|
Рецептер Владимир Эммануилович
[14.2.1935, Одесса]
— поэт, прозаик.
О ранней поре своей жизни Рецептер рассказывает следующее: «Родился я почти без
шансов на будущее "с рассвета в Валентинов день" (песенка Офелии)... Но вышло
так, что в 1938 г. избежал грядущего сиротства и гибели (арест и случайное
освобождение матери в "пересменку" Ежов — Берия), а в 1941-м снова спасся: за
спинами беженцев бомбы попали в дом, где мы жили, и в теплоход, с которого
только что сошли. И позже, как видно, Бог уберег от нападавших туберкулеза,
голода и чустского ножа. С осени 1941 года я рос в Ташкенте, у вора в законе,
который "держал за меня мазу" (заступался), по воле капризного случая его звали
Гамлет: я "выступал в самодеятельности", а он сам был любителем "изящных
искусств". Школа, филфак университета, театральный институт, Русский драмтеатр
имени Горького, первые роли (в том числе идейный "мокрушник" Раскольников и
многодумный мститель Гамлет), первая книга стихов ("Актерский цех"), рождение
сына — все это было в Ташкенте» («Автобиография». Частное собр.).
В Ленинград Рецептер переезжает по приглашению Г.Товстоногова и с 1959 по 1962
работает артистом в БДТ. Около сорока ролей в театре. Немало в кино и на
телевидении, создание моноспектаклей по Шекспиру, Достоевскому, Пушкину,
Грибоедову, художественное руководство литературно-драматической (Пушкинской)
студией Ленконцерта...
Связь театрального и литературного творчества у Рецептера обозначилась
изначально. Еще в 1953 он опубликовал свои стихи в газете «Комсомолец
Узбекистана», а затем станут выходить его поэтические сборники в Ташкенте и в
центральных издательствах страны. Его стихотворные опыты получают одобрение
Анны Ахматовой и Павла Антокольского, видимо, в силу общности их творческой
направленности. Это — отражение судьбы русской культуры через судьбу
индивидуальную, имеющую постоянные ориентиры. Для Рецептера это Шекспир,
Пушкин, Пастернак. Не случайно, совмещая художественное творчество с
научным-изыскательским, Рецептер дал новое прочтение и научно достоверно
обосновал нетрадиционный, но соответствующий последней авторской воле вариант
пушкинской драмы «Русалка» (первая его публикация на эту тему — журнал «Русская
литература». 1979. №3).
В последние годы в литературном творчестве Рецептера на передний план выходит
художественная проза. Активную читательскую реакцию (в т.ч. среди литераторов —
А.Володина, В.Кривулина, Ст.Рассадина и др.) вызвал роман Рецептер «Узлов, или
Обращение к Казанове». В этом романе, исполненном в гротескно-авантюрном жанре,
поставлены мн. социально-философские вопр. современности: о самоценности
индивидуальной жизни, о свободе и насилии, о сущности исторического прогресса.
Те же проблемы подняты Рецептером и в автобиографической повести «Прощай, БДТ
(Из жизни театрального отщепенца)».
Продолжением и развитием этих двух линий — философско-фантастической и
автобиографической — явились новые романы: «Ностальгия по Японии: Гастрольный
роман» (М., 2001) и «Гастрольный роман: Ностальгия по Японии», который
готовится к печати. Ждет опубликования и итоговый сборник стихов Рецептера с
характерным названием: «Сквозь прозу».
Соч.:
Актерский цех. Ташкент, 1962;
Опять пришла пора. Ташкент, 1974;
Вид с моста. Л., 1984;
Возвращение. Ташкент, 1987;
Прошедший сезон, или Предлагаемые обстоятельства. Л., 1989;
Узлов, или Обращение к Казанове. СПб., 1994;
Прощай, БДТ! СПб., 1999.
Лит.:
Василевский А. В.Рецептер. Представление// Новый мир. 1982. №12;
Палей М. Пусть будет дверь открыта // Литературное обозрение. 1988. №2;
Филиппов Г. Поставангард? Традиционность? По поводу романа Владимира Рецептера
«Узлов, или Обращение к Казанове» и о другом // Звезда. 1996. №12;
Рассадин Ст. Отщепенец Рецептер, или Гамлет, который выжил // Знамя. 2001. №12.
Г.В.Филиппов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|