AZ-libr.ру

информационный портал





Крон Александр Александрович [13.07.1909-26.02.1983]

Крон Александр Александрович
       [30.6(13.7).1909, Москва — 26.2.1983, Москва]
       — драматург, прозаик.
       Свою первую пьесу «Винтовка № 492116» Крон написал в 1929, будучи студентом МГУ (окончил в 1930). Тема — перевоспитание малолетних беспризорников; в основу пьесы легли впечатления от трудовой колонии под Москвой. Пьеса была поставлена в Москве, с успехом ее играли также в Ленинграде, перевели на многие языки народов СССР, она обошла почти все ТЮЗы (театры юного зрителя) страны. Уже здесь определился основной герой творчества Крона — руководитель, для которого необходимая дисциплина не должна отменять самостоятельность мышления подчиненных. Не случаен и номер винтовки в названии — это был номер винтовки автора на военных сборах.
       Проблема формирования характера была продолжена в пьесе «Трус» (1934), которую поставили сразу два московских театра, театр в Киеве, затем она шла также в других странах (напр., в Испании во время Гражданской войны). «Винтовку» продолжила пьеса «Наше оружие» (1937).
       В 1930-31 Крон жил в Баку, о жизни бакинских нефтяников он написал пьесу «Глубокая разведка» (1941), во время работы над этой пьесой дважды ездил на нефтяные разведки в Азербайджан. Пьеса о нефтеразведке стала для автора разведкой темы — производственный конфликт по сути своей выявлялся им здесь как конфликт нравственный. Премьера «Глубокой разведки» состоялась во МХАТе в 1943 — «мирная» пьеса оказалась ко времени в разгар войны. Позднее она была поставлена в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, ГДР. Перед войной К. опубликовал также несколько театральных рецензий, слушал лекции на курсах военно-морских корреспондентов.
       Во время Великой Отечественной войны Крон работал в Кронштадте редактором многотиражной газеты соединения подводных лодок «Дозор». Редакция газеты размещалась на плавбазе подводных лодок «Иртыш», вместе с краснофлотцами Крон перенес налеты на Кронштадт, когда над островом появлялись одновременно сотни фашистских самолетов. Старший политрук Крон принимал участие в военно-морских операциях, ходил в море с тральщиками, морскими катерами, броне-охотниками. Построенные на основе действительных событий его «Рассказы о подводниках» печатались и передавались по радио. Три рассказа Крон напечатал в центральных газетах.
       Во время войны Крон работал также в оперативной группе писателей при политуправлении Балтфлота.
       В 1942 в Ленинграде действовал из театров лишь Театр музыкальной комедии, для него и была написана пьеса Вс.Вишневского, Вс.Азарова и А.Крона «Раскинулось море широко». Премьера состоялась 7 нояб. 1942, зал театра, вмещавший около 1500 зрителей, был полон, спектакль прошел с большим успехом.
       В 1943, также в короткий срок, Крон написал пьесу «Офицер флота» (опубл. в 1944), в которой передал пафос блокадных дней и ночей: «Весной мы пойдем в море. Я не обольщаюсь, будет трудно, еще трудней, чем было осенью. Мы воюем с умным и сильным врагом... Я твердо знаю, что враг сделает все, чтоб запереть нас в заливе... Но мы пройдем». Проблемы долга, чести, личной ответственности, поднятые в пьесе, были животрепещущими и важными. Пьесу «Офицер флота» поставил театр Краснознаменного Балтийского флота, затем МХАТ, она увидела сцену во многих городах и во всех флотских театрах. Слова к песне в этой пьесе по просьбе Крона написала Ольга Берггольц.
       Крон принимал активное участие и в наступательных операциях Балтфлота.
       В сент. 1944 его встречал Таллин, затем Крон был направлен на Моонзундские о-ва, где шли бои; совместно с Вс.Азаровым написал корреспонденцию «Бои на Сааремаа». Дальнейшие командировки — в речную флотилию на Одер, на Тихий океан во время войны с Японией — давали материал для новых очерков.
       В конце 1940-х Крон выступил против утвердившейся в те годы «теории бесконфликтности». В его пьесе «Кандидат партии» (1950) был проанализирован конфликт мировоззрений — между мещански-потребительским и творческим отношением к труду. Крон высказывал свои взгляды открыто и решительно, это вызывало осложнения, в 1949 готовился арест Крона, его спас А.Фадеев. В альманахе «Литературная Москва» в 1956 была опубликована статья Крона «Заметки писателя»; эта статья, как и напечатанные в альм, рассказы А.Яшина, Ю.Нагибина, Н.Жданова были осуждены «как идейно порочные» (Московский литератор. 1957. 26 дек.).
       В дальнейшем Крон публикует статьи о Балтике военного времени, о героях-подводниках П.Грищенко, А.Лебедеве, С.Лисине, А.Маринеско, А.Матиясевиче, Е.Осипове: «Из балтийских дневников», «Как я стал маринистом», «Алексей Лебедев», «Кронштадтские встречи». Образы пьесы «Офицер флота» обрели новую жизнь в большом прозаическом произведении Крона — в романе «Дом и корабль» (1964). Его герой старший лейтенант Виктор Горбунов стремится с честью выполнять свой патриотический долг при обороне Ленинграда. Он продолжает галерею более ранних положительных героев Крона — Эйно в «Винтовке», Дорофей Семеняк в «Трусе», инженер Александр Майоров в «Глубокой разведке», рабочий Николай Леонтьев в «Кандидате партии» и других. По мнению самого автора, «Дом и корабль» — роман о воинском подвиге, точнее — о подготовке для подвига: «Самый подвиг может длиться секунды, но он непременно подготовлен всей жизнью» (Крон А. Избранное. М., 1972. С.6).
       Крон написал серию очерков о подводниках, книгу очерков о путешествии в Индонезию «На ходу и на якоре» (1961), автобиографическую статью «Моя анкета» (1961). Перевел пьесы Анны Броделе «Новоселы» и «Учитель Страуме», руководил творческим семинаром в Литературном институте, оставил воспоминания об Ольге Берггольц, А.Твардовском, Э.Казакевиче, Вс.Иванове, Ю.Крымове, режиссере Ф.Каверине, артисте М.Астангове и других современниках. Интересны суждения Крона в статье о Льве Толстом «Любимый писатель» (Театр. 1960. №11).
       Крон пользовался постоянным вниманием прессы: В.Кетлинская пишет о нем в статье «Глубинное течение» (Литературная газета. 1964. 28 нояб.), В.Сурвилло — в статье «От пьесы к роману» (Новый мир. 1965. №2) и других. Однако путь Крона по-прежнему не был гладким, далеко не сразу был напечатан его роман «Бессонница». После его публикации в 1977 читательские письма и отклики на конференциях в Москве и Ленинграде, на ЗИЛе и КамАЗе засвидетельствовали творческий успех писателя. Автор работал над романом не менее 10 лет, идя вглубь современной действительности, ее конфликтов и причин их возникновения. Роман посвящен в первую очередь этическим проблемам, автор серьезно и глубоко изучил круг научных интересов своих героев, положение дел в научно-исследовательских институтах своего времени. Вообще для Крона характерно вживание и «вчитывание» в затронутый им материал: работая над «Глубокой разведкой», он прочитал немало специальной технической литературы по теме.
       Издав в 1976 очерки «Вечная проблема», Крон 1980-е начинает изданием романа «Бессонница» и сб. «Пьесы и статьи о театре». Сосредоточенность на раздумьях об одном из своих балтийских героев привела к созданию повести о знаменитом подводнике А.И.Маринеско «Капитан дальнего плавания: Повесть о друге», которой суждено было стать последним произведением автора. Беспримерный успех А.Маринеско на Балтике был тем героическим подвигом, который не только потряс фашистов в последний период войны, но даже, по мнению адмирала И.С.Исакова, ускорил их разгром. «Атакой века» назвали за рубежом подвиг А.Маринеско. При этом герой повести не только храбр, но и по-человечески обаятелен. Однако жизнь А.Маринеско после войны складывалась трудно, он был несправедливо осужден и сослан, его имя замалчивали, и именно Крон был тем человеком, который помог ему вернуть доброе имя. «Капитан дальнего плавания» — это книга не только о подвиге, это книга раздумий о гражданской ответственности, о верности совести и долгу, о подлинности призвания. Книга заражает читателя «духом поиска — поиска правды, добра, справедливости» (Лазарев Л. После подвига... // Дружба народов. 1984. №1. С.252). А.Маринеско, по словам В.Порудоминского, «быть может, самый замечательный офицер флота, разделивший с Александром Кроном его дальнее плавание» (Лит. обозрение. 1983. № 4-6. С. 67).

Соч.:
       СС: в 5 т. М., 1990;
       Избранные произведения: в 2 т. М., 1980;
       Избранное. М., 1972;
       Пьесы. М., 1955;
       На ходу и на якоре. Впечатления. М., 1961;
       Театр. М., 1971;
       Дом и корабль: роман. М., 1974 (и др. изд.);
       Вечная проблема: очерки. М., 1976;
       Пьесы и статьи о театре. М., 1980;
       Капитан дальнего плавания: Повесть о друге. М., 1984 (и др. изд.);
       Бессонница: роман. Капитан дальнего плавания: Повесть о друге. М., 1991;
       Память при вечернем освещении: А. Крон об А. Ахматовой // Звезда. 1998. №3.

Лит.:
       Тевекелян Д. Александр Крон и его герой // Крон А. Избранные произведения: в 2 т. Т.I. М., 1980. С.5-22;
       Рубашкин А. Из подвига — не вычесть // Нева. 1983. №11;
       Каверин В. Ум и сердце // Октябрь. 1987. №2;
       Меттер И. Будни. Л., 1987. С.347-357;
       Азаров Вс. Ветры нашей молодости: Повести. Очерки. Воспоминания. Л., 1987. С.84-120;
       Иванова Г. Мои современники, какими я их знала: очерки. М., 1987. С.453-466;
       Мунблит Г. Рассказы о писателях и маленькая повесть. М., 1989. С.163-175;
       Тевекелян Д. Главная книга Александра Крона // Крон А. СС: в 3 т. М., 1990. Т.1. С.5-26;
       Каменецкий Е. «Я бы пал перед вами на колено...» // Журналист. 1993. №5;
       Алянский Ю. История одной цитаты: Письма А.Крона // Нева. 1997. №7;
       Меттер И.М. Письма к А.А.Крону // Звезда. 1998. №11.

В.А.Шошин



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:27 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"