таратута Е. Только с жаждою добра // Книжное обозрение. №42. 20 окт. С.6;
Приходько В. Была и буду. О творчестве Е. Благининой // Дошкольное воспитание.
№10;
Приходько В. Золушка и принц: предисл.к публикации биографического романа //
Новая Россия. 1997. №1. С.97.
К.Ф.Бикбулатова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|