AZ-libr.ру

информационный портал





Нилус Сергей Александрович [09.09.1862-14.01.1929]

Нилус Сергей Александрович
       [28.8(9.9).1862, Москва — 14.1.1929, с. Крутец Александровского р-на Владимирской обл.]
       — прозаик, публицист.
       Происходил из семьи крупных дворян-землевладельцев. Воспитанный в семье, проникнутой идеями материализма и крайнего либерализма, Нилус в юности был равнодушен к вере и церкви.
       В 1886 окончил юридический факультет Московского университета и служил чиновником на Кавказе и в Симбирске. Оставив службу, в 1888-1905 занимался хозяйствованием в родовом имении Золоторево Мценского уезда Орловской губ.
       В начале 1900-х публикуется в газете «Московские ведомости».
       В конце 1890-х в мировоззрении Нилус произошел глубокий внутренний перелом. «Обращение православного (по крещению) в православную веру» совершилось благодаря чудесному видению преподобного Сергия Радонежского у раки с его мощами в Троице-Сергиевой Лавре, встречам со св. Иоанном Кронштадтским (впоследствии называвшим сочинения Нилуса «чистым алмазом»), паломничествам в Саровский и Дивеевский монастыри (где Нилус познакомился с известными подвижницами — игуменией Марией и блаженной Пашей Саровском). Среди бумаг Н.А.Мотовилова (ученика преподобного Серафима Саровского), полученных в Дивееве, Нилус обнаружил и расшифровал уникальные записи поучений старца. Опубликованная Нилусом в 1903 «Беседа о цели христианской жизни» вошла в сокровищницу духовного опыта русских святых. Мотовилов рассказал о том, как во время этой беседы по молитвам подвижника на мгновение зримо открылся преображенный благодатью мир. Другая рукопись Мотовилова, также записанная со слов старца,— «Великая Дивеевская тайна» (удивительные пророчества о будущем России и последних судьбах мира, о воскресении и «переходе» св. Серафима из Сарова в Дивеев для всемирной проповеди покаяния и др.) — была опубликована в посмертном издании книги Нилуса «На берегу Божьей реки. Часть 2» лишь в 1969, когда некоторые из предсказаний начали осуществляться.
       Рассказы о встречах с совр. подвижниками благочестия, впечатления от поездок по святым местам России, написанные живо и увлекательно пером талантливого художника, составили первую книгу Нилуса «Великое в малом» (1903), выдержавшую 5 изданий при жизни автора. Книги Нилуса, состоящие, как правило, из разнообразных по жанру частей (рассказы, очерки, зарисовки и др.), отличаются богатством языковых средств и эмоциональных оттенков. Нилус умеет передать живую речь простонародья, сдержанно-строгие слова иноков. Проникновенно-доверительные интонации автора, делящегося своими сокровенными чувствами и переживаниями, чередуются с высоким слогом пророка и проповедника.
       Во 2-м издании книги «Великое в малом» в 1905 Нилус опубликовал попавшую к нему рукопись под названием «Протоколы сионских мудрецов»,— стилизацию под исторический документ, в котором шла речь о способах достижения мирового господства. Хотя Нилус не был первым публикатором, именно его издание оказалось наиболее известным благодаря развернутым комментариям. Впоследствии, извлеченные из православно-мистического контекста, «Протоколы» неоднократно переиздавались, были переведены на многие языки. Вопрос о том, в каких кругах и с какой целью была составлена эта рукопись, не раз становился предметом ожесточенной полемики. Сам Нилус, не задаваясь целью исследовать подлинность «Протоколов», рассматривал их в русле русской религиозной традиции: ставил замыслы «мудрецов» в прямую связь с «тайной беззакония», с библейскими пророчествами о воплощении «сына погибели» и наступающем перед концом истории «царстве антихриста» (пришествие которого, по Нилус, стало «ближайшей политической возможностью»). Единственным средством, которое может предотвратить порабощение России мировым злом, Нилус считал возвращение к вере отцов — святому православию. Писатель был убежден, что оружие в борьбе с духом антихриста — это, прежде всего, подлинно христианская, просветленная любовь и смирение. Размышлениями о великом предназначении России в судьбах мира проникнуты и последующие сочинения Нилуса.
       В 1906 Нилус женился на фрейлине императрицы Е.А.Озеровой, предполагая принять священство и стать сельским пастырем. Эти планы, однако, не осуществились, и в том же году Нилусы покинули Петербург.
       Центральное место в жизни и творчестве Нилуса занимает знаменитая Оптина пустынь: «Прилепилось мое сердце к этому великому и святому месту узами неумирающей, святой любви и вечной благодарности... открылся мне тайник сокровенного оптинского духа» (С.А.Нилус: Жизнеописание. С.79). С благословения оп-тинских старцев Нилусы в 1907-12 живут в Оптиной пустыни, в доме, где прежде жил писатель и философ К.Н.Леонтьев (в монашестве Климент). Духовником и руководителем Нилуса стал великий старец Варсонофий (Плиханков). Здесь продолжается писательская деятельность Нилуса «по собиранию цветов с духовного луга иноческого жития на Руси Святой». Книга «Сила Божия и немощь человеческая» (1908), построенная на материалах богатейшего оптинского архива, запечатлевает облик мн. подвижников, прозорливых старцев, описывает знамения и происшествия, в которых явно видно действие Промысла. В основу следующей книги «Святыня под спудом» (публиковалась в журнале «Троицкое слово», сотрудником которого был Нилус; отдельным изданием вышла в 1911) были положены записки оптинского иеромонаха Евфимия (Трунова), которые Нилус подверг художественной переработке. На страницах книги, увлекательно повествующей о жизни знаменитого монастыря в середине XIX в., появляются имена Н.В.Гоголя, А.К.Толстого, И.В.Киреевского и др. деятелей русской культуры, так или иначе связанных с Оптиной пустынью.
       С 1909 Нилус сам становится летописцем оптинской жизни, записывая различные знаменательные факты, беседы со старцами, в которых содержатся удивительно глубокие суждения и пророчества о приближающихся исторических потрясениях в жизни народа и государства. Цикл «На берегу Божьей реки: Записки православного. Часть 1» (1916) построен на противопоставлении разрушительной силы зла и силы христианской любви, проявляющейся через святых подвижников Русской земли начала XX в.
       Произведения Нилус носят ярко выраженный автобиографический характер, в них всегда присутствует личность автора — с его переживаниями, размышлениями, сомнениями, молитвенными состояниями. Книги Нилус в известной степени предвосхитили т.н. исповедальную прозу XX столетия.
       Последняя прижизненная книга Нилус «Близ есть, при дверех: О том, чему не желают верить и что так близко», проникнутая апокалипсическими мотивами, вышла в янв. 1917. По приказанию А.Ф.Керенского тираж ее был уничтожен. В первые послеоктябрьские годы за чтение и хранение книг Нилуса расстреливали на месте, затем на протяжении 70 лет имя писателя было под строжайшим запретом. Однако и позже, уже в эпоху «гласности», в середине 1990-х статья о Нилусе по настоянию филологов К.М.Азадовского, Н.А.Богомолова, А.В.Лаврова, Р.Д.Тименчика была изъята из академического словаря «Русские писатели. 1800-1917» (см.: Фомин С.О. «либеральном холопстве», или Кому сегодня не угоден Нилус // И даны будут жене два крыла: сб. к 50-летию С.Фомина. М., 2002. С.441).
       Живший с 1912 на Валдае, Нилус после революции переехал в имение князя В.Д.Жевахова Линовица Полтавской губ.
       В 1923-26 он несколько раз подвергался обыскам и тюремному заключению (в Киеве, в Москве на Лубянке), чудом избежал расстрела.
       В 1926-28 жил в Чернигове, затем переехал в с. Крутец Владимирской губ., где и наступила его кончина накануне дня памяти столь любимого им старца Серафима Саровского.
       Несмотря на жесточайшие испытания и гонения, Нилус до конца дней продолжал записывать рассказы о проявлениях святости на Руси, о государе-мученике Николае Александровиче, о спасительной силе покаяния. Эти заметки опубликованы в книгах «На берегу Божьей реки. Часть 2» (Сан-Франциско, 1969) и «Неизвестный Нилус» (1995). Современники запечатлели облик писателя: «высокого роста, широкоплечий, с красивым лицом, красивыми карими глазами и ясным добрым взглядом. Он был очень жизнерадостным человеком... Внутренне он был колоссом духа, так твердо стоящим "на камне веры", что ни гонения, ни лишения, ни злословие не могли поколебать его веру и любовь к Богу» (С.А.Нилус: Жизнеописание. С.237-238).
       Ныне творческое наследие выдающегося духовного писателя и философа вновь доступно широкому кругу читателей. В 2001 обществом «Православный Петербург» учреждена премия им. С.А.Нилуса «за литературные труды, в которых выявляется историческая правда о прошлом России». Ее первым лауреатом стал А.Н.Стрижев.

Соч.:
       ПСС: в 6 т. М., 1999-2005;
       Неизвестный Нилус: в 2 т. М., 1995.

Лит.:
       Сергей Александрович Нилус (1862-1929): Жизнеописание. М., 1995;
       Краткое жизнеописание С.А.Нилуса // Неизвестный Нилус. Т.1;
       Жевахов И.Д. Сергей Александрович Нилус // Неизвестный Нилус. Т.2;
       Багдасаров Р. Загадка Нилуса // Москва. 1996. №12;
       Стрижев А.Н. По следам Сергея Нилуса: Раздумья, встречи, разыскания. М., 1999.

А.М.Любомудров



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:27 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"