|
Крон Александр Александрович
[30.6(13.7).1909, Москва — 26.2.1983, Москва]
— драматург, прозаик.
Свою первую пьесу «Винтовка № 492116» Крон написал в 1929, будучи студентом МГУ
(окончил в 1930). Тема — перевоспитание малолетних беспризорников; в основу
пьесы легли впечатления от трудовой колонии под Москвой. Пьеса была поставлена
в Москве, с успехом ее играли также в Ленинграде, перевели на многие языки
народов СССР, она обошла почти все ТЮЗы (театры юного зрителя) страны. Уже
здесь определился основной герой творчества Крона — руководитель, для которого
необходимая дисциплина не должна отменять самостоятельность мышления
подчиненных. Не случаен и номер винтовки в названии — это был номер винтовки
автора на военных сборах.
Проблема формирования характера была продолжена в пьесе «Трус» (1934), которую
поставили сразу два московских театра, театр в Киеве, затем она шла также в
других странах (напр., в Испании во время Гражданской войны). «Винтовку»
продолжила пьеса «Наше оружие» (1937).
В 1930-31 Крон жил в Баку, о жизни бакинских нефтяников он написал пьесу
«Глубокая разведка» (1941), во время работы над этой пьесой дважды ездил на
нефтяные разведки в Азербайджан. Пьеса о нефтеразведке стала для автора
разведкой темы — производственный конфликт по сути своей выявлялся им здесь как
конфликт нравственный. Премьера «Глубокой разведки» состоялась во МХАТе в 1943
— «мирная» пьеса оказалась ко времени в разгар войны. Позднее она была
поставлена в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, ГДР. Перед войной К. опубликовал
также несколько театральных рецензий, слушал лекции на курсах военно-морских
корреспондентов.
Во время Великой Отечественной войны Крон работал в Кронштадте редактором
многотиражной газеты соединения подводных лодок «Дозор». Редакция газеты
размещалась на плавбазе подводных лодок «Иртыш», вместе с краснофлотцами Крон
перенес налеты на Кронштадт, когда над островом появлялись одновременно сотни
фашистских самолетов. Старший политрук Крон принимал участие в военно-морских
операциях, ходил в море с тральщиками, морскими катерами, броне-охотниками.
Построенные на основе действительных событий его «Рассказы о подводниках»
печатались и передавались по радио. Три рассказа Крон напечатал в центральных
газетах.
Во время войны Крон работал также в оперативной группе писателей при
политуправлении Балтфлота.
В 1942 в Ленинграде действовал из театров лишь Театр музыкальной комедии, для
него и была написана пьеса Вс.Вишневского, Вс.Азарова и А.Крона «Раскинулось
море широко». Премьера состоялась 7 нояб. 1942, зал театра, вмещавший около
1500 зрителей, был полон, спектакль прошел с большим успехом.
В 1943, также в короткий срок, Крон написал пьесу «Офицер флота» (опубл. в
1944), в которой передал пафос блокадных дней и ночей: «Весной мы пойдем в
море. Я не обольщаюсь, будет трудно, еще трудней, чем было осенью. Мы воюем с
умным и сильным врагом... Я твердо знаю, что враг сделает все, чтоб запереть
нас в заливе... Но мы пройдем». Проблемы долга, чести, личной ответственности,
поднятые в пьесе, были животрепещущими и важными. Пьесу «Офицер флота» поставил
театр Краснознаменного Балтийского флота, затем МХАТ, она увидела сцену во
многих городах и во всех флотских театрах. Слова к песне в этой пьесе по
просьбе Крона написала Ольга Берггольц.
Крон принимал активное участие и в наступательных операциях Балтфлота.
В сент. 1944 его встречал Таллин, затем Крон был направлен на Моонзундские
о-ва, где шли бои; совместно с Вс.Азаровым написал корреспонденцию «Бои на
Сааремаа». Дальнейшие командировки — в речную флотилию на Одер, на Тихий океан
во время войны с Японией — давали материал для новых очерков.
В конце 1940-х Крон выступил против утвердившейся в те годы «теории
бесконфликтности». В его пьесе «Кандидат партии» (1950) был проанализирован
конфликт мировоззрений — между мещански-потребительским и творческим отношением
к труду. Крон высказывал свои взгляды открыто и решительно, это вызывало
осложнения, в 1949 готовился арест Крона, его спас А.Фадеев. В альманахе
«Литературная Москва» в 1956 была опубликована статья Крона «Заметки писателя»;
эта статья, как и напечатанные в альм, рассказы А.Яшина, Ю.Нагибина, Н.Жданова
были осуждены «как идейно порочные» (Московский литератор. 1957. 26 дек.).
В дальнейшем Крон публикует статьи о Балтике военного времени, о
героях-подводниках П.Грищенко, А.Лебедеве, С.Лисине, А.Маринеско,
А.Матиясевиче, Е.Осипове: «Из балтийских дневников», «Как я стал маринистом»,
«Алексей Лебедев», «Кронштадтские встречи». Образы пьесы «Офицер флота» обрели
новую жизнь в большом прозаическом произведении Крона — в романе «Дом и
корабль» (1964). Его герой старший лейтенант Виктор Горбунов стремится с честью
выполнять свой патриотический долг при обороне Ленинграда. Он продолжает
галерею более ранних положительных героев Крона — Эйно в «Винтовке», Дорофей
Семеняк в «Трусе», инженер Александр Майоров в «Глубокой разведке», рабочий
Николай Леонтьев в «Кандидате партии» и других. По мнению самого автора, «Дом и
корабль» — роман о воинском подвиге, точнее — о подготовке для подвига: «Самый
подвиг может длиться секунды, но он непременно подготовлен всей жизнью» (Крон
А. Избранное. М., 1972. С.6).
Крон написал серию очерков о подводниках, книгу очерков о путешествии в
Индонезию «На ходу и на якоре» (1961), автобиографическую статью «Моя анкета»
(1961). Перевел пьесы Анны Броделе «Новоселы» и «Учитель Страуме», руководил
творческим семинаром в Литературном институте, оставил воспоминания об Ольге
Берггольц, А.Твардовском, Э.Казакевиче, Вс.Иванове, Ю.Крымове, режиссере
Ф.Каверине, артисте М.Астангове и других современниках. Интересны суждения
Крона в статье о Льве Толстом «Любимый писатель» (Театр. 1960. №11).
Крон пользовался постоянным вниманием прессы: В.Кетлинская пишет о нем в статье
«Глубинное течение» (Литературная газета. 1964. 28 нояб.), В.Сурвилло — в
статье «От пьесы к роману» (Новый мир. 1965. №2) и других. Однако путь Крона
по-прежнему не был гладким, далеко не сразу был напечатан его роман
«Бессонница». После его публикации в 1977 читательские письма и отклики на
конференциях в Москве и Ленинграде, на ЗИЛе и КамАЗе засвидетельствовали
творческий успех писателя. Автор работал над романом не менее 10 лет, идя
вглубь современной действительности, ее конфликтов и причин их возникновения.
Роман посвящен в первую очередь этическим проблемам, автор серьезно и глубоко
изучил круг научных интересов своих героев, положение дел в
научно-исследовательских институтах своего времени. Вообще для Крона характерно
вживание и «вчитывание» в затронутый им материал: работая над «Глубокой
разведкой», он прочитал немало специальной технической литературы по теме.
Издав в 1976 очерки «Вечная проблема», Крон 1980-е начинает изданием романа
«Бессонница» и сб. «Пьесы и статьи о театре». Сосредоточенность на раздумьях об
одном из своих балтийских героев привела к созданию повести о знаменитом
подводнике А.И.Маринеско «Капитан дальнего плавания: Повесть о друге», которой
суждено было стать последним произведением автора. Беспримерный успех
А.Маринеско на Балтике был тем героическим подвигом, который не только потряс
фашистов в последний период войны, но даже, по мнению адмирала И.С.Исакова,
ускорил их разгром. «Атакой века» назвали за рубежом подвиг А.Маринеско. При
этом герой повести не только храбр, но и по-человечески обаятелен. Однако жизнь
А.Маринеско после войны складывалась трудно, он был несправедливо осужден и
сослан, его имя замалчивали, и именно Крон был тем человеком, который помог ему
вернуть доброе имя. «Капитан дальнего плавания» — это книга не только о
подвиге, это книга раздумий о гражданской ответственности, о верности совести и
долгу, о подлинности призвания. Книга заражает читателя «духом поиска — поиска
правды, добра, справедливости» (Лазарев Л. После подвига... // Дружба народов.
1984. №1. С.252). А.Маринеско, по словам В.Порудоминского, «быть может, самый
замечательный офицер флота, разделивший с Александром Кроном его дальнее
плавание» (Лит. обозрение. 1983. № 4-6. С. 67).
Соч.:
СС: в 5 т. М., 1990;
Избранные произведения: в 2 т. М., 1980;
Избранное. М., 1972;
Пьесы. М., 1955;
На ходу и на якоре. Впечатления. М., 1961;
Театр. М., 1971;
Дом и корабль: роман. М., 1974 (и др. изд.);
Вечная проблема: очерки. М., 1976;
Пьесы и статьи о театре. М., 1980;
Капитан дальнего плавания: Повесть о друге. М., 1984 (и др. изд.);
Бессонница: роман. Капитан дальнего плавания: Повесть о друге. М., 1991;
Память при вечернем освещении: А. Крон об А. Ахматовой // Звезда. 1998. №3.
Лит.:
Тевекелян Д. Александр Крон и его герой // Крон А. Избранные произведения: в 2
т. Т.I. М., 1980. С.5-22;
Рубашкин А. Из подвига — не вычесть // Нева. 1983. №11;
Каверин В. Ум и сердце // Октябрь. 1987. №2;
Меттер И. Будни. Л., 1987. С.347-357;
Азаров Вс. Ветры нашей молодости: Повести. Очерки. Воспоминания. Л., 1987.
С.84-120;
Иванова Г. Мои современники, какими я их знала: очерки. М., 1987. С.453-466;
Мунблит Г. Рассказы о писателях и маленькая повесть. М., 1989. С.163-175;
Тевекелян Д. Главная книга Александра Крона // Крон А. СС: в 3 т. М., 1990.
Т.1. С.5-26;
Каменецкий Е. «Я бы пал перед вами на колено...» // Журналист. 1993. №5;
Алянский Ю. История одной цитаты: Письма А.Крона // Нева. 1997. №7;
Меттер И.М. Письма к А.А.Крону // Звезда. 1998. №11.
В.А.Шошин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|